Конкурсы для педагогов и детей

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки

Экологическое воспитание старших дошкольников
Маслихова Оксана Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №162 общеразвивающего вида, города Барнаула
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности
Данная статья предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Статья раскрывает особенности воздействия музыки на ребенка и некоторые методы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с теми или иными природными катаклизмами. Все специалисты по защите и охране окружающей среды обращают наше внимания, и призывают, бережнее относится к природе, устраивая те или иные акции. Одна из таких акций прошла совсем недавно под эгидой «Час Земли», такая акция проводится ежегодно Всемирным фондом «Дикой природы». В последнюю субботу марта в 20.30 по местному времени все участники акции на час отключают свет и электроприборы.
Именно поэтому в настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста особенно актуально. Формировать уважительное отношение к природе необходимо с дошкольного периода детства, так как этот период является наиболее восприимчивым к формированию ценностного отношения к окружающей действительности. В данный период взрослые должны помочь ребёнку познать мир природы, воспитать заботливое отношение ко всему живому. В этом может помочь музыка, так как она близка эмоциональной натуре ребенка и является одним из важных средств формирования эстетического восприятия окружающего мира. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, воздействует на всестороннее развитие ребенка, обогащает духовный мир ребенка, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям.
«Музыкально-художественное развитие» в ДОУ включает в себя разные виды деятельности:
Восприятие музыки;
• Пение;
• Музыкально-ритмическая деятельность;
• Игра на детских музыкальных инструментах;

На основе интеграции разных видов музыкальной деятельности, а так же при помощи художественного слова, мы подводим детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий. В процессе целенаправленной работы, формируя у детей интерес и любовь к музыке, дети не только узнают знакомые произведения, но и понимают его содержание, проникаясь все глубже эмоционально-образным содержанием.
Разберем каждый вид музыкально-художественной деятельности по отдельности, и как он нам может помочь в формировании любви и бережного отношения к окружающей природе.
Восприятие. В процессе слушания дети знакомится с музыкальным произведением, например «Подснежник» П.И Чайковского, уточняют его эмоционально-образное содержание и те средствами выразительности, которые помогли его передать. Мы усилим впечатление детей, используя художественное слово и наглядный материал, тем самым формируя бережное отношение к этому цветку.
Музыкально-ритмическая деятельность. При помощи музыкально-пластических этюдов, музыкально-игровых упражнений ребенок передает образное содержание произведения, движением тела, погружаясь в красоту звучания интонационных мотивов. Для примера, используем уже знакомое для детей произведение «Подснежник» П.И.Чайковского, через движение ребенок передает образ цветка, его красоту, нежность, грациозность. Таким образом, мы продолжаем формировать любовь к подснежнику.
В пении образ песни наиболее понятен для детей, для того чтобы от ребенка получить ответную эмоциональную реакцию, детям предлагают разные творческие задания. Например, дети познакомились с русской народной песней «Как у наших, у ворот». После того как дети хорошо освоили песню, можно предложить ее инсценировать, использую шапочки, маски героев.
Дети очень любят играть на детских музыкальных инструментах, этот вид деятельности, как и выше перечисленные поможет нам в формировании уважительного отношения к окружающей среде. Для этого необходимы самые разнообразные детские музыкальные инструменты и самодельные в том числе. Можно вспомнить с детьми, какие звуки окружающей природы нас окружают (капли дождя, журчание ручейка, шум ветра и т.д.), затем предложить поэкспериментировать с инструментами, и воспроизвести тот или иной звук природы, тем самым мы формируем у ребенка осмысленное отношение к окружающей действительности.
Музыкальный руководитель не ограничен в выборе форм, средств и методов по формированию экологической культуры ребенка, в данной статье приведены лишь из некоторые из них.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Конспект НОД в средней группе по теме Осень Экологический проект во 2 младшей группе

Похожие статьи:

