Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Человек - строитель

Окружающий мир - 2 класс
Учитель: Вертинская Марина Викторовна
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Образовательная программа "Гармония"
Данный урок окружающего мира во 2 классе по программе «Гармония» разработан на основе ведущих приемах развивающего обучения. Организация учебно-познавательной деятельности на уроке осуществляется в групповой и индивидуальной форме, используются самостоятельные и творческие задания. На уроке учащиеся знакомятся с профессией «строитель»; с разнообразием жилищ, построенных разными народами, с древним зодчеством россиян; с устройством старинных и современных городов.
Тема: "Человек - строитель"
Цели урока: познакомить учащихся с профессией «строитель»; с разнообразием жилищ, построенных разными народами, с древним зодчеством россиян; с устройством старинных и современных городов; воспитывать уважительное отношение к профессии строителя и чувство гордости за талант и мастерство народов России.
Оборудование: плакат с названием строительных профессий, карточки с заданиями, индивидуальные карточки.
Ход урока.

I. Орг. момент.
II. Проверка д/з. – индивидуальные карточки по группам.
- Сегодня проверку домашнего задания проведем по карточкам.
- Я раздаю вам карточки, вы записываете свою фамилию, читаете задание и выполняете.

1 группа – Какой город называют северной столицей России? (С-Пет.)
Сколько башен в Московском Кремле? (20)

2 группа – Запишите несколько городов России.
Что находится на Спасской башне? (Кремлевские куранты)

3 группа – Почему центральную часть герба России занимает герб Москвы? (столица России)
Какая башня Кремля самая большая, красивая и стройная? (Спасская)

- Проверяем (1 группа – одного ученика).
- Проверяем 2 группу (зачитывают).
- Проверяем 3 группу (зачитывают).
- Молодцы, все хорошо справились. Карточки сдаем.

III. Беседа о жилищах человека. Введение в новую тему.
- Какие здания обязательно находятся в городах и селах?
- А кто их строит?
- Тема нашего урока «Человек – строитель».
- А в каких домах жили наши предки?
- Из чего и как они строили свои жилища?
- Какие использовали приспособления и инструменты для строительства?

- Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом, древние люди сначала учились строить свое жилище у животных, но постепенно изобрели совершенно новые способы строительства, каких не знает природа.
- Как вы думаете, одинаковые ли жилища строили разные народы нашей страны?

IV. Работа по учебнику-тетради с. 20.
- Откройте учебник-тетрадь с. 20, задание № 1 – рассмотрите разные жилища на рисунке.

- Чем они отличаются?
- Какие из жилищ использовались в прошлом? (шалаш)
- Какой дом нафантазировал художник? Чем он отличается от современных зданий?
- Нарисуйте дом, в котором вам хотелось бы жить.
- В каких местностях строят такие жилища? (Иглу и чум – жилища северных народов – эскимосов и чукчей, шалаш и изба – народов, живущих в лесах, юрта – для степных жителей.)
- Прочитайте текст на с. 21.

Текст на с. 21
Жилищем древнего человека могли быть пещера или землянка. Строили в старину дома из камня, соломы, глины и даже из ледяных глыб. Покрывали жилища шкурами зверей, войлоком, берестой. Рубили избы из бревен. Без единого гвоздя сооружали российские зодчие красивые бревенчатые терема и церкви. Сегодня любуются ими туристы всего мира. Многое умели наши предки. В память о прошлом сохраняют старинные жилища в музеях под открытым небом.

- История архитектуры прошла путь от шалаша из веток до многоэтажного дома из стекла и бетона. «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид», - гласит поговорка. Это про пирамиды древнего Египта, сооружённые много веков назад. Огромные, высотою с сорокаэтажный дом, каменные дворцы-жилища умерших фараонов. Не верится, что они построены человеком.

Дополнительный материал.
Войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти или синтетических волокон.
Береста (берёста) – верхний слой коры березы.
Зодчий – то же, что и архитектор.

- Какие жилища, и у каких животных «подсмотрел» человек?
(Раздаю группам карточки – выполнить задание.)
Соедините:
землянка гнездо
пещера нора
шалаш логово

- Объясните свой выбор (объясняют по группам, каждая группа по одному примеру)
- Выполните задание № 2 самостоятельно. Из чего сделаны изображённые жилища?
Юрта – из войлока Чум - из ______________
Изба – из ______________ Иглу – из______________
Шалаш – из____________ Мой дом – из __________


- Проверяем.
- И сейчас пастухи живут в таких жилищах. А есть новые строительные материалы, придуманные человеком: стекло, бетон, металлы, пластмасса. Но дерево, камень и ракушечник используются до сир пор в строительстве и предпочитаются людьми, заботящимися о здоровом жилище.
- Вы знаете много сказок. Все сказки чему-то нас учат. Как вы думаете, а чему учат сказки строителей?

Задание: - У каждой группы своя сказка, вы должны ответить на вопрос: чему учит строителей эта сказка? (1 группа – «Заяц и лиса; 2 группа – «Три поросенка»; 3 группа – «Теремок».)

- Проверяем.
- Сказка «Заяц и лиса» - учит строителей строить дома так, чтобы в них можно было жить и в холодную зиму, и в жаркое лето.
- Сказка «Три поросенка» - учит правильно выбирать материал для дома и строить его тщательно, чтобы не бояться в нем ни бури, ни разбойников.
- Сказка «Теремок» - подсказывает, что всем вместе под силу построить любой дом, где хватит места каждому, и что всем вместе дружно можно жить.

