Конкурсы для педагогов и детей

Упражнения для развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка
Автор: Вертинская Марина Викторовна, учитель начальных классов.
Место работы: ТОГКОУ школа-интернат № 33.

Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления учащихся. Развивать логическое мышление – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.
Каждая дисциплина вносит свой вклад в развитие названных умений. Большими возможностями в этом располагают уроки русского языка. Одно из ключевых мест занимают комплексные интеллектуально-лингвистические упражнения, направленные на развитие познавательных процессов и приобретение знаний, умений и навыков по русскому языку. В процессе их выполнения у школьников развиваются умения выражать суждения, устанавливать временную последовательность или причинно-следственные связи между ними, а также осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Систематическое выполнение упражнений на установление временной последовательности и причинно-следственных связей положительно сказывается на развитие речи учащихся, в частности, способствует развитию умений излагать мысли определенно, последовательно, непротиворечиво, обосновано. (Журнал «Начальная школа», № 8, 2007г.)
• Упражнение № 1 (направлено на развитие умения устанавливать следствие указанной причины.
Прочитай запись. Среди предложений 2, 3, 4 найди такое, которое по смыслу следует из того, о чем говорится в предложении.
1. Наступили теплые весенние деньки.
2. Насекомые проснулись.
3. Набухли почки.
4. Замерзла река.

• Упражнение № 2
Каждому ученику дается карточка с текстом, в котором пропущены предложения. Эти предложения записываются в справке. Ученики работают в карточке.
Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. ___________________ . Не испугались звери, шубы теплые надели, в глубокие норы запрятались. Белка в дупле спряталась, орешки грызет, медведь в берлоге спит, а заинька прыгает, греется.
Пуще зима злится – до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. ___________________ . Замерзли реки и озера. Рыба вся в глубь ушла. Под ледяной кровлей ей еще теплее.
Справка:
1. Бегут морозцы, по рекам, по озерам.
2. Ослабли морозы, не потрескивают, не пощелкивают, молотками не постукивают, по лесу не гуляют.
3. Заволокли морозы узорами стекла в окнах, стучат в стены и в двери, людей и зверей пугают.
4. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают и пощелкивают, зверей пугают.
5. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают, по озерам, по рекам мосты строят.

• Упражнение № 3
Прочитайте пары предложений. Выберите ту пару, в которой предложения записаны в таком порядке: сначала предложение, обозначающее причину, затем предложение, смысл которого вытекает из предложения-причины. Соедините эту пару в сложное предложение с помощью подходящего союза (и или но).
1. Часто люди вырубают леса. Лесные жители лишаются крова и пищи.
2. После дождя в лесу выросли грибы. Мы любим ходить за грибами.

• Упражнение № 4
Прочитай запись. Заполните пропуски, расположив предложения из справки в правильной последовательности.
Осенью в тайгу приходит праздник: спеют кедровые шишки. Медведи и кабаны, бурундуки и белки – кто только не поживится вкусными орешками! _________________________________________________________
Справка: Молодыми зелеными ростками покроется тайга. Запасливая птица прячет орехи под древесную кору, в дупла, мох, в лесную подстилку. Прилетит на пиршество и кедровка. Прорастут орешки.

• Упражнение № 5
В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность сообщения. Найди это место и восстанови текст.
Мы пришли на остановку автобуса. Билеты мы купили у кондуктора.
Аля открыла банку консервов. Ей пришлось ее выкинуть.
Кирилл сел на стул. Мальчик оказался на полу.
Была осень. Кирилл вышел в лес на лыжах.
Кот подошел к своей миске. Там почти не было еды. Кот наелся досыта.
Денис не знал нового материала. Мальчик написал диктант на пятерку.

• Упражнение № 6
Перестрой предложения или разбей одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.
На столе стоит ваза с розами, а на поле много одуванчиков.
По улице бежали два мальчика. Толя бежал в магазин, а Рома бежал быстро.
У нас в огороде растет укроп, а в Ростове живут родственники.
За шкаф закатился мячик, а за городом сейчас хорошо.
На прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную.

• Упражнение № 7
Перифраз. Скажи по-другому.
Малыш еще неуверенно стоял на тоненьких ножках. Он доверчиво смотрел на нас своими большими черными глазами.

