Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Статья «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Учить играя!»

Автор: Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Цель: формирование устойчивого интереса к театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, музыкальным работникам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к театрализованным играм, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность:
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Немного истории:
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

Игра - наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями [2].
По утверждению Мигуновой Е.В., театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер [3].
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат [3].
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).

Театрализованную игру исследователь Л.В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за любимого героя, действуют от его имени, привнося в роль свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.
Виды драматизации:
•ролевые диалоги на основе текста;
•инсценировки произведений;
•постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
•игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
•игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей [3].
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссерской игре ребенок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка [1].
Огромное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнерства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли теплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат [3].
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Таким образом, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
• Активизируется и совершенствуется диалогическая и монологическая речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
• В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
• Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
• Происходит развитие различных анализаторов;
• Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
• Развивается эмоционально-волевая сфера;
• Происходит коррекция поведения;
• Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
• Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
• Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. [Текст] / Т.С. Григорьева. – М.: ТЦ – Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (1)
2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 128с.
3. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
4. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
Желаю всем творческих успехов!!!

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей детей через театрализованную игру Педагогическая работа по социализации и нравственному воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС Контактно - игровая импровизация с варежками-липучками для детей дошкольников Социализация дошкольников в условиях ФГОС

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Участник №7 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Сценарий зимнего фольклорно - музыкального развлечения для детей старшей группы | Педагогический проект в детском саду. Театрализованная игра
Опубликовано: 3306 дней назад (31 марта 2015)
Просмотров: 8797
+20
Голосов: 20
Евгения Зинькевич # 1 апреля 2015 в 05:54 +4
Здравствуйте! Очень понравился сценарий, яркий, доступный.
Наталья Вениаминовна Шубина # 1 апреля 2015 в 21:16 +2
Очень интересный материал.Спасибо!
Валентина Николаевна Мельникова # 1 апреля 2015 в 21:19 +2
Спасибо, Наталья, что прочитали мою статью!
Ирина Анатольевна Князева # 2 апреля 2015 в 23:23 +3
Валентина Николаевна! Очень понравилась ваша статья «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Учить играя!»! Очень нужный материал, способствующий формированию устойчивого интереса к театрализованной игре у детей старшего дошкольного возраста. Он будет очень полезен педагогам в работе. Голос!
Валентина Николаевна Мельникова # 4 апреля 2015 в 18:13 +2
Ирина, спасибо за комментарий!
Татьяна Александровна Толстикова # 9 апреля 2015 в 22:43 +4
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Внимательно прочитала Вашу статью. Полностью с Вами согласна, театрализованные игры бесценны в социализации ребёнка. Они не только знакомят ребят с чем-то новым, но и играют большую роль в развитии и воспитании ребёнка, о чём Вы подробно рассказали и показали наглядно в своём материале. Я думаю, что Ваша статья должна быть интересна многим педагогам. Спасибо. Примите голос.
Валентина Николаевна Мельникова # 9 апреля 2015 в 23:01 +2
Спасибо вам за комментарий!!!
Наталья Викторовна Никитина # 16 апреля 2015 в 12:00 +2
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Полезная и интересная статья. Спасибо! Яркие, красочные иллюстрации, хорошие примеры!Голос!
