Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада

Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада
Способности человека не остаются неизменными, они формируются в деятельности, в творчестве. Даже весьма скромные способности могут быть замечательны развиты. Однако не всякая деятельность формирует способности, нужна ее правильная организация. Обстановка, условия, атмосфера, фон, окружение – это та среда, которую необходимо целенаправленно создавать в любом трудовом коллективе, в том числе и в дошкольном образовательном учреждении. Эстетические знания нужны каждому педагогу, поэтому эстетическая среда развития педагога, эстетическая организация рабочего места, его эстетическая внешность и этика общения с коллегами, детьми и их родителями формируют подлинную культуру человека, его духовный мир и представления о Прекрасном.
Потребность в красоте профессиональной деятельности, как и любая другая потребность, формируется и развивается в деятельном взаимоотношении педагогов с изучаемым «предметом», с окружающими его людьми, вещами. Выделяя эстетизацию развивающей деятельности, как отдельный компонент процесса формирования потребности в красоте труда, мы рассматриваем в своем исследовании ее как систему и результат педагогического руководства.
Сущность системы состоит в таком педагогическом воздействии на трудовую деятельность индивида, в результате которого она могла бы превратиться в эстетическую ценность, стать формой, средством и необходимым условием повышения эффективности образования.
Проблема среды как педагогического фактора рассматривается в работах видных ученых П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, А.В. Мудрика, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Понятие "среда" рассматривается в широком и узком смысле. Среда в широком смысле – это климатические, природные условия, в которых живет человек. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития индивида, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком смысле влияет на успешность и направленность социализаци.
Существует узкий подход к пониманию среды и ее влияние на становление личности человека. Согласно этому, среда – это непосредственное предметное окружение. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни. В современной педагогике существует понятие "развивающая среда".
Н.В. Микляева утверждает, что предметно–развивающая среда – это составная часть развивающей среды детского сада. Современный философский взгляд понимает ее как совокупность предметов, представляющих собой наглядно-воспринимающую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою "вторую жизнь" в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом.
Предметно-развивающая среда объективно, через свое содержание и свойства, создает условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, предметно-развивающее было эстетичным.
Все вещи, предметы, театральные атрибуты в предметно-развивающем пространстве соответствовали бы методическим, техническим и эстетическим требованиям.
Н.В. Микляева отмечает, что предметно–развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию (предмет несет определенные сведения); имеет стимулирующую функцию среды (интерес, действия, исследование), развивающую функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, зона стабильности, принцип учета возрастных и половых различий детей.
Побуждая детей к творческому отношению выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации, необходимо: разнообразие, насыщенность, неординарность, креативность и сменяемость предметной среды, которая окружает ребенка; включение в нее максимального количества красивых предметов взрослого обихода; резерв свободного места и времени для разворачивания творческих игр; возможность играть в любимые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению; универсальность и эстетичность предметно-развивающей среды, позволяющей детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием; учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию эстетически нового.
Основываясь на работе Н.В. Микляевой, предметно-развивающая среда через свое содержание и свойства, создает условия для творческой деятельности, побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным. Все вещи, предметы, театральные атрибуты в предметно-развивающем пространстве соответствовали методическим, техническим и эстетическим требованиям.
В эстетическом преобразовании предметно-развивающей среды различают несколько основных сфер: групповая комната – рабочее место воспитателя; ДОУ в целом; вспомогательные помещения и окружающая детский сад территория.
Сфера рабочего места является основной. Она определяет направление и характер работ по преобразованию группы и всего пространства детского сада, так как культура труда на рабочем месте является основным показателем.
Все сферы среды при разработке мероприятий по повышению культуры и эстетизации; развивающей, и предметной, необходимо рассматривать в их органическом единстве.
Важной стороной предметной среды является интерьер помещений. Большое внимание было уделено эстетике интерьера: цветовому и световому климату группы (тональность пола по ассоциации с землей должна иметь более темную, насыщенную окраску; стены – по аналогии с пейзажем – должны быть несколько светлее, а потолок совсем светлый как небосвод); рациональному размещению мебели и стеллажей с игрушками; оптимальному количеству наглядных пособий в интерьере; экономическому и эстетическому обоснованию расположения и конструкции мест детей и воспитателя; эстетике технических средств обучения и контроля знаний детей; присутствие комнатных цветов, картин, красивых поделок из различного материала и т.д. Например: на каждом этаже детского сада должна находится зеленая зона отдыха, со свободным доступом для детей, на стенах развешаны работы детей, в холле на втором этаже находится выставка творческих работ и музей народной куклы, картины, коллажи дошкольников, проектная деятельность детей.
Под эстетической мы определяем предметно-развивающую среду детского сада. Функция эстетической среды – способствовать возникновению у личности потребности в эстетическом развитии. Среда представляет собой динамическую структуру, в которой человек, проходя "образовательный цикл", развивается и формируется как личность.
Эстетизация среды проводится в соответствии с разработанной учебно-воспитательной программой детского сада. В конце каждого учебного года проводится анкетирование по определению уровня эффективности работы по эстетизации предметно-развивающей среды.
Определяются основные задачи по совершенствованию эстетической среды детского сада: определение начального уровня значимости эстетической среды для педагогов; выявление итогового уровня значимости эстетической среды для педагогов.
Система работы по эстетизации предметно-развивающей среды детского сада включает в себя несколько направлений:
• обсуждение вопросов эстетической культуры воспитателей на литературных викторинах и педагогических беседах;
• организация совместной деятельности воспитателей и детей по эстетическому оформлению групповой комнаты, внеучебных помещений, прилегающей к детскому саду территории;
• актуализация педагогом эстетически составляющей на занятиях и во внеучебной деятельности;
• организация экскурсий в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение театров, экскурсии на природу, по достопримечательным местам родного города;
• организация тематических выставок детских работ в стенах ДОУ; встречи с деятелями искусства;
• разнообразные конкурсы «Театральные игры как показатель развития ребенка», «И бесконечно царственное слово…», «Поделки из бросового материала», в соревнованиях - «Чудо – шашки»; «Веселые старты», и отмечены наградами (грамоты);
• регулярные дежурства детей в группе, целью которых является формирование навыков труда, уборка территории и т.п.;
• работа стенной печати (ширмы, папки-передвижки, сообщения на магнитной доске и т.д.), отражающей все основные эстетико-педагогические мероприятия, проходящие в группе и в ДОУ.