Рекомендуем посмотреть:

Математическое развитие детей дошкольного возраста Развитие логического мышления у дошкольников. Конспект индивидуального занятия Развитие словесно-логического мышления на индивидуальном развивающем занятии психолога Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию логического мышления

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей от 3 до 8 лет

Игры на развитие логического мышления детей 6 лет

Игры для детей 3 лет на развитие мышления

Упражнения на развитие логического мышления дошкольников

Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Человек - строитель | КВН «Что? Где? Когда?» в начальной школе
Опубликовано: 664 дня назад (11 февраля 2015)
Просмотров: 3101
+6
Голосов: 6
Ольга Михайловна Хамитова # 11 февраля 2015 в 18:46 +3
Спасибо за информацию. Полезно. Я проголосовала за вашу работу. Если есть возможность поднимите мне карму. Не могу открыть блог... Заранее благодарю)))
Ольга Владимировна Кузьмина # 12 февраля 2015 в 23:08 +2
очень полезные для детей упражнения.все готово- бери и работай. спасибо
Галина Васильевна Егорова # 18 февраля 2015 в 16:29 +1
Посмотрела вашу работу. Материал интересный и полезный. Все упражнения направлены на развитие памяти, внимания, мышления, умения устанавливать причинно-следственные фразы. На воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности. Но хочу вам подсказать про оформление работы. После автора и места работы пишется цель (в существительном), задачи в глаголах (прививать, развивать, воспитывать), описание. Ваше вступительное слово надо было переработать своим простым языком, не книжным. Ко всем упражнениям надо приписывать ответы (как должно получиться правильно). В конце работы необходимо подвести итог публикации. Дидактические упражнения важны для развития детей. Так как тренируют, развивают и воспитывают. Поддержу ваш материал и проголосую.
Марина Викторовна Вертинская # 18 февраля 2015 в 17:24 +1
Спасибо!
Елена Солдатова # 18 февраля 2015 в 18:57 +2
Здравствуйте, Мария Викторовна! С интересном ознакомилась с Вашей работой. Информация очень нужная и полезная как для учителей начальных классов, так и для родителей. Голосую за Вашу работу!
Марина Викторовна Вертинская # 22 февраля 2015 в 15:11 0
Спасибо, Елена, что познакомились с материалом.
Елена Владимировна Мещерякова # 19 февраля 2015 в 09:50 +2
Марина Викторовна, спасибо за приглашение. Развитие логического мышления на уроках русского языка через упражнения представленные здесь дадут несомненно положительный результат, если использовать их регулярно в коллективной или индивидуальной работе. Не совсем поняла смыл первого задания...А все остальные оставлю в закладке у себя.
Марина Викторовна Вертинская # 22 февраля 2015 в 15:12 0
Благодарю вас, Елена Владимировна! Рада буду , если мой материал пригодится Вам.
Сидорова Зоя Григорьевна # 20 февраля 2015 в 05:48 +2
Мария Викторовна! Очень большой объём знаний получают дети во время занятия,насыщенного такими упражнениями, а самое главное, с помощью подобных упражнений дети начинают мыслить. Я считаю, что это -самое главное в любом обучении. С помощью таких упражнений формы деятельности на уроке более разнообразны и интересны, а значит полезны. Дети имеют возможность оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения. Спасибо за интересный материал, уверена, что он пригодится многим педагогам. Голос.
Жаль, что не написали цель и задачи - это необходимо для правильного оформления публикации.
Зоя.
Марина Викторовна Вертинская # 22 февраля 2015 в 15:14 0
Зоя Григорьевна, спасибо Вам огромное за содержательный комментарий и голос.
Оксана Васильевна Маслихова # 20 февраля 2015 в 11:14 +2
Здравствуйте, Марина Викторовна! Спасибо за приглашение, у вас грамотно подобраны упражнения, которые направлены на развитие мыслительных процессов. Это очень важная работа.Спасибо, примите голос.
Марина Викторовна Вертинская # 22 февраля 2015 в 15:18 0
Спасибо, Оксана Васильевна, за положительный отзыв и голос.
Елена Анатольевна Попова # 20 февраля 2015 в 23:12 +2
Спасибо за приглашение. по моему мнению всё хорошо. Мне не очень близка меодика начального образования, поэтому не берусь судить. примите голос.
Марина Викторовна Вертинская # 22 февраля 2015 в 15:15 0
Елена Анатольевна, спасибо за внимание и голос.
Анна Иванова # 21 февраля 2015 в 16:49 +1
мне понравились упражнения, которые вы, Марина Викторовна, предлагаете. Подобные упражнения развивают и логику, и мышление, и память, и воображение. А это очень важно для развития ребенка в целом.
Задания подобраны по возрасту и я уверена, что большинство детей справятся с ними без каких-либо трудностей.
Творческих вам успехов, Марина Викторовна!Вы делаете нелегкое, но очень нужное дело!
Марина Викторовна Вертинская # 21 февраля 2015 в 16:58 0
Спасибо!