Оксана Владимировна Столь # 17 апреля 2015 в 04:18 +4
Спасибо, Валентина Николаевна, за интересный материал!Знаю по своему опыту, что когда занимаешься с детьми этим видом деятельности, то глаза детей всегда светятся от счастья, да и родители очень благодарны и испытывают чувство радости и гордости за подрастающее чадо!
Кроме того, детский театр вызывает интерес у малышей к своей культуре, театру и литературе. А в ходе театрализованной игры, происходит постепенное раскрепощение ребенка, которое помогает развить творческую активность и умение импровизации.
Голосую ЗА!
Елена Григорьевна Полякова # 18 апреля 2015 в 11:01 +2
Валентина Николаевна! Спасибо за подробную интересную подборку материала в статье, который представляет собой квинтессенцию рекомендаций по обозначенной теме. Роль театрализованных игр в социализации детей неоспорима и вы это убедительно доказываете. Ваша работа будет, несомненно, полезна весьма широкому кругу педагогов как тем, кто ещё не приступил к использованию театрализованных игр в своей педагогической деятельности, так и опытным мастерам, которые смогут подкрепить практические навыки хорошими теоретическими выкладками. Успехов!
Нина Владимировна Иванова # 22 апреля 2015 в 11:37 +2
Валентина Николаевна, как подробно Вы написали о театрализованной игре, о классификации игр, спасибо. Дети с удовольствием участвуют в сценках на утренниках. Польза для развития от таких игр огромная. Примите голос.
Валентина Николаевна Мельникова # 23 апреля 2015 в 07:41 +2
Коллеги, большое спасибо за комментарии!!!
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Вера Валерьевна Ляпина # 8 июня 2015 в 08:55 +1
Спасибо за прекрасную информацию об играх, Валентина Николаевна! Прекрасное фото сопровождение, которое помогает представить все происходящее. Примите голос!
Екатерина Александровна Зибарева # 14 июня 2015 в 18:30 +1
Очень интересная,понятная, красочно оформленная информация.Спасибо вам за этот материал.Очень важно именно в дошкольном возрасте активно использовать с детьми различные виды театра и театральных игр,это поможет раскрыть творческий потенциал, личность каждого ребёнка.В Вашей статье всё описано чётко,кратко и наглядно.
Мария Анатольевна Гановичева # 9 июля 2015 в 10:09 0
Здравствуйте, Валентина Николаевна.
Вы подготовили интересную теоретическую статью о значении театрализованной игры в воспитании ребенка. Познакомили с мнениями многих теоретиков по этой теме, ведь существует множество точек зрения на классификацию игр.
Статья будет полезна руководителям театральных кружков и студий, а так же классным руководителям и воспитателям.
Судя по фото, Вы театрализацию с успехом применяете.
Анастасия Викторовна Кузнецова # 22 июля 2015 в 12:39 0
Замечательная разработка материала.Яркие фотографии,разнообразные куклы для театрализованной деятельности-мне понравилось.голосую
Дарья Александровна Болдырева # 15 сентября 2015 в 20:30 +1
Здравствуйте, тема моего проекта театрализованная деятельность. Но проект направлен на младшие группы. Прочтя Ваш конспект, задумалась расширить проект на все возрастные группы деткого сада, так как это очень интересно. Спасибо Вам за творчество.
Оксана Александровна Никифорова # 16 сентября 2015 в 08:12 +1
Добрый день, Валентина Николаевна! Познакомилась с вашей работой о театрализации. Так я непосредственно веду театральный кружок, правда , в в школе, то многое мне близко по духу. А сейчас ещё и внеурочка в младших классах. Мне очень понравилась ваша презентация программы. Я думаю, можно будет сделать видео урок с показом вашей темы тоже.Для старших школьников это будет полезно. Ведь многие из них непосредственно общаются с малышами, организуют совместные мероприятия. Со старшей группой театралов , думаю, на основе вашего материала, можно провести одно из занятий практических. Спасибо Вам!
Марина Андреевна Курцева # 7 декабря 2015 в 18:24 +1
Добрый вечер, Валентина Николаевна! Я обожаю театрализованную деятельность , в душе умерла актриса , но каждый день я предстаю в новой роли перед своими детьми, материал прочитала, особенно понравились фото, очень красиво! Спасибо!
Ермакова Наталья Александровна # 17 марта 2016 в 12:42 +2
Валентина Николаевна! Уникальный материал по социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр, очень ценная публикация, особенно для начинающих педагогов. Театр -это волшебный и особо любимый не только детьми мир искусства, он является основой многих игр и занятий детей. Мы с детьми увлекаемся настольным театром, создаём поделки к сказкам и так далее. С большим удовольствием голосую и желаю победы в конкурсе! Голос № 17
Валентина Николаевна Мельникова # 17 марта 2016 в 19:16 +1
Спасибо, Наталья Ялександровна! За долгие годы работы в "детском саду" накоплено горомное количество различных материалов! Хочется поделиться с коллегами! Не хватает времени!