Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в подготовительной группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:
«Легенда о Волховском розане»

Автор: Москвичёва Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования по экологической деятельности МДОБУ «Детский сад № 5 « Аистёнок» комбинированного вида город Волхов, Ленинградская область.
«ЛЕГЕНДА О ВОЛХОВСКОМ РОЗАНЕ»
Конспект интегрированного занятия-выставки в подготовительной группе.
ОПИСАНИЕ. Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и педагогам начальной школы. Это интегрированное занятие-выставка в подготовительной группе: ознакомление дошкольников с малой Родиной с использованием поисково-исследовательской деятельности. В конспекте представлены интересные материалы о Волховском крае, волховских умельцах, авторская сказка о Волховском розане и фотографии.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Воспитание патриотических чувств, формирование интереса к малой Родине – одна из основных задач современной педагогики. Экологическо-краеведческое образование играет большую роль в формировании личности ребёнка. Воспитание маленького патриота начинается с дома, улицы, детского сада, села, города, природы родного края.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
ЦЕЛЬ: формирование знаний детей о родном крае: Волховской земле.
ЗАДАЧИ:
1.Расширить и закрепить знания детей о родном Волховском крае.
2.Продолжить знакомить детей с достопримечательностями города Волхова, изделиями росписи, мастерами родного края: Л.П.Чичериным, Е.С.Салтыковым.
3.Расширить знания о рукотворном мире человека, свойствах материалов и их использовании (ткань, шерсть, мех, дерево).
4.Активизировать словарь: Волхов, волховчане, Волховский край, паровоз, вокзал, музей, ГЭС, Волховская роспись, розан, мастерица и т. д.
Новые слова - прорубь; девица, молодец, знахарь, деревянная утварь.
5.Совершенствовать навыки словообразования:
мех-меховые, шерсть-шерстяные, лёд-ледяная, целитель-целительница, лечить-лекарь, хворь-хворать, лоскут-лоскутное одеяло.
6.Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством нашего края, вызвать эмоциональный отклик на сказку.
7.Воспитывать любовь к родному краю и гордость за волховских умельцев.
Волховская роспись по дереву входит в состав народных художественных ремёсел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремёсла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его декоративностью, яркостью и пышностью. Наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву в Петербурге и поселениях Ладожского озера была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова. Волховские мастерицы украшали прялки, подносы, пасхальные яйца, шкатулки, разделочные доски цветами сказочной красоты.
МАТЕРИАЛЫ: Изделия и иллюстрации с Волховской росписью, фотографии мастериц Волховской росписи; ольховые чурки и доски; теневой театр к сказке « Легенда о Волховском розане»; шерсть, шерстяные нитки, прялка с волховской росписью, веретено, спицы, варежки и носки; кусочки ткани, лоскутное одеяло, игла, нитки; кусочки меха, меховые рукавицы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Взаимодействие с детьми и родителями: подбор информации о Волховской росписи и предметов с Волховской росписью.
Оформление выставки.
Подбор материалов на темы:
1. « Волховский край»
2. « Волховская роспись».
3. « Волховские мастера».
Цикл занятий по теме « Рукотворный мир человека».
Ход занятия:
Дети удобно устраиваются на ковре перед ширмой теневого театра в экологической комнате.
Педагог вместе с детьми вспоминает правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, музей).
Проводится беседа о Волховском крае:
1.Кто знает, как называется наш город? (город Волхов).
2.Как называется наша река? (река Волхов).
3.Какие достопримечательности нашего города вы знаете? (Волховская гидроэлектростанция, музей истории города Волхова, паровоз на станции Волховстрой-1).
4.Какие люди живут в нашем городе? (добрые, трудолюбивые, хорошие).
5.Как называют людей, которые живут в городе Волхов? (волховчане).
6.Что такое Волховская роспись? (роспись по дереву в Волховском крае).
Педагог хвалит детей и начинает рассказывать легенду о Волховском розане (теневой театр).
ЛЕГЕНДА О ВОЛХОВСКОМ РОЗАНЕ.
Давным-давно на Руси, на Волховской земле, жили-были молодец и девица.
- Ребята, а кого называют девицей? (молодая девушка – красивая, добрая).
- Кого называют молодцем? (молодой парень (удалец) – сильный, смелый, добрый)
Верно, жили они - не тужили. Весной землю пахали, семена сажали. Летом хлеб, да овощи растили. Осенью урожай собирали, да на зиму заготавливали. Зимой, когда трещали суровые морозы, да снег белым пушистым одеялом землю укрывал, девица в избе печку топила, обед готовила, да за работу садилась.
- Что же можно зимой в деревне делать? (Пряла наша красавица пряжу).
-Что такое пряжа? (много ниток, волокно).
- Из чего её прядут? (делают, вытягивают, скручивают нитку).
(Педагог показывает малышам моток настоящей овечьей пряжи. Предлагает её потрогать, помять, понюхать и просто подержать в руках).
- Что значит прясть? (делать, вытягивать, скручивать нитку).
- Как прядут пряжу?
(Педагог показывает детям прялку и как прядут из пряжи нить. Затем показывает ребятам клубок шерстяных ниток и предлагает приложить к щеке (какие ощущения), намотать на палец, на руку; попробовать разорвать нитку; смять и т. д.)


