Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока ИЗО для старшей возрастной группы (11-15 лет). Организация композиции в произведениях изобразительного искусства

Конспект урока для старшей возрастной группы (11-15 лет) по теме «Организация композиции в произведениях изобразительного искусства».
Автор: Гарбузенко Марина Николаевна, преподаватель ИЗО, МБУ ДО АР «ДШИ г. Аксая».

Описание материала: Большое значение для ребенка имеет возможность применить полученные знания в повседневной жизни. Умение объективно и профессионально оценить произведение искусства ¬ важное качество для начинающего художника. Именно такой опыт дает данный урок по организации композиции.
Предлагаю Вам конспект урока для старшей возрастной группы по теме «Организация композиции в произведениях изобразительного искусства».
Данный материал будет предназначен для преподавателей, осуществляющих свою деятельность по предмету «Изобразительное искусство», а также для детей от 11 лет. Вместе с тем, тема урока чрезвычайно важна не только для подрастающих художников но и для любого человека, так или иначе приближенного к миру искусства.
Урок разработан для детей старшей возрастной группы, поскольку в старшем школьном возрасте подростки в состоянии осмыслить сложные термины и задуматься над их значением. Урок рассчитан на два академических часа и разделен на две части ¬ теоретическую и практическую. Практическая задача заключается в овладении навыками самостоятельной исследовательской деятельности, анализа, сравнения. Во время перерыва учащимся дается возможность отдохнуть, чтобы исключить переутомление.

Концепция урока: композиция – неотъемлемое качество произведений изобразительного искусства.

Цель урока: формирование понятия структуры художественного произведения, композиции в произведениях изобразительного искусства и закрепление полученных знаний.

Задачи:

Образовательные:
- раскрыть сущность термина «композиция»;
- раскрыть зависимость выразительных качеств художественного образа от средств композиции;
- объяснить основные признаки композиции;
- провести поэтапный анализ композиции живописных работ известных мастеров.
Развивающие:
- развивать композиционное мышление, практические навыки и умения в проведении анализа композиции произведений искусства;
- развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые:
- развитие связной речи, обогащение словарного запаса детей новыми терминами: признаки композиции, композиционные оси, типы композиции.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету «Изобразительное искусство».

Метод урока:
- объяснительно-иллюстративный (демонстрация слайдов, иллюстраций);
- исследовательский (анализ известных произведений).

План урока:
1.Организационный момент;
2.Вступление;
3.Теоретическая часть;
4.Перерыв;
5.Практическая часть ¬ анализ композиции картин;
6.Выводы.
Ход урока:
Во время организационного момента проверяется наличие оборудования, материала, слайдов, иллюстраций картин, инструментов.
Вступление:
Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Кроме того, с ее помощью нравственно-художественные взгляды автора получают гармоничное воплощение. У композиции есть свои законы, правила, признаки. Этот вопрос очень обширен, поэтому ограничимся обсуждением лишь малой его части. Речь пойдет об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины.

Теоретическая часть(30 мин):
Истинный профессионализм художника состоит не в том, что он научился хорошо рисовать, живописно писать красками, свободно компоновать на любую тему, а в том, создают ли эти частные умения единую, стройную, связную систему.
Умеет ли художник, как хороший дирижёр, направить все инструменты оркестра на создание целостного гармонического звучания для выражения своего замысла.
Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность.
Композиция (соmроsitiо - лат.) в переводе буквально означает со-расположение.
Упорядоченное соединение элементов.
Композиция - это строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность изображения, направленная на раскрытие содержания, идеи произведения.
С одной стороны, в природе царствует хаос, с другой - строгий порядок. Всё - от атома до галактических систем рождается и существует как упорядоченный хаос. Художник-творец выстраивает порядок из хаоса с определённой творческой задачей, движимый внутренним голосом, при этом пользуясь определёнными композиционными средствами.
Признаки композиции
- целостность
- подчинённость второстепенного главному
- уравновешенность
Целостность
- внутреннее единство композиции.
Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность композиции. Целостность нельзя понимать как спаянный монолит - между элементами изображения могут быть промежутки, пробелы, но всё-таки тяготение частей друг к другу, их взаимодействие должно ощущаться.
Вот как описывает это В. Фаворский при создании натюрморта: «Если он (художник) начнёт эту группу рисовать или писать и его задачей будет цeльно видеть всё это, то он увидит, как вещи будут разговаривать друг с другом, сложно относиться друг к другу, уступать друг другу, строить глубину, влиять друг на друга цветом, силуэтом и так далее, он как бы услышит тихий разговор, и его натюрморт, то есть мёртвая натура, представится ему как штильлебен, то есть как тихая жизнь. И если он сумеет действительно цельно изобразить эту группу предметов, то художник откроет ритм, ритмическое отношение вещей друг к другу, причём вещи будут сами ещё и меняться в зависимости от того, какую с какой мы будем соотносить».
Подчинённость второстепенного главному (наличие доминанты)
Главный элемент композиции обычно сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепенные элементы. Они оттеняют, выделяют, направляют взгляд при рассматривании произведения. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, её главный элемент может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины - это не важно.
Уравновешенность (статическая и динамическая)
Уравновешенность
- основа гармонии в произведении. Всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие - это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости.
Виды равновесия:
Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата.
Динамическое равновесие возникает при ассиметричном расположении фигур на плоскости, т. е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.
Симметричная композиция имеет качество уравновешенности изначально, как данность, поэтому здесь не о чем говорить ¬ «Обручение Марии» Рафаэль Санти.

