Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературного чтения по рассказу Толстого «Акула», 2 класс

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» (система Л. В. Занкова)
Автор: Машкина Оксана Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №51», г. Ижевска, Удмуртской Республики.
Описание материала: Урок построен в технологии критического мышления с применением интерактивных средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Данный материал предназначен для учителей начальных классов. В уроке использован методический прием «чтение с остановками»  в сочетании с другими приемами технологии критического мышления.
Цели урока: развитие читательских умений.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;
основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.
Технология:развитие критического мышления через чтение.Здоровьесберегающие технологии: ритмотерапия.
Используемые приемы: корзина понятий, кластер, прием «Предположение», «чтение с остановками», «дерево предсказаний», мозговая атака, перекрестная дискуссия, рефлексия.
Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, толковый словарь Ожегова,  энциклопедия «Мир моря», карточки с текстами для групповой работы; аудиозапись «Звуки моря», видеоклип «Дельфины», презентация, мультимедийное наглядное пособие «Литературное чтение 1-4 класс», жетоны желтого и красного цвета.
Ход урока.
1. Стадия вызова:
Учитель: Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы? (Это акула).  

Учитель: Что вы знаете об этом животном? (Ответы детей).
Учитель: Может ли акула стать темой нашего урока? (Да, если она будет героем литературного произведения).
Прием «Корзина понятий».
Учитель: Кто изображен на слайде? (Л. Толстой)

Учитель:Что вы знаете об этом писателе?
По ответам детей происходит заполнение «Кластера».

Учитель: Сформулируйте тему урока. (Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула».
Учитель: С чем мы познакомимся на уроке? (С новым рассказом «Акула», с героями рассказа.).
Учитель: Чему будем учиться? (Будем учиться анализировать  произведение, размышлять над поступками и действиями героев).
Учитель: Вам уже известны многие произведения писателя, а также факты из его жизни. Я предлагаю поработать в группах и выполнить задания, связанные с жизнью и творчеством писателя.
Обучающиеся работают в группах. (Приложение 1).
Задание для 1 группы.
Восстановите  деформированный текст басни Л.Н. Толстого «Старик и яблони».
Задание для 2 группы.
Инсценируйте басню «Лгун».
Задание для 3 группы.
Вставьте пропущенные данные и прочитайте рассказ о жизни Л.Н. Толстого.
Задание для 4 группы.
Соедините пословицы с произведениями Л.Н. Толстого.
Прием «Предположение».
Учитель: Литературное произведение называется «Акула». Как вы думаете, кто будет главным героем рассказа? (Дискуссия обучающихся).
- Какие события могут произойти в рассказе с таким названием? (Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу).
Лексическая работа:
Учитель: В рассказе есть незнакомые вам слова.Где можно найти их значение? (В «Толковом словаре»).
Работа по группам и в паре.
Два ученика ищут значение слова «артиллерист»  в «Толковом словаре».
Остальные обучающиеся работают в группах, находят значение данных слов в виде теста. (Приложение 2).
Учитель: Проверим, правильно ли вы выбрали значения новых слов.

Стадия осмысления.
Прием «Чтение с остановками».
Учитель читает текст рассказа под звучание аудиозаписи «Звуки моря».
Чтение 1 части (С начала рассказа до слов «Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего».)
Первая остановка.
Приём «Дерево предсказаний».