Экологическое воспитание детей дошкольников

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Участник №24 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Сценарий музыкально-тематического вечера для старшей группы детского сада ко Дню Победы | Система работы музыкального руководителя по формированию экологической культуры детей старшей группы
Опубликовано: 611 день назад (2 апреля 2015)
Просмотров: 1561
Рубрика: Без рубрики
+27
Голосов: 27
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 4 апреля 2015 в 18:57 +4
Оксана Васильевна, спасибо за информационно-познавательный материал, которым обязательно воспользуются педагоги, работающие по данному профилю. На мой взгляд, и родителям будет полезен ваш материал. В публикации, я не увидела цели, а также слова, которые необходимо указывать - автор и краткого описания Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Светлана Николаевна Крючкова # 6 апреля 2015 в 11:12 +4
Оксана Васильевна, спасибо за приглашение!Полезная информация по экологическому воспитанию, касающаяся работы педагогов в данном направлении.Рассмотрен каждый вид деятельности на музыкальном занятии, через который проходит раскрытие темы экологии. Приведены примеры.Все понятно и доступно. Молодцы! Голосую!
Ольга Ивановна Марченко # 6 апреля 2015 в 15:13 +3
Оксана Васильевна, спасибо за приглашение. Очень интересная и полезная методическая разработка для музыкальных руководителей и воспитателей. Примите мой голос в вашу копилку. Творческих успехов!!!
Оксана Васильевна Маслихова # 7 апреля 2015 в 18:32 0
Спасибо, коллеги за комментарии, аннотация статьи есть в самом начале, так же и указан автор. Что касается цели, согласна, исправлюсь.
Раиса Владимировна Коломыцева # 8 апреля 2015 в 14:52 +1
Добрый день, Оксана Васильевна! Интересная статья будет полезна педагогам, работающим в данном направлении и может заинтересовать и родителей, голосую!
Сидорова Зоя Григорьевна # 8 апреля 2015 в 19:47 +3
Оксана Васильевна! Действительно, природа играет огромную роль в жизни любого человека. Только одни видят всю красоту и пользу природы, другие проживут всю жизнь и не знают, какого цвета снег. (Это я один раз задала вопрос родителям на собрании). Не я это говорю, а многие учёные утверждают, что всё , что вложено в ребёнка до 5-6 лет - становится основой его личности. Вот какая ответственная у нас, педагогов, задача. Творческих успехов Вам! Благополучия во всём! Голос!
Зоя.
Любовь Сергеевна Новоселова # 10 апреля 2015 в 17:56 +1
Оксана Васильевна, спасибо за приглашение.Приведены примеры. Все понятно и доступно.Творческих успехов Вам!6 голос!
Наталья Суслова # 10 апреля 2015 в 19:29 0
Оксана Васильевна, спасибо за приглашение! С интересом познакомилась с Вашим конспектом - интересно, полезно! Спасибо за предоставленный материал! Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!
Ирина Владимировна Ашмарина # 10 апреля 2015 в 20:59 0
Оксана Васильевна!Спасибо за приглашение! Ваша публикация полезная и познавательная ,как для детей, так и педагогов.Много интересного узнала из вашей работы и для себя .Примите голос !
Мария Юрьевна Жиличкина # 10 апреля 2015 в 22:53 +1
Здравствуйте, Оксана Васильевна! Музыка является мощнейшим средством развития детей. Вы рассмотрели в статье все направления музыкального воспитания детей и показали как можно их использовать для формирования экологической культуры ребенка. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Татьяна Семёновна Павлова # 11 апреля 2015 в 14:47 +2
Добрый день, Оксана Васильевна!В вашей статье представлено формирование экологической культуры средствами музыкально- художественной деятельности, подробнее раскрыты виды деятельности на музыкальном занятии.Работа направлена на всестороннее развитие ребенка, обогащение духовного мира,воспитание нравственных позиций.Успехов и удачи вам!
Ольга Владимировна Гудым # 12 апреля 2015 в 00:19 +1
Оксана Васильевна, очень интересный и полезный материал. С удовольствием голосую. Удачи вам.
Елена Николаевна Нечаева # 12 апреля 2015 в 10:33 +1
Здравствуйте,Оксана Васильевна! Спасибо за приглашение! Познакомилась с вашей работой. Экологическое воспитание необходимо для ребят, а особенно это можно красиво сделать через музыку и искусство. Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 12 апреля 2015 в 16:16 +2
Спасибо за приглашение. Музыка является мощнейшим средством развития и воспитания детей. Вы рассмотрели в статье все направления музыкального воспитания детей и показали как можно использовать их для формирования экологической культуры ребенка. Данный материал, несомненно, будет интересен и полезен, как музыкальным руководителям, так и воспитателям, и родителям воспитанников. Творческих успехов! голос
Ольга Анатольевна Литвиненко # 24 апреля 2015 в 11:39 +1
