Конкурсы для педагогов и детей

Социально-образовательный проект. Гражданско-патриотического воспитания школьников

Социально-образовательный проект «Гражданин» как эффективное средство формирования гражданско-патриотического воспитания школьников ( из опыта работы образовательного учреждения)
Автор: Гарастюк Марина Станиславовна, учитель истории и обществознания

Описание материала: данная статья будет интересна классным руководителем, заместителям директора по УВР, учителям-предметникам реализующим технологию социального проектирования. В статье описан опыт работы образовательной организации по воспитательно-образовательной программе Я.В. Соколова "Я - гражданин России"

В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода к формированию и воспитанию компетентностей подрастающего поколения.
В этой ситуации главным направлением современного образования является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Это главный акцент в работе образовательных учреждений, которые должны решать задачу создания современной системы воспитания молодого поколения.
Большим подспорьем в формировании гражданского сознания учащихся является применяемые в образовательном процессе новых социальных технологий таких как, например, социальное проектирование, которое дает детям возможность самостоятельно решать ряд последовательных задач: от постановки проблемы и цели, определения ее важности, до плана своих действий и логического завершения проекта.
Сегодня самарский регион является лидером внедрения и распространения технологии социального проектирования в рамках гражданско-патриотического воспитания учащихся. Нельзя не согласиться, с тем, что опыт Самарской области в данном направлении является уникальным. Уже много лет огромной популярностью в регионе пользуется конкурс социально-образовательных проектов «Гражданин», который направлен на решение стоящей перед государством задачи по формированию гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности у подрастающего поколения.
Понимая значимость внедрения социального проектирования в образовательный процесс школы директор Т.Н. Подоляко и администрация МБУ СОШ № 49 совместно с учащимися и учителями в течении многих лет уделяют внимание разработке и реализации проектов различной социальной направленности.
Для ребят МБУ СОШ № 49 г.о. Тольятти Самарской области участие в конкурсе «Гражданин» стало традиционным. В 2007 году учащиеся школы впервые разработали и реализовали свой социальный проект «Миллионы в помойке» о проблеме, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов. Креативность идеи, представленной подростками заключалась в том, что они увидели нерациональное отношение властей и общественности к мусору, который во многих странах мира не то гниет на свалках, а является вторичным сырьем, приносящим немалые доходы.
Главным результатом данного проекта стал разработанный и переданный губернатору Самарской области Артякову В.В. наказ с предложениями об изменении ситуации, связанной с ТБО. Ребята получили официальный ответ от руководителя области, в котором он обещал не оставить без внимания данную тему. Проект имел широкую огласку в Тольятти, его высоко оценило городское и областное жюри конкурса.
«Миллионы в помойке» стали дебютом для школьников 49 школы, который в корне изменил не только отношение ребят к окружающей действительности, но и помог им осознать, что они являются гражданами, от действий и мнения которых, зависит будущее города, области, страны. Поэтому желание действовать и влиять на ситуацию стало для детей необходимым.
Следующий социальный проект был посвящен спортивной тематике, так как в школе учится много ребят спортсменов. В названии «Обратная сторона медали» школьники попыталась отразить главную идею своего проекта: в большом спорте не должно быть забытых имен. Проведя анализ нормативно-правовых документов, социологическое и аналитическое исследования, встретившись со специалистами, ребята пришли к выводу, что на территории г. о. Тольятти фактически отсутствует материальная и моральная поддержка людей, которые защищали честь города и страны на спортивных соревнованиях различного уровня.
Главным результатом проекта стало привлечение внимания широкого круга общественности и власти к данной проблеме. Проект был освещен в местной печати и на телевидении. Инициативная группа выступила перед депутатами Самарской Губернской Думы с обращением, предлагавшим внести ряд поправок и дополнений в законодательство области. Своими силами при помощи администрации школы в лице директора Татьяны Николаевны Подоляко на территории образовательного учреждения была открыта «Аллея спортивных звезд». В 2009 году была заложена 1 звезда – Ольги Стариковой, заслуженного мастера спорта международного класса, чемпионки мира, трехкратной чемпионки Европы по прыжкам на батуте, в 2010 году на аллее появилась звезда Виталия Гройсмана заслуженного тренера СССР, а в 2013 году звезда Геннадия Цыгурова советского хоккеиста, заслуженного тренера России. Таким образом ученический проект позволил появится в школе новой традиции которая, не только воспитывает гордость и любовь к спорту, но и стала новым уникальным явлением нашего города.
Безусловно, важным фактором в успешности реализации социального проекта является помощь ребятам со стороны взрослых: администрации школы, родителей, учителей, экспертов, представителей бизнеса и властных структур. Директор МБУ СОШ № 49 Татьяна Николаевна не только помогает своим ученикам советами, но и является экспертом по многим вопросам, так как сама являлась депутатом Думы г. о. Тольятти, она очень заинтересована в том, чтобы ребята активно участвовали в работе над социальными проектами. Татьяна Николаевн считает, что такая деятельность помогает гражданскому становлению детей, приобщает их к социально значимым делам, воспитывает патриотизм и толерантность.
Гражданско-патриотического воспитание школьников является приоритетным направлением в воспитательной деятельности МБУ СОШ № 49. Школа активно взаимодействует с множеством социальных партнеров: Военно-техническим кадетским корпусом, Тольяттинским отдельным Казачьим войском, советом ветеранов Автозаводского района и т.д.
Неоценимую помощь методического содержания в гражданском воспитании школы оказывает Самарский региональный центр гражданского образования во главе с его руководителем Пахомовым Владимиром Петровичем.
Разработанные центром учебные курсы «Граждановедение», «Основы жизненного самоопределения» являются неотъемлемой частью учебного плана.
В начале 2010 года школа включилась в апробацию новой воспитательно-образовательной программы «Я – гражданин России» Я.В. Соколова. Приоритетом, этой программы является воспитание гражданина России нового поколения: имеющего высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и важнейших конституционных обязанностей.
Опыт МБУ СОШ №49 по реализации приоритетных направлений федеральной, региональной и муниципальной образовательной политики даёт положительные результаты как для школьной, так и для городской системы образования: с 2004 год школа является образовательным центром Тольятти, базовой по внедрению программы предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, базовой по организации и проведению Единого государственного экзамена; в 2007 году стала обладателем гранта губернского проекта «Достойные граждане великой страны»; с 2010 года команда школы стала одним из лидеров социального проектирования в рамках проекта «Гражданин», как на территории своего города, так и области. Разработанные проекты: «Человек без адреса» (о проблеме противоречий в Российском законодательстве по отношению к людям без определенного места жительства), «С улыбкой по жизни» (о проблеме сложности в получении услуг детской стоматологической службы), «Где эта улица, где этот дом…» (о проблеме отсутствия качественных указателей на главных магистралях города) - были удостоены первых мест на городском и областном этапах социально-образовательного конкурса «Гражданин».
Социальный проект «С улыбкой по жизни» стал для школы знаковым, так как вошел в пятерку победителей XII Всероссийской акции «Я – гражданин России». Две с половиной недели команда ребят 49 школы провела на черноморском побережье в ФДЦ «Смена», где проходил финал акции.
Очень важно, что в Самарской области складывается обстановка, которая позволяет детям быть уверенными в себе. Им помогают все органы власти, от губернатора до глав района. Понимание властей, что ребята занимаются нужным и полезным делом, очень важно для их становления.
Социальная практика меняет учащихся на глазах. Каждый новый успех в работе вселяет в них уверенность в своей значимости, а это необходимо для того, чтобы выходя из школы, ученик понимал, что он является частью гражданского общества, от действий которого зависит будущее страны и государства.
Сегодня просто необходимо научить наших детей решать свои проблемы самостоятельно, дать им возможность поверить в то, что их деятельность может влиять на окружающую действительность и менять ее к лучшему.