Групповая работа. Подумайте и дайте ответы на вопросы.
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится рассказ?
Дети обмениваются идеями, заполняют «Дерево предсказаний».
- Какие предсказания получились? (Ответы обучающихся, по 1 ученику от группы).
Продолжение чтения текста рассказа учителем до конца.
Вторая остановка.
Прием «Мозговой штурм».
Учитель: Правильно ли вы предположили содержание рассказа? (Ответы обучающихся по «Дереву предсказаний»).
Учитель: О чем это произведение?(О любви отца к сыну, о том, как важно сделать правильный выбор в трудной ситуации).
Учитель: От чьего имени идет повествование? (От лица автора).
Учитель: Что вас взволновало в рассказе? (Описание купания мальчиков в открытом море).
Учитель: Было ли вам страшно? ( Да, когда акула поплыла к детям).
Музыкальная физкультминутка.
Учитель: Какое морское животное вызывает у людей чувство спокойствия и надежности? (Дельфин).
Ритмические движения под видеоклип Д. Маликова «Дельфин».
Повторное чтение рассказа обучающимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением.
Учитель: Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?(«Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары»).
Учитель: Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
(«Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море»).
Учитель: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала?(«Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:-Не выдавай! Понатужься!»).
Учитель: Когда артиллериста охватил страх? («Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков»).
Учитель: Какие чувства испытывал отец мальчика? ( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, чувствовал себя беспомощным.)
Учитель: Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?
(«Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов»).
Учитель: Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? («Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны»).
Учитель: Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?
( Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков).
Учитель: Какие чувства он испытал в этот момент? (Чувство страха, горя).
Учитель: Какие чувства испытали мальчики? (Страх, отчаяние).
Работа над сюжетом произведения. Восстановление последовательности событий  рассказа.
Учитель: Давайте восстановим последовательность событий в рассказе.
С помощью мультимедийного наглядного пособия «Литературное чтение 1-4 класс» обучающиеся восстанавливают последовательность событий рассказа.
1.Купальня в парусе
2.Мальчики в открытом море
3.Акула
4.Выстрел
5.Дети спасены.
Работа по композиции рассказа.
Учитель: Вспомните композицию литературного произведения.

Учитель: Расскажите о  завязке сюжета?(«Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул:«Акула!»).
Учитель: Как дальше развивались события?( Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков; они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке).
Учитель: Кульминация рассказа. ( Выстрел из пушки).
Учитель:  Какова развязка сюжета? ( Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль).
Перекрестная дискуссия:
Аргументы за
Аргументы против
Вопросы для дискуссии:
1.Согласны ли вы с тем, что акула – главный герой рассказа?                                                         2. Согласны ли вы с тем, что купание в открытом море на парусе безопасно?
3. Согласны ли вы с тем, что ребята могли услышать крик артиллериста?
4. Согласны ли вы с тем, что матросы  могли спасти мальчиков?
5. Согласны ли вы с тем, что артиллерист поступил правильно?
Рефлексия.
Учитель: Почему писатель назвал рассказ «Акула»? (События происходят из-за появления акулы).
Учитель: О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?
(О том, как любят  родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности).
Учитель: Чему учит рассказ? (Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация).
Какие чувства вы испытали за время слушания рассказа? (Волнение, тревогу, страх, радость, облегчение).
Домашнее задание:
Задание по выбору:
Творческий пересказ от лица мальчика;
Составить «синквейн» со словом «артиллерист».
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Итоговая рефлексия.
Учитель: Выразите свои впечатления от работы на уроке. У вас на столе жетоны двух цветов: желтого и красного. На доске вы видите изображение  двух  парусников. Прикрепите жетоны желтого цвета к парусу первого парусника, если вы довольны своей работой на уроке, жетоны красного цвета на второй парусник, если своей работой на уроке вы не довольны.
Оценивание работы обучающихся на уроке.
Приложение 1.
Задание для 1 группы.
Ему сказали.
- Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
- Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
Старик сказал.
Старик сажал яблони.
Задание для 3 группы.
Большую часть жизни Толстой провел в имении Ясная_______________.
Закончив университет, принимал участие в ________________действиях.
Служил на суше и на ______________________.
Был смел. Но боялся_______________________.
Однажды выскочил из окопа под огонь противника заметив____________
в окопе.
Играл на _______________.
Знал __________________ иностранных языков.
Организовал школу для____________________.
Написал для учеников_____________________.
Задание для 4 группы.
Соедини пословицу с произведением.
«Старый дед и внучек».
«Отец и сыновья»
«Лгун»
«Филипок»
«Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь»
«Кто вчера солгал, тому завтра не поверят»
«Ученье – свет, неученье – тьма»
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
Приложение 2.
Найдите правильное объяснение значения слов.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов; горящая свеча; подставка для огня.
Ропот – громкие крики; неясный шум, негромкие звуки; ссора.
Артиллерист – солдат; солдат, стреляющий из пушки; капитан корабля.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики для 2 класса. Закрепление сложения и вычитания в пределах 100 Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»

Похожие статьи:

Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

Опубликовано: 984 дня назад (2 апреля 2014)
Просмотров: 7948
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!