Конкурсы для педагогов и детей

Нетрадиционные способы рисования в детском саду для старших дошкольников

Из опыта работы. Нетрадиционные способы рисования в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.
Данный материал познакомит педагогов с разнообразными способами и приемами работы гуашью, акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.
Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать!
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• чувство фактурности и объемности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и  полет фантазии.
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Задачи:
Развивающие:
•формировать творческое  мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
•развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное  воображение;
• формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
• развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
• закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
• знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
• закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
«Монотипия»
Тема: «Бабочка»
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Нет, это красавица-бабочка!
«Монотипия»+ «Набрызг»
Тема: «Зимние пейзажи», «Дворец для Снежной королевы»
Средства выразительности: точка, фактура.
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.
«Монотипия»+ «Аппликация»
Тема: «Морское дно»

«Рисование по сырому»
Тема: «Времена года»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно.
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы:
Первый способ:
Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
Второй способ:
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.
"Рисование по сырому" с дальнейшим прорисовыванием деталей.
«Рисование по сырому»+сангина
Тема: «Времена года»
«Рисование по сырому»+пастель
Тема: «Золотая рыбка»
«Мятая бумага»
Тема: «Осенние листья»
Эффект состаривания поверхности.
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы:
Первый способ:
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Второй способ:
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и так далее.
«Граттаж»
Тема: «Ночь», «Космос», «Зима», «Морское дно»
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы.
Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.
«Тычок жесткой полусухой кистью»
Тема: «Животные, облака, цветы, деревья, пейзажи»
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.
«Графика»
Материал: Бумага черного цвета, листы белой бумаги, гуашь белого и черного цвета.
Ход работы.
Первый способ:
Монохромная техника. На черный фон нанести изображение белой гуашью (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать карандашом. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
Второй способ:
Полихромная техника. На черном фоне работают белой гуашью. Белый тон придаст свежесть, яркость. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.
Рисование гуашью с добавлением белил
Тема: «Натюрморт», «Пейзаж», «Абстракция».
Добавление белил к разным цветам красок позволяет получить светлые оттенки исходного цвета. Цветовые ощущения в результате, нежность, легкость, воздушность.
Рисование гуашью с добавлением черной краски
Тема: «Ночной пейзаж», «Дремучий лес».
При смешивании красок с черным цветом, получаем темные тона. Цветовые ощущения: тяжесть, тревожность, загадочность.
«Сангина +уголь»
Тема: «Ваза с вербой».
ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!

Рекомендуем посмотреть:

Мастер - класс по нетрадиционному рисованию - рисование мыльными пузырями Урок рисования в подготовительной группе. В зимнем парке Урок рисования в средней группе детского сада Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду

Похожие статьи:

Нетрадиционные техники рисования в детском саду для детей 5-6-7 лет

Рисование мыльными пузырями в детском саду

Рисование осенних листьев, 1-2 класс

Дошкольникам о временах года. Сказка про то, как Зима потерялась | Семейная педагогика
Опубликовано: 1008 дней назад (10 марта 2014)
Просмотров: 22601
+20
Голосов: 20
Маргарита Александровна Гришина # 10 марта 2014 в 01:33 +18
Валентина,вы представили множество техник рисования,все очень интересно,
сразу хочется проэкспериментировать,заманчиво и увлекательно.Спасибо,что поделились таким прекрасным материалом! +1
Валентина Николаевна Мельникова # 10 марта 2014 в 01:39 +6
Спасибо за голос! Это не мастер-класс! Я хотела поделиться своим опытом "Рисования нетрадиционными способами". В данный момент думаю, какой из видов показать в МК! Прислушаюсь к просьбам коллег!
Ольга Михайловна Подгорных # 10 марта 2014 в 04:43 +5
СПАСИБО за предоставленный опыт! Красиво, продуманно, доступно! если мастер-класс можно нам выбирать, то лично мне хотелось бы с сангиной. этот вид не часто применяется в садах.
Валентина Николаевна Мельникова # 10 марта 2014 в 12:17 +4
Спасибо что зашли в гости! Через несколько дней обязательно проведу МК!
Оксана Владимировна Столь # 10 марта 2014 в 07:49 +5
Спасибо, Валентина,за материал, за педагогический опыт!Спасибо,что  познакомили нас с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.Очень красивые работы!
Валентина Николаевна Мельникова # 10 марта 2014 в 12:18 +3
Спасибо за позитивный комментарий!
Марина Ивановна Щипицина # 10 марта 2014 в 10:15 +2
Хорошо, что занимаетесь нетрадиционными техниками рисования, я согласна с Вами Валентина,что при данных техниках дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и что ребенок обретает уверенность в себе.Ведь я тоже используя в своей психологической работе техники рисования, и это дает большие результаты.Вы представили красочные, интересные иллюстрации. Спасибо!
Валентина Николаевна Мельникова # 10 марта 2014 в 12:23 +4
Марина, спасибо!
В работе с родителями всегда говорю, что, ну просто необходимо дать приемы рисования детям не только в саду, но и дома, для дальнейшего успешного обучения в школе! Многие родители говорят, что они не умеют рисовать! А это неправда! Все люди умеют рисовать, надо дать "толчок"! Я серьездно подумываю о мастер-классе для родителей!
Елена Александровна Беляева # 10 марта 2014 в 12:18 0
Спасибо за представленный материал, очень интересно.
Валентина Николаевна Мельникова # 10 марта 2014 в 12:24 +2
Спасибо что зашли в гости!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 10 марта 2014 в 19:48 +2
Валентина, здорово! Я совсем не умею рисовать, но Вы меня вдохновили!!!! Все очень интересно и понятно! Удачи Вам и голосую!!!!
Валентина Николаевна Мельникова # 10 марта 2014 в 22:11 +3
Светлана! Я тоже "не умею рисовать", в том понимании - пропорции, перспектива и т.д.! Но на уровне, как показать детям, смогу. И вы сможете! Готовлю МК! На самом деле "Не боги горшки обжигали"!
Наталья Валентиновна Черникова # 14 марта 2014 в 20:53 +2
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Валентина, Вы предствили удивительный мир творчества!Работы - прелесть!Использование нетрадиционных техник педагогами в работе с детьми открывает широкий простор для детской фантазии. Дети с удовольствием знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, проявляют художественные способности.Спасибо за подробное ознакомление с видами нетрадиционного рисования.
Валентина Николаевна Мельникова # 15 марта 2014 в 12:14 +2
Наталья, большое спасибо за высокую оценку моих работ!
Елена Викторовна Гетманская # 17 марта 2014 в 09:03 0
Спасибо, что освежили в памяти и дали возможность познакомиться с неизвестными мне техниками! Огромное Вам спасибо, что делитель опытом с нами!
Валентина Николаевна Мельникова # 17 марта 2014 в 16:05 +2
Рада что кому-то помогла!
Сафронова Татьяна # 17 марта 2014 в 20:08 0
Волшебные работы! Люблю нетрадиционные методы рисования, стараюсь постоянно применять их на занятиях, спасибо за ваш вклад, обязательно попробуем с детишками!
Валентина Николаевна Мельникова # 17 марта 2014 в 21:11 +1
Спасибо
Раниль Нурисламович Калимуллин # 21 марта 2014 в 18:32 +1
Как много интересных способов рисования!? sad Вы правы,Валентина,если всему этому научиться,фантазировать можно сколько угодно.Спасибо и удачи вам! А МК хотелось бы сангиной.
Валентина Николаевна Мельникова # 21 марта 2014 в 22:11 +2
Спасибо за добрые слова, готовлю МК!!
Мария Александровна Дискантова # 13 апреля 2014 в 22:58 +1
Валентина Николаевна, выражаю свое восхищение и огромную благодарность за такое чудо.
