Конкурсы для педагогов и детей

Детско-взрослый образовательный проект в старшей группе. Традиции народной культуры

Детско-взрослый образовательный проект в старшей группе «Добры молодцы и Красны девицы или Традиции народной культуры – современным детям»
Краткое содержание проекта: Дети получают приглашение поучаствовать в сказочной интерактивной игре-квесте «Там, на неведомых дорожках». Цель игры – поиск сундука с сокровищами и преодоление на пути к нему самых разных сказочных испытаний. Одним из условий участия в игре является то, что в неё принимаются только настоящие красны девицы и добры молодцы. Вместе с воспитателем и родителями детям предстоит выяснить, кого и когда так называли, какими качествами и умениями обладали и те, и другие. Вместе со взрослыми дети составляют план подготовки к игре, к выполнению возможных заданий. Когда все участники будут готовы, проводится игра-квест.
Продолжительность проекта: 1 месяц (с 15 октября по 15 ноября 2015 г.).
Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, воспитатель по изобразительной деятельности, психолог, учитель-логопед, родители, дети, методист Центра Народной Культуры, специалист Краеведческого музея, сотрудники детской библиотеки.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность: Одной из задач современного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Обогащая представления дошкольников о семейных традициях, о культурных ценностях разных времен и народов невозможно не коснуться темы своеобразия роли мужчины и женщины в обществе и истории. Национальная культура сохранила ценности, традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского (мужского) достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении. К сожалению, в современной образовательной практике не уделяется должного внимания дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек. И родители, и воспитатели, не всегда учитывают гендерные особенности детей разного пола в построении межличностного взаимодействия, в разрешении проблемных ситуаций, в организации развивающего пространства помещений ДОО. Анализируя поведение детей и продукты их деятельности, мы пришли к выводу, что дошкольники имеют нечеткое представление о своих социальных полоролевых функциях в будущем; называют лишь 2-3 качества мальчика и девочки; обнаруживают признаки негативного отношения к сверстникам противоположного пола; нестабильны в проявлении маскулинных или феминных способах поведения.
Цель проекта: Содействовать реализации потребностей дошкольников в познании себя как представителя определенного пола, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения.
Задачи проекта:
1. Вызвать у старших дошкольников интерес к познанию себя как представителя определенного пола, обладающего определенными ценностями, выраженными в традициях народной культуры;
2. Организовать деятельность дошкольников и родителей по поиску информации об особенностях личностных качеств, внешнего вида и поведения представителей разного пола, которые сложились в результате исторического культурного развития народа.
3. Обогатить развивающую среды группы предметами, связанными с включением дошкольников в деятельность по проявлению себя как представителя определенного пола;
4. Провести интерактивную игру-квест «Там, на неведомых дорожках», содержащую задания на проявление детьми мужских (женских) способов поведения.
5. Провести мониторинговое наблюдение «Гендерная идентичность мальчиков и девочек».

Обеспечение проекта:
Методические материалы: сценарий интерактивной игры-квеста «Там, на неведомых дорожках»; методическое пособие А.М. Щетининой и О.И. «Полоролевое развитие детей 5-7 лет»;
Учебные материалы: тематического альбома «Хорошие и смелые поступки Красных девиц и Добрых молодцев», детские книги о богатырях, царевнах, добрых молодцах и красных девицах, русские народные волшебные сказки;
Электронные материалы: мультфильмы «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Василиса Микулишна», «Два богатыря», «Детство Ратибора», «Лебеди Непрядвы», «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и Серый волк», «Летучий корабль».
ТСО: телевизор, магнитофон.
Предполагаемый результат:
1. Дети гордятся своей принадлежностью к определенному полу, называют не менее 5 качеств представителей каждого пола, положительно относятся к сверстникам противоположного пола, демонстрируют мужские (женские) способы поведения в различных ситуациях;
2. Дети владеют некоторыми способами поиска информации и использования её для совершенствования внешнего вида и поведения с учетом гендерной принадлежности.
3. Дети используют РППС группы для организации различных видов деятельности, в которых проявляют себя как представители разных полов.
4. В работе проекта приняли участие не менее 80% родителей, мнение родителей об актуальности проблемы гендерного воспитания поменялось в сторону признания его важности.
Продукты проектной деятельности:
Тематический альбом «Хорошие и смелые поступки Красных девиц и Добрых молодцев», куклы-красны девицы, куклы- богатыри и куклы-добрые молодцы, костюмы для ряжения – богатыри (шлем, кольчуга), добры молодцы (косоворотка, пояс), красны девицы (сарафан, кокошник, ленты); наборы игрушек для режиссерских игр; наборы для «мужской работы»: столярные инструменты, сапоги и щетка для чистки, строительные наборы; наборы для «женской работы»: набор для стирки белья, набор для создания украшений и т.п., тантамарески «Богатыри» и «Царевны», атрибуты для сюжетно-ролевых игр (кони-палочки, волшебные предметы), фоторепортаж «Добры молодцы и Красны девицы», сценарий досуга.
Презентация результатов проекта:
Фоторепортаж «Добры молодцы и Красны девицы», презентация «Детско-родительская проектная деятельность, как технология гендерного воспитания в условиях реализации основной образовательной программы детского сада».

Рекомендуем посмотреть:

Гендерное воспитание Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"

Похожие статьи:

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Оформление участка детского сада своими руками летом | Образовательный проект ко Дню космонавтики в подготовительной группе детского сада. Удивительные пуговки
Опубликовано: 288 дней назад (19 февраля 2016)
Просмотров: 550
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Инна Олеговна Цымбаленко # 19 февраля 2016 в 11:48 +2
Интересный проект.Хотелось бы увидеть приложения.Спасибо.
Анастасия Викторовна Ечина # 19 февраля 2016 в 17:42 +1
У вас оригинальный проект. Актуальная тема для современных дошкольников, так как многие дошкольники не могут объяснить какими важными качествами должны обладать мальчики, а какими- девочки, в чем их истинное предназначение. И взаимодействие с родителями очень важно детям
Татьяна Гуляева # 19 февраля 2016 в 19:05 +1
Проект грамотно оформлен, тема актуальная. Хотелось бы увидеть фоторепортаж.
Светлана Аркадьевна Лунегова # 11 августа 2016 в 20:12 0
Очень интересный проект. Самое ценное в нем, на мой взгляд, то, что педагог обьединил общей деятельностью и детей и родителей. Здорово, что понятие мужественность и женственность рассматриваются на основе приобщения дошкольников к культуре своего народа.