- Кто же должен поработать, чтобы построить дом? Назовите строительные профессии.
(Дети называют профессии, а я вывешиваю карточки на доску.)
На доске: (сделано в виде домика)
Строители
маляр плиточник
плотник кровельщик
электрик сантехник
штукатур крановщик
архитектор каменщик
бульдозерист экскаваторщик

- Объясните, чем занимаются строители этих профессий?
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких. (С. Баруздин.)

Парень маленького роста
И не очень-то силен,
А смотри – легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Блоков самых тяжелых! (Г. Люшнин.)

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (С. Баруздин.)

- А какими инструментами пользуются строители? (топор, долото, рубанок, лопата, пила, мастерок, кирка для разбивания камней, кисти, стеклорез и т.д.)
- Выполните задание № 3, нарисуйте два любых инструмента.

V. Закрепление. Игра «Мы строим дом». Работа по группам.
- В каждой группе выбирается бригадир. Вы теперь строительная бригада. За определенное время (5-7 мин) бригада должна составить список строительных материалов, рабочих-специалистов, которые необходимы, чтобы:
1 бригаде – построить магазин,
2 бригаде – построить школу,
3 бригаде – построить больницу.

- Проверяем.
VI. Как появляются города?
- Как вы думаете, как возникали города в старину?
- Прочитайте текст на с.22.

Текст на с. 22
В старину в России ставили избы вдоль общей дороги, которую называли улицей, а поселение – деревней. Чтобы защититься от зверя и худого люда, большое поселение огораживали высоким забором из заостренных бревен. Такое поселение называли городом. Строили города по берегам рек и озер. В центральной части города сооружали кремль с высокими стенами и смотровыми башнями. Каменные кремлевские стены сохранились в некоторых старинных городах.
Со временем города росли и менялись. Кроме домов-жилищ строились и другие здания: библиотеки, театры, почты, магазины. Появились проспекты, площади, парки.
Каждый город создают архитекторы. Они рассчитывают, сколько и каких домов построить, из какого материала. Как расположить дома, чтобы в них было светло. Предусматривают, где будут бульвары и скверы. Специальные службы занимаются озеленением города, следят за чистотой воздуха и воды.

- Подтвердились ли ваши предположения?
- Красоту города определяют красивые здания, улицы, проспекты, бульвары, парки, скверы и т.д.
- Как вы понимаете значения слов: «проспект», «бульвар», «парк», «сквер»?

Дополнительный материал.
Проспект – большая широкая и прямая улица.
Бульвар – широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.
Парк – большой парк или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами.
Сквер – небольшой общественный сад в городе.

- Выполните задание № 4 самостоятельно. Обозначьте на рисунках цифрами.

- Проверяем.

- Чем отличается современный город от старинного?
- Давайте прочитаем текст на с.24.

Текст на с. 24
В городе деревянные или каменные дома крыты тесом или железом. Между домами не плетни, а заборы и хорошие решетки. В большом городе улицы мощены камнем, а по бокам улиц – тротуары. На улицах попадаются навстречу дрожки, кареты, коляски, а зимой – городские сани. Церквей в городе несколько, и одна называется соборной. Жители города занимаются ремеслами, торговлей и службой. Вокруг иных городов много фабрик с высокими трубами.

Дрожки - легкий открытый рессорный экипаж.

- Изменился вид зданий: они стали более высокими – многоэтажными. Изменился транспорт – нет дрожек и карет, но появились легковые автомобили разных марок. Тротуары и дороги покрыты асфальтом. Но так же жители занимаются торговлей, работают на фабриках и заводах, трубы которых видны.

VII. Рефлексия.
- Почему люди придумали многоэтажные дома?
- Что может «разрушить» город? (шум, мусор, дым, газ и т.д.)
- Что нужно сделать, чтобы город оставался чистым, красивым?
- Понравился ли вам урок?
- А что понравилось?
- Легко ли вы справились со всеми заданиями?
- Где испытывали затруднения?

VIII. Дома: с. 23, задание № 5, № 7.

Рекомендуем посмотреть:

Игра по окружающему миру для 2 класса Проверочный тест по окружающему миру по теме "Весенние изменения в живой и неживой природе" 2 класс Конспект заключительного урока окружающего мира, 2 класс Проверочный тест по окружающему миру, 2 класс

Похожие статьи:

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)

Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам

Детское визитирование как форма внеурочной деятельности | Упражнения для развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка
Опубликовано: 669 дней назад (10 февраля 2015)
Просмотров: 2561
+2
Голосов: 2
Любовь Николаевна Яблокова # 10 февраля 2015 в 21:15 +1
Данная статья развивает мышление маленького человека. Обогащает знание о профессии строитель. Да и к тому же дает возможность на раннем этапе обучения отчасти проф ориентировать, заинтересовать ребенка. Узнать много нового. Творчески выполнять задания предлагаемые учителем.
Марина Викторовна Вертинская # 22 февраля 2015 в 15:08 0
Спасибо, Любовь Николаевна за внимание и положительный отзыв!
Головина Татьяна Сергеевна # 18 февраля 2015 в 18:20 +1
Марина Викторовна, спасибо за приглашение. Очень понравился урок. Он построен так, что учит детей размышлять, говорить, анализировать. Проведена большая работа по обогащению активного словарного запаса. На уроке увидела и групповую работу, которая несомненно нравится детям и формирует коммуникативные умения. Разные виды работ, в том числе на развитие творческого воображения. Примите мой голос.
Марина Викторовна Вертинская # 18 февраля 2015 в 18:53 0
Спасибо, Татьяна Сергеевна за положительный комментарий.