Наиболее эффективными являются методы: убеждения; вовлечения педагогов в активную эстетическую деятельность; создания определенных эстетических ситуаций, способствующих выявлению знаний об эстетической сущности труда, развитию умений применять их в практической деятельности и др. Именно в процессе труда активизируются и проявляются "сущностные силы" личности педагога, формируются и реализуются его взгляды и убеждения, воспитываются эстетический интерес к труду творческому и потребность в нем.
Таким образом, мы пришли к выводу, что включенность воспитателей, в совместную с родителями и детьми, деятельность по эстетизации предметно-развивающей среды детского сада приводит к значительной положительной динамике: возрастает осмысление значимости эстетической среды в сознании всех педагогов; изменяется отношение воспитателей к качеству эстетического; развивается способность к активному творчеству по формированию окружающего мира по законам красоты.
Эстетическая среда, это педагогически организованная микросреда, обладающая высоким уровнем развития эстетической культуры, гибкой динамикой развития, представляющая большие возможности на воздействие творческой мотивации педагога, т.е. отношение к профессии педагога, как к сложному интегральному свойству, выражающему степень вовлеченности педагога в профессиональную деятельность.
Используемая литература:
1. Микляева Н.В. Интегративная предметно развивающая и игровая среда детского сада [Текст] / Н.В. Микляева. – М.:УЦ Перспектива, 20011. – 208с.
2. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб.пособие [Текст] / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – Издательский центр «Академия», 202. - 256с.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая среда групповой комнаты ДОУ Наглядное пособие для детского сада своими руками «Как накрыть на стол». Мастер-класс с пошаговыми ф Организация развивающей среды ДОУ Предметно - развивающая среда в группе ДОУ

Похожие статьи:

Панно своими руками для оформления уголка природы в детском саду

Аэродизайн. Мастер-класс

Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста | Тряпичная кукла оберег своими руками
Опубликовано: 1036 дней назад (7 февраля 2014)
Просмотров: 4054
+4
Голосов: 4
Ольга Николаевна Тимошкина # 8 февраля 2014 в 15:24 +2
Затронутая тема,очень актуальна, ведь при организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Данная работа помогает определить самые главные принципы в организации предметно- развивающей среды, требования к ней, и необходимость ее эстетизации.Спасибо материал мне очень полезен.
Валентина Николаевна Мельникова # 8 февраля 2014 в 15:44 +2
Я с вами согласна!! Прежде чем научить чему-то детей, педагог сам должен быть высокообразованным профессионалом, обладать рядом качеств, отвечающих требованиям современного педагога. Спасибо, что заглянули в гости!
Александра Евгеньевна Чежегова # 30 января 2015 в 07:23 0
Спасибо за материал. голос!