Здравствуйте, Оксана Васильевна. Голосую за Ваш труд. Статья интересная и полезная, пригодиться многим педагогам.
Оксана Васильевна Маслихова # 26 апреля 2015 в 10:50 0
Спасибо коллеги за комментарии!
Ольга Сергеевна Калабина # 26 апреля 2015 в 12:47 0
Спасибо за приглашение! Спасибо за Ваш труд. Очень интересная статья. Голосую!
Любовь Михайловна Русакова # 26 апреля 2015 в 16:15 +1
Оксана Васильевна! Я полагаю, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению старших дошкольников с природой влияют на уровень знаний о явлениях и объектах природы родного края, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним. Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. А познание природы через музыку только усиливает эффект воспитания у детей любви к природе.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 26 апреля 2015 в 19:57 +2
Оксана Васильевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей статьей Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.В своей статье вы предоставили очень нужную и полезную информацию по экологическому воспитанию. Думаю, что материал будет интересен и полезен, как музыкальным руководителям, так и воспитателям, и родителям воспитанников. С замечаниями Татьяны Николаевны я согласна повторятся не буду. Желаю дальнейших творческих успехов! С уважением Г.Е.
Светлана Владимировна Иванова # 26 апреля 2015 в 21:24 +6
Здравствуйте, Оксана Васильевна! Спасибо за приглашение. Материал, предоставленный нашему вниманию, интересен, познавателен, актуален. Думаю, многие педагоги возьмут на вооружение. Удачи Вам и успехов. Примите мой голос.
Вера Александровна Орехова # 26 апреля 2015 в 21:47 +6
Оксана Владимировна, благодарю за приглашение. Интересный и познавательный материал. Думаю многих педагогов заинтересует предложенный материал. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста особенно актуально и у детей необходимо формировать уважительное отношение к природе с дошкольного периода детства.
Единственное, соглашусь с Татьяной Николаевной, Вы не указали цель, и краткое описание статьи, можно было бы приложить фотоматериал (но это мое личное мнение).
Примите мой голос +1.
Желаю творческих успехов и удачи!!!
Ирина Юрьевна Ручина # 27 апреля 2015 в 20:22 +6
Оксана Васильевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Полезная и актуальная информация по экологическому воспитанию, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Ольга Николаевна Францева # 28 апреля 2015 в 12:09 +6
Уважаемая Оксана Васильевна! Большое спасибо за приглашение! Мне понравилась публикация. Интересная методическая разработка, которая представляет ценность не только для музыкальных руководителей и воспитателей МБДОУ, но и для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. Цель – формирование экологической культуры, развитие через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе и желание общаться с ней. Творческих Вам успехов! Примите мой голос!
Людмила Анатольевна Андреева # 28 апреля 2015 в 16:40 +5
Оксана Васильевна! Большое спасибо за приглашение. Мне понравилась ваша методическая разработка. Действительно, музыка это мощнейшее средство с помощь которого ребенок воспринимает всю красоту окружающего. Тот же подснежник в лесу, если мы просто расскажем о нем, это не так запомниться ребенку, а с помощью музыки, пластики, ребенок может представить, что происходит с этим хрупким созданием природы, когда оно спешит показаться солнышку. Конечно же когда ребенок почувствует все это, он будет осмысливать свое отношение к природе. И действительно здесь у музыкального руководителя огромный выбор форм, средств и методов по формированию экологической культуры ребенка. Думаю этот материал будет полезен многим. Голосу.
Ирина Анатольевна Князева # 28 апреля 2015 в 20:57 +3
Оксана Васильевна! Ваш материал очень хорошо и последовательно изложен. Разработка может быть полезна для педагогов, а также для родителей. Спасибо! Голос!
Тамара Буланкина # 28 апреля 2015 в 21:21 +2
Оксана Васильевна, спасибо за приглашение. Полезная информация о возможностях воздействия музыки на ребенка. Примите мой голос! Творческих успехов!
Марина Дмитриевна Солодова # 30 апреля 2015 в 15:11 +1
Очень интересная стать! Тема экологии актуальна и важна! Приведены примеры.Все понятно и доступно. Голосую!
Ольга Юрьевна Травнева # 3 мая 2015 в 08:28 +1
Оксана Васильевна, спасибо за приглашение. Вы представили интересную и содержательную статью на тему экологии. Ваш материал будет полезен многим коллегам. Примите голос.
Оксана Васильевна Маслихова # 10 мая 2015 в 19:04 +1
Благодарю Вас коллеги за отзывы!
Жанна Генриховна Ищенко # 14 февраля 2016 в 17:38 0
Хорошая методическая разработка. Эту консультацию с удовольствием прочитают. Многим музыкальным руководителям пригодится в работе.Голос!