В ассиметричной композиции добиться равновесия сложнее. Например, крупную фигуру в левой части плоскости в состоянии уравновесить небольшой контрастный элемент в правой, который активен в силу своих тональных отношений с фоном. «Портрет Нади Павловой» Е. Широков.

Композиционные оси
Композиционные оси - направления развития композиции, которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя. Художники, зная или интуитивно чувствуя, как влияет направление главных линий картины на восприятие, использовали эту особенность.
Композиционные оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми nерсnективными, ¬ уводящими в глубину картины, пример – картина «Не ждали» И. Е. Репина

«Явление Христа народу» А.А Иванова.

Вертикальная направленность даёт торжественность, устремлённость к возвышенному духу. Сочетание резких вертикальных, угловатых или округлых линий придаёт композиционной схеме динамичность. Диагональность наиболее динамична, она подчёркивает развитие, помогает лучше ощутить скорость, натиск, движение.
Если композиция формируется прямыми горизонтальными или слегка наклонёнными линиями, создаётся впечатление покоя либо размеренного, лёгкого движения. Горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение.
Особое место занимают перспективные оси. Они не только показывают предметы сходящимися в точку с удалением от зрителя в бесконечность, они как бы втягивают взгляд в глубину картины, делают зрителя участником события. Оси часто выступают в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
К наиболее распространенным композиционным приёмам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму.
Ритм ¬ это закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых, изобразительных и так далее). Ритм существует везде, он пронизывает все и всюду. Совершенную форму художник создает тогда, когда почувствует ритм своей идеи, определит формат и размер холста, расположит его горизонтально или вертикально и потом уже, не нарушая избранного ритма или умело, сознательно его нарушая, сконцентрирует его в нужном месте картины для более полного выражения идеи. Это можно видеть в картинах «Ослепление Самсона» Рембрандта,

«На старом уральском заводе» Б.В. Иогансона.

Живописцы иногда пользуются условно называемым "круговым построением", которое помогает закомпоновать в определённом порядке большое число людей. Этот приём особенно хорош, когда художник желает привлечь внимание к каждому персонажу, когда многофигурная композиция, следуя замыслу автора, не превращается в изображение безликой толпы, а является сосредоточением индивидуальностей. Если на схеме поместим хаотично разбросанные точки, то глаз будет воспринимать их как общую массу, не задерживаясь на отдельной точке. Но стоит расположить точки по одной или более замкнутым кривым, как наш взгляд организуется.
Замкнутая линия как бы ведёт глаз за собой, повторяя её движение по нескольку раз, попутно останавливаясь на одних и тех же точках.

Типы композиции
Замкнутая композиция- изображение не стремится к краям, а как бы замыкается само на себя. Взгляд зрителя переходит от центра композиции к периферийным элементам, возвращается через другие периферийные элементы опять к центру внимания, то есть стремится с любого места композиции к её центру. Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей. В этом случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле - на каком-либо фоне композиционное пятно имеет чёткие границы, все композиционные элементы тесно связаны между собой, пластически компактны.
Открытая композиция- отсутствует затягивание взгляда к центру композиции - наоборот, взгляд уходит за пределы картины с некоторым домысливанием неизображённой части. Открытая композиция тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Она всегда в конечном итоге уходит от центра.
Ассоциация- психологическая связь представлений о различных предметах и
явлениях, выработанных жизненным опытом. Ассоциация тесно связана с художественным образом. Фактически каждый предмет вызывает какую-либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер (эскимос - снег, север; ночное небо - бесконечность; пантера - изящество и коварство. Этот раздел композиции потребует дополнительного мыслительного процесса, чистого творчества, идущего дальше технического мастерства. В каждом произведении искусства присутствует художественный образ.
Художественный образ- результат отбора, тенденции, общего замысла~ произведения. Он острее, чем натура, характернее, точнее, направленнее.
Даже в портретном искусстве художник правит форму, усиливает её выразительность, нередко ценой некоторого отступления в частностях. Портретируемый часто не похож на себя - на свой типичный образ и нужно найти такой ракурс, такое состояние, при котором человек больше всего похож на себя, когда наиболее ярко проявляются его качества.
Таким образом, художественное произведение это не прямой слепок с натуры. Выразительность и жизненность художественного образа создаются конкретными средствами. Попытаемся в предметных композициях провести несложный анализ, чтобы выявить эти средства.
Анализ картины более активно проявляет некоторые особенности произведения и по возможности объясняет композиционный замысел художника. Как разделить единый организм на части? Можно воспользоваться традиционным набором действий:
- провести диагональные оси, определить геометрический и композиционный центры, выделить светлые и тёмные места, холодные и тёплые тона, указать композиционные оси и т.д. Тогда легче установить формальную структуру изображения.
Чтобы понять, как художнику удалось создать гармоничную, выразительную картину, мы разберем ее на отдельные части и выявим структуру.