И вязала девица из шерстяной ниточки мягкие теплые варежки да носочки.
- Зачем? (чтобы руки и ноги не замёрзли зимой, чтобы не заболеть).
Педагог показывает детям варежки из меха и из шерсти.
Предлагаем потрогать и определить, что связано, что сшито.
- Почему эти варежки называют вязанными (шерстяными)?
- Почему эти варежки называют сшитыми (меховыми)?
Далее, ребята рассматривают вязанные шерстяные носки.
Долгими зимними вечерами шила девица себе и молодцу одежду, а из лоскутков собирала красивые тёплые одеяла.
- Что такое – лоскуток? (кусочек ткани).
- Какие лоскутки бывают? (разноцветные, большие и маленькие, разной формы).
Дети рассматривают, трогают разные по цвету, форме, размеру, качеству (натуральные ткани) кусочки ткани.
- Смотрите, какое красивое сшито одеяло из лоскутков.
- Если оно сшито из лоскутков, то, как его можно назвать? (лоскутное).
- А что же зимой молодец делал? (на охоту ходил).
- Что такое – охота? (поиск и добыча лесного зверя).
- На кого в лесу охотиться можно? (на дикого, лесного зверя).
-Ещё молодец зимой на нашу речку Волхов ходил. Зачем? (за рыбой, на рыбалку).
- Какая рыба в нашей реке водится? (щука, лещ, сом, сиг и т. д.).
Однажды, пошёл молодец на Волхов рыбу ловить, да и провалился в прорубь, искупался в ледяной воде и заболел.
Что только девица ни делала, как только не лечила своего друга.
-Чем можно лечить человека от простуды? (мёд, варенье, горячий чай, лекарства).
- Верно. Мёд давала, морсом клюквенным поила и вареньем малиновым кормила. Отварами лечебными поила – а толку нет. Совсем девица отчаялась, да на то время мимо избы шла Матрёна-целительница.
- Кого называли целителями? (того, кто исцеляет, лечит болезни).
- На Руси таких людей ещё называли – знахари и лекари.
- Кто такие знахари? (люди, которые знают, как лечить больных травами).
- Кто такие лекари? (люди, которые лечат болезни).
Осмотрела Матрёна молодца, да и сказала, что при его хвори может помочь только цветок необыкновенной красоты.
И отправилась девица по лесам, по полям искать этот цветок. И на берег реки Волхов поднималась – нет такого цветочка. Всё ромашки, колокольчики, одуванчики, васильки да клевер встречались (педагог показывает силуэты цветов – дети называют).
Вернулась домой девица без волшебного цветка. А на столе краски, да кисти стоят. Решила она свой цветок нарисовать. Взяла ольховую доску.
- Какую доску называют ольховой? (из ольхи).
Развела краски и начала рисовать. Цветок тот волшебный сам из- под кисти и появился. Необыкновенный цветок – Волховский розан называется (педагог показывает Волховский розан). Увидал молодец тот цветок и понял, как сильно любит его девица. Тут и хворь прошла.
С тех пор стали они эти цветы рисовать на прялках, на ложках, на досках, на шкатулках. На всякой деревянной утвари (сопровождать показом).



Так появилась Волховская роспись – роспись нашей земли. Прошло время, и передала девица своё умение мастерицам. Так это умение передавалось из рук в руки и дошло до нашего времени.
Педагог показывает фотографии современных мастеров Волховской росписи (Л. Чичерина, Е. Салтыкова, И. Щетинина, Н. Корепанова) и предлагает пройти в кабинет изостудии, на выставку «Волховская роспись».
Ребята рассматривают экспонаты выставки.



Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников» Конспект интегрированной НОД. Подготовительная группа Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Откуда бер Конспект внеклассного занятия для 1 класса на тему: День в школе

Похожие статьи:

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Весёлые ребята»

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект НОД в подготовительной группе | Эксперименты на кухне с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 3609 дней назад (12 мая 2014)
Просмотров: 4250
Рубрика: конспекты
+6
Голосов: 6
Клара Дильмухамедовна Маркова # 16 мая 2014 в 20:55 +1
Наш город Волхов издавна славился мастерами декоративно – прикладного творчества. Прошло много лет с тех пор, как закрылось предприятие народных художественных промыслов "Узоры», но остались люди, которые продолжают создавать настоящие произведения искусства и дарить радость людям, детям.
Работаю с Мариной Юрьевной в одном коллективе и знаю про её талант и мастерство не по рассказам. В нашем детском саду Марина Юрьевна организует выставки изделий народного творчества, проводит мастер-классы для детей и взрослых, демонстрирует основные приёмы техники мазка, используемого в волховском розане.
Удивительной красоты Волховский розан, который является основой Волховской росписи! Далеко за пределами города и области известен волховский розан, который ведёт начало от прялочной росписи. За декоративность и пышность волховская роспись называется « народное барокко».
Надолго останутся в памяти не только у детей, родителей, но и педагогов мастер-классы Марины Юрьевны.
Благодарю Вас, Марина Юрьевна,за интересную публикацию и желаю здоровья, творческих успехов.
Марина Юрьевна Москвичёва # 30 мая 2014 в 22:18 +1
Спасибо, Клара Дильмухамедовна, за высокую оценку моей работы. Рада, что Вам понравился материал. Ваше мнение для меня важно! Благодаря Вам , я открыла для себя этот замечательный сайт. Здоровья и успехов!!! До встречи!
Ольга Васильевна Яковлева # 18 мая 2014 в 00:27 +2
Очень понравилось Ваше занятие. Видна любовь к родному краю. И детям Вы ее прививаете через ознакомление с народно-прикладным искусством. Продуманы вопросы детям. Выставка изделий просто шикарная. Все цели и задачи, поставленный Вами, выполнены в полном объеме. Содержание занятия очень насыщенное. Я думаю, что дети занимались с удовольствием. Вы воспитываете у них любовь к родному краю, чувство гордости за свой народ. Творческих успехов! голос
Марина Юрьевна Москвичёва # 30 мая 2014 в 23:09 +2
Спасибо, Ольга Васильевна, что заглянули на мою страницу. Благодарю Вас за подробные, интересные комментарии и добрые слова! Вы правы, дети с удовольствием принимают участие в сборе и оформлении наших выставок. Нравится им придумывать и рисовать свой необыкновенный цветок-РОЗАН. Практически у каждого дома есть предметы с Волховской росписью, но не все малыши знают, что именно эта роспись нашего края. Я стараюсь в легкой, доступной форме (теневой театр, авторская сказка) познакомить детей с особенностями культуры и мастерами нашего края, воспитывать чувство гордости за малую Родину. Я рада, что Вам понравился конспект. Всего Вам доброго!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 26 июля 2014 в 07:58 +1
Марина Юрьевна, какое интересное занятие! Столько много нового я узнала и Волхове и волховской росписи. Честно говоря на занятиях в саду у меня и не доходило до близкого знакомства с этой росписью, а теперь благодаря такому материалу, обязательно детей познакомлю поближе.Вот еще бы мастер-класс по такой замечательной росписи zst Примите мой голос +1. И пожелания творческих успехов!
Марина Юрьевна Москвичёва # 2 августа 2014 в 20:12 +1
Огромное спасибо за интерес к моей разработке и тёплыё слова. С удовольствием подготовлю мастер-класс и поделюсь. Всего Вам доброго!!!
Олеся Константиновна Галушко # 5 октября 2014 в 17:53 +1
Марина Юрьевна! Так замечательно составлен конспект. Я сама не раз рассказывала эту легенду детям, но что ее можно сопровождать еще и действиями никогда не задумывалась. Идея - просто чудо!Воспитывать любовь к родному краю и гордость за неё, через декоративно - прикладное искусство, большое и правильное дело. Конечно очень хорошо в каждом детском саду иметь мини-музеи изделий. Чтобы дети могли видеть (наглядно)эту красоту. Спасибо.
Татьяна Александровна Чепелева # 4 декабря 2014 в 15:23 0
Спасибо!! Очень познавательный материал, сама мало о Волховской росписи знала, а теперь и своих воспитанников познакомлю!!А ведь, у меня на кухне, есть расписной поднос, вроде самовара на Ваших фото! Оказывается это - Волховская роспись!!Огромное спасибо!!
Елена Александровна Шлёнская # 12 декабря 2014 в 00:57 0
Вот это да!!! Очень-очень понравилось! Всё просто здорово!!! Если позволите, обязательно воспользуюсь Вашим опытом! Спасибо за приглашение, буду периодически к Вам заглядывать!!! Можно?
Любовь Сергеевна Новоселова # 26 мая 2015 в 17:00 +1
Очень понравилось Ваше занятие. Видна любовь к родному краю. И детям Вы ее прививаете через ознакомление с народно-прикладным искусством. Продуманы вопросы детям. Выставка изделий просто шикарная. Я думаю, что дети занимались с удовольствием. Вы воспитываете у них любовь к родному краю, чувство гордости за свой народ. Творческих успехов! Голос № 6.