Рекомендуем посмотреть:

Социальный проект в школе Социальный проект в школе Коллективный проект в 5 классе Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников

Похожие статьи:

Проектная деятельность на уроках английского языка

Проектная деятельность в школе

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Конспект урока истории, 6 класс. Крестовые походы
Опубликовано: 654 дня назад (18 февраля 2015)
Просмотров: 2241
+3
Голосов: 3
Ольга Сергеевна Булдакова # 18 февраля 2015 в 15:07 +1
Здравствуйте! Замечательный проект,хорошо, если бы везде его начали внедрять, возьму на заметку, +1
Наталья Владимировна Насонова # 18 февраля 2015 в 15:10 +1
Здравствуйте! Очень интересный материал,обязательно работайте над его внедрением.
Ольга Сергеевна Мишина # 10 апреля 2016 в 17:05 0
Добрый вечер, Марина Станиславовна. С большим интересом познакомилась с Вашим материалом. Интересное содержание, актуальная тема в свете внедрения деятельностного метода в образовании. Несомненно Ваша работа заслуживает внимания. Желаю успехов, примите мой голос.
Рива Ильинична Романова # 11 мая 2016 в 16:20 0
Марина Станиславовна, Вы затронули очень важную тему и поделились опытом, в очень непростом занятии, социальное проектирование. Считаю метод проектов ведущей технологией в рамках ФГОС, так как она позволяет на практике продемонстрировать полученные теоретические знания. Участие в проекте "Гражданин" связано со множеством трудностей и сложностей, так как перед ребятами и преподавателем стоит задача, не только найти проблему, но и попробовать ее решить. Из Вашей статьи видно, что очень хорошо справляетесь со всеми поставленными целями. Дальнейших вам успехов!