Перерыв (15 мин)
Практическая часть(30 мин)
Предлагаю рассмотреть несколько картин: натюрморт Поля Сезанна, пейзаж Ван Гога и пейзаж Альбера Марке, и другие по выбору учащихся. Изобразительный ряд в форме слайдов, репродукций предоставляется.


(Для анализа приглашаются учащиеся). Ученики выходят по очереди к доске, рисуют формат картины, чертят мелом композиционные оси, находят центр композиции, определяют ритмические особенности, динамику или статику, симметрию или ассиметрию и так далее. В случае необходимости, учитель помогает ученикам, вносит поправки.

Вывод:
В нашем уроке мы сумели подробно ознакомиться с особенностями композиционного построения, изучили ряд картин великих мастеров, провели анализ структуры их произведений на основе знаний о композиции.
Домашнее задание:
Провести анализ произведения искусства художника (по выбору учащегося).

Анализ урока: на уроке учащиеся ознакомились с дидактическим материалом, получили основное представление о понятии «композиция». Этот опыт предполагает дальнейшее самостоятельное изучение предмета во взаимосвязи с различными видами изобразительного искусства, поиск дополнительного материала, с целью внимательного усвоения теории, правил и законов композиции. Ученики провели, с помощью педагога, анализ некоторых картин известных художников, получили практический опыт в изучении композиционной структуры произведений.

Список литературы:
1. Ф.В. Ковалев «Золотое сечение в живописи: учебное пособие». Издательское объединение «Выща школа», Киев, 1989,
2. В.А. Фаворский «Теория композиции», Советский художник, М, 1981,
3. Н.Н. Волков Композиция. М.,1984.
4. И.Я. Зязюн Основы педагогического мастерства. М.,1987.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Аппликация. Портрет человека