Столько разных методик рисования Вы показали, что поражает воображение. Вы настоящий художник. Завидую Вашим детям, ведь с таким педагогом можно многому научится. Вы помогаете им не только видеть прекрасное, но и самим творить красоту. Ваш вклад достоин высших похвал в развитие не только детей, но и нас педагогов. Голосую "ЗА!
Валентина Николаевна Мельникова # 15 апреля 2014 в 08:50 +2
Спасибо, Мария, за высокую оценку моего труда!
Юлия Николаевна Гребенникова # 2 мая 2014 в 14:07 0
Замечательно, что Вы используете нетрадиционные способы рисования. В своей работе я тоже их использую. От себя хотелось бы добавить, что использование нетрадиционных техник и приёмов рисования повышает мотивацию к изобразительному творчеству, интерес. Создаёт ситуацию успеха и уверенность в своих силах у ребёнка. Ну и, конечно же, развивает творческую фантазию! А видеть увлечённость детей, радость открытий, искорки счастья в глазах - это просто счастье для педагога!
Валентина Николаевна Мельникова # 2 мая 2014 в 22:36 +1
Спасибо
Ирина Вячеславовна Некрасова # 15 июня 2014 в 08:15 +1
Очень люблю использовать нетрадиционные техники в рисовании. Спасибо Вам за предоставленный материал! Читая его, появляются новые мысли и идеи, а это самое ценное в нашей работе. Да и применение разных материалов и техник при творчестве очень развивает фантазию детей, затягивает их сам процесс рисования и экспериментирования.
Валентина Николаевна Мельникова # 18 июня 2014 в 23:08 +1
Спасибо!!
Инна Петровна Музыченко # 30 июня 2014 в 22:55 0
Очень люблю технику граттажа.Она подвластна любому возрасту.И имеет некоторое число вариаций в подготовке основы.
1. Основу можно натереть восковыми карандашами - тогда работа будет не черно-белой, а с вкраплениями цвета.
2. Вместо шампуня можно использовать мелко накрошенное хозяйственное или любое туалетное мыло, слегка растворенные в воде, а затем добавленные в гуашью.
3. Если в качестве основы использовать "скользкую" бумагу (обратную сторону плакатов), рисунок будет процарапываться легче.
4. Как вариант - раскрасить лист акварельными красками, поверху натереть парафином, а затем покрыть смесью гуаши с мылом.
Наталия Владимировна Ярмоленко # 7 июля 2014 в 16:13 0
Нетрадиционные способы рисования очень заинтересовали меня необычностью и непредсказуемостью результатов, что у детей практически неизбежно вызывает ощущение волшебства,сказки... Для меня это особенно ценно в самом начале знакомства с новичками, так как позволяет преодолеть как нерешительность "скромняг" так и скептицизм "всезнаек" и создать в группе творческую атмосферу, а также пригодится для расширения кругозора и повышения мастерства "бывалых кружковцев". С удовольствием пополню свой арсенал
интересными идеями. Большое спасибо!
Наталья Леонидовна Вальдман # 21 сентября 2014 в 16:06 0
Спасибо, Валентина,за материал, за педагогический опыт! Какое разнообразие способов и приемов работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетание. Очень красивые и яркие работы! Некоторые нетрадиционные способы рисования я использую в своей работе. Детишек это очень увлекают. Ваш материал меня заинтересовал, возьму его к себе в закладки. Спасибо. Успехов!
Юлия Сергеевна Дощечникова # 16 ноября 2014 в 08:16 0
очень интересный материал, обязательно попробую со своими ребятами на занятиях. детям всегдла нравиться рисовать, именно в рисунке можно увидеть их проблемы и переживания или на оборот радость - то есть то что они не могут выразить словами - они рисуют! удачи вам и творческих успехов!
Надежда Юрьевна Злобина # 19 ноября 2014 в 19:39 0
Мне как психологу,арт-терапевту очень близка тема "Нетрадиционные способы рисования". Сама очень часто использую их в коррекционно-развивающей и терапевтической работе с детьми и взрослыми. Спасибо вам за прекрасную подборку, ничего не надо искать, просто бери и пользуйся. Желаю Вам творческого вдохновения и прекрасных находок!!!!!
Анастасия Владимировна Ильина # 17 февраля 2015 в 04:06 0
Тоже люблю с детками нетрадиционкой заниматься. У них столько радости в глазах от результата. Вроде бы из ничего получается красота. Особенно трубочками любят рисовать (выдувать) +1
Елена Васильевна Смирнова # 21 октября 2015 в 23:11 0
Добрый вечер!
Валентина, с удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Написана грамотно и понятно!
Спасибо!Вам мой голос!
Наталия Петровна Тынчерова # 9 февраля 2016 в 23:47 0
Валентина Николаевна, здравствуйте! Ваш опыт для меня очень ценен.Считаю, что нетрадиционные работы побуждают детей не только к творчеству, но и к поиску, вдохновляют на новые идеи. Ваши работы в ненавязчивой форме знакомят детей с пространством, перспективой, симметрией. Рисуем с младшим сыном все подряд. Ему нравится. Спасибо!