Рисование образа Весны для детей. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 183 дня назад (10 июня 2016)
Просмотров: 1345
Рубрика: Без рубрики
+14
Голосов: 14
Сидорова Зоя Григорьевна # 10 июня 2016 в 22:22 +5
Марина Николаевна!
С интересом прочитала конспект урока «Организация композиции в произведениях изобразительного искусства». Детям, конечно, было интересно. Материал замечательный. Главное, что сквозит в Вашей работе - желание воспитать в детях - умение думать, анализировать. Публикация чудесно иллюстрирована, что упрощает усвоение материала по теме.
Публикация заинтересует многих педагогов.
Рада буду использовать материалы в педагогической деятельности.
Некоторые рекомендации по оформлению:
- необходимо убрать лишние пробелы между строк,
- обратите внимание на величину фото (Фото должны быть качественными, без логотипов, размер фото не менее 700 точек по ширине)
Посмотрите по ссылке правила оформления публикации: http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Удачи Вам!
Голос!
Зоя.
Марина Николаевна Гарбузенко # 10 июня 2016 в 22:39 +1
Спасибо Вам большое, Зоя Григорьевна!!!
Мира Симеунович # 10 июня 2016 в 22:37 +5
Здравствуйте, Марина Николаевна! Вы правы: функциональные знания – самые важные в современной образовательной системе, в том числе надо уметь применять и теоретические знания по композиции художественного произведения. Я не специалист, но видно, что на уроке (-ах) Вы подробно знакомите учащихся с понятием композиции, её признаками, с ритмом и типами композиции, демонстрируя все элементы на произведениях известных художников. Таким образом Вы заставляете учащихся задумываться, размышлять, исследовать. У них развиваются аналитические способности, художественный вкус и интерес к изобразительному искусству. (Конечно, учтите советы Зои Григорьевны по оформлению публикации.) Примите голос! Желаю успехов!
Марина Николаевна Гарбузенко # 10 июня 2016 в 22:41 +2
Благодарю Вас, Мира, за Ваш комментарий!!!
Татьяна Александровна Толстикова # 10 июня 2016 в 23:41 +6
Марина Николаевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с содержанием Вашего урока. Подрастающие художники, безусловно, должны знать об основах композиции, и Вам удаётся донести до ребят суть этого понятия, показать на конкретных примерах и самим проанализировать работы художников, закрепляя полученные знания. Мне и самой было очень любопытно и интересно попытаться вникнуть в секреты композиции. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую. Успехов Вам!
Марина Николаевна Гарбузенко # 10 июня 2016 в 23:51 +1
Спасибо, Татьяна Александровна!!!
Софья Владимировна Юхнина # 11 июня 2016 в 12:25 +6
Марина Николаевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом урока для старшей возрастной группы (11-15 лет) по теме «Организация композиции в произведениях изобразительного искусства».
Грамотно! Познавательно! Насыщенно! Вы создаёте условия для формирования понятия структуры художественного произведения, композиции в произведениях изобразительного искусства. Материал будет очень полезен для педагогов, работающих в данном направлении. С удовольствием голосую, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Марина Николаевна Гарбузенко # 11 июня 2016 в 16:35 +3
Спасибо Вам большое, Софья Владимировна, за комментарий и поддержку!
Вікторія Володимирівна Непийвода # 12 июня 2016 в 02:17 +6
Понравилась ваша работа. У вас есть чему поучиться.
Марина Николаевна Гарбузенко # 12 июня 2016 в 23:13 +3
Спасибо, ВIкторIя ВОЛОДИМИРIВНА!
Ирина Юрьевна Ручина # 12 июня 2016 в 11:00 +6
Добрый день, Марина Николаевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Конспект урока по теме "Организация композиции в произведениях изобразительного искусства" очень интересный, познавательный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Марина Николаевна Гарбузенко # 12 июня 2016 в 23:15 +3
Спасибо, Ирина Юрьевна, за Вашу поддержку и комментарий!
Ольга Васильевна Яковлева # 12 июня 2016 в 22:37 +4
Здравствуйте, Марина Николаевна. С интересом прочитала конспект урока. Мне очень понравилось его содержание. Спасибо! Творческих успехов! голос
Марина Николаевна Гарбузенко # 12 июня 2016 в 23:18 +2
Спасибо, Ольга Васильевна!!!
Валентина Политова # 13 июня 2016 в 22:45 +4
Марина Николаевна, спасибо за приглашение! Ваша методическая разработка познавательная, содержательная! Цель и задачи урока достигнуты. Анализ художественного произведения, грамотно организованный на занятиях, станет теоретической основой для самостоятельной художественной деятельности учащихся. Знание вопросов композиции имеет важное значение для развития творческого воображения, образного мышления учащихся. Голосую!
Марина Николаевна Гарбузенко # 13 июня 2016 в 22:49 +2
Спасибо, Валентина, за Ваш комментарий!
Тамара Александровна Новичкова # 16 июня 2016 в 20:32 +3
Конспект занятия мне понравился. Хорошо продуман ход, грамотно прописаны задачи, использованы разнообразные методы и приёмы. Вы воспитываете интерес к предмету "Изобразительное искусство", развиваете практические навыки и умения, внимание. Урок получился интересный и познавательный. Спасибо, Марина Николаевна за приглашение. Получила удовольствие. И я полностью согласна с замечаниями коллег. Иллюстрации не выдержаны в нужном размере. В целом конспект заслуживает внимания. +1
Марина Николаевна Гарбузенко # 16 июня 2016 в 21:42 +1
Спасибо, Тамара Александровна, за комментарий! Что же касается замечаний по качеству иллюстраций, то полностью согласна и с Вами, и с коллегами. Хочу также пояснить, что если бы предлагаемый материал предполагал наличие собственных иллюстраций, конечно же мне бы удалось добиться нужного их размера и качества. Но поскольку в материале мною представлены готовые иллюстрации картин, взятые из разных источников, обеспечить нужные требования к ним мне в полной мере не удалось. В дальнейшем обязательно учту все пожелания по оформлению работы.
Елена Ивановна Самохина # 22 июня 2016 в 20:54 +1
Актуальная тема для педагогов дополнительного образования, которые работают по программам художественной направленности. Чувствуется компетентность в подаче материала, доходчиво освещены признаки и типы композиции. Спасибо за возможность воспользоваться вашей разработкой. Успехов вам!
Марина Николаевна Гарбузенко # 22 июня 2016 в 22:35 +1
Спасибо, Елена Ивановна, за Вашу оценку моей работы!