Конкурсы для педагогов и детей

Особенности уроков изобразительного искусства в 5 классах

Из опыта работы учителя ИЗО. Особенности уроков изобразительного искусства в 5-х классах
Автор: Мещерякова Юлия Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 1 города Демидова Смоленской области
Описание работы: Предлагаю вам статью, раскрывающую некоторые пути формирования интереса к урокам ИЗО у пятиклассников через развитие художественно-творческих способностей. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства, работающим с учащимися 5-6 классов.
Цель: создание условий для формирования интереса к урокам ИЗО у пятиклассников.
Задачи:
- показать некоторые пути формирования интереса у пятиклассников к урокам ИЗО;
- развивать художественно-творческие способности школьников;
Урок изобразительного искусства – это особый урок, каждый раз новый и не похожий на предыдущий, манящий ученика в мир творчества. Это удивительный урок, где сталкиваются время и вечность, добро и зло, любовь и ненависть, красота и безобразие, гениальность и бездарность.
В современной школе учитель сталкивается с полным равнодушием школьников к результатам собственной деятельности. Традиционно основная часть времени урока изобразительного искусства отводится на самостоятельную работу учащимися. Как показывает нам практика, недостаточно подготовленные ребята при самостоятельном рисовании, например, с натуры не проявляют познавательной активности. На уроках зачастую возникает парадоксальная ситуация: пятиклассникам предлагается самостоятельно создать по своему воображению сложные композиции, а они еще не владеют элементарными изобразительными навыками. Поэтому из-за недостатка изобразительных навыков пропадает интерес к изобразительной деятельности.
Детское творчество – это самое интересное и незабываемое, так как дети в этом возрасте мыслят образами и чувствами. Именно через такое чувственное восприятие действительности и накапливается опыт творческой деятельности. Оценивая обучающегося, необходимо развивать у него уверенность в своих силах; любая неосторожная отрицательная оценка способна погасить интерес к художественной деятельности. Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое и оригинальное.
Одной из основных задач художественно-творческого развития школьников является формирование творческой личности, индивидуальности способностей через средства изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.
Восприятие произведений изобразительного искусства позволяет не только расширить, но и углубить эмоционально-ценностный опыт ребенка и создать основу для творческой деятельности. Все виды воображения – произвольное, непроизвольное, воссоздающее и творческое – имеют важное значение. Но самым важным для творческой деятельности обучающихся является творческое воображение, которое помогает самостоятельно создавать новые оригинальные образы.
В зависимости от индивидуальности обучающегося общие возрастные особенности у каждого школьника проявляются по-разному. Для верного руководства детским творчеством необходимо знать особенности изобразительной деятельности ребят. Если у школьника повышен интерес к изобразительной деятельности, то это является одним из признаков, развивающихся у них способностей к художественному творчеству. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности нужно с учетом индивидуальных особенностей ребенка – это развитие художественно-творческих способностей обучающихся через целенаправленное и организованное обучение.
На уроках изобразительного искусства необходимо учить ребят видеть прекрасное в современной окружающей нас действительности, найти оптимальную нагрузку для каждого обучающегося, чтобы не заставлять детей трудиться на уроке, а уметь увлечь их трудом, строить ход занятия так, чтобы дети могли оригинально мыслить, были раскованными в своем творчестве и не боялись творить. Ситуация успеха, созданная на уроке ИЗО – это самый эффективный стимул познавательной деятельности.
Необходимо, чтобы от урока к уроку происходила постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями: гуашь и акварель, акварель и восковые мелки, акварельные карандаши, пастель (работа сухой пастелью, размывание пастели водой, процарапывание пастели), цветные карандаши и акварель, акварель и цветные ручки и многое другое. Следует использовать на уроках различные приемы рисования: монотипия, кляксография, граттаж, смешанная техника, работа ластиком, использование тона бумаги, использование рельефа бумаги, работа с трафаретами и силуэтами, штампы, набызг однослойный и многослойный, рисование ватными палочками. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к урокам изобразительного искусства, развивает их творческую деятельность и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Например, тема урока «Пейзаж, передающий настроение, - рисование по представлению». Здесь можно использовать различные виды изобразительной деятельности на уроке. Можно работать на обычном альбомном листе акварелью. Возможно использование тона бумаги для рисунка – это уже разнообразит деятельность ребят. Одним предлагается использовать белый лист, другим – тонированную бумагу.
Здесь же можно использовать прием работы акварелью по мокрому или по сухому. Всего два таких приема рисования, а рисунки получатся очень разнообразные. Листва … используем различные приемы рисования: тычок жесткой сухой кистью, штампы поролоном, кусочком бумаги, стальной губкой для мытья посуды. Листва на каждом рисунке получится «своя»: где-то листочки мелкие и насыщенные, где-то – блеклые и густые, где-то – можно увидеть форму каждого отдельного листочка. Показывая ребятам тот или иной прием рисования, который можно использовать на данном уроке, получается, что они сами не задумываясь, начинают фантазировать, пробовать, что-то новенькое, некоторые стараются использовать все многообразие приемов в своем рисунке. Не у всех есть дар рисования, но благодаря разнообразию видов деятельности, каждый рисунок получается особенным, показывая и раскрывая нам индивидуальность автора работы.
Например, по темам уроков «Композиция» можно использовать как трафареты, так и силуэты, которые намного облегчат деятельность ребенка. То есть получается, что есть готовый образ, и нам нужно уточнить лишь отдельные его детали. Вообще работа с трафаретами и силуэтами дает возможность воспользоваться разнообразными приемами рисования. Например, можно использовать набрызг, как однослойный так и многослойный – рисунок получится необычным. Здесь же можно воспользоваться и «штампом» любых предметов.
В пятом классе необходимо организовать работу школьников на уроке так, чтобы у ребенка не пропал интерес к урокам изобразительного искусства, а, наоборот, повысился, чтобы они восхищались результатом своей деятельности.
Я использую на уроках не только наглядные пособия, свои работы, таблицы репродукции, но и работы ребят, чтобы школьники смогли увидеть насколько различны детские работы, независимо от того, какие у ребенка возможно рисования, каждая работа интересна по-своему.
Благодаря творческой деятельности укрепляется положительная самооценка, повышается уровень притязаний, порождается уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. Хорошо рисующие дети больше замечают интересного в окружающем их мире, внимательнее слушают, их рассуждения более логичны. На каждом занятии необходимо создавать атмосферу увлеченности, интересного преподнесения нового материала. Чем выше способность к творческой самореализации у самого учителя, тем будет выше уровень творческого потенциала у его учеников. Необходимо вселить уверенность в каждого ученика в том, что он способен фантазировать. Если у пятиклассников интерес к урокам ИЗО будет лишь возрастать, то можно с уверенностью сказать, что результат их деятельности на занятиях будет выше собственных ожиданий.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Народное искусство-это музыка

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Как нарисовать открытку на 9 мая своими руками поэтапно | Осенний пейзаж поэтапно. Мастер-класс
Опубликовано: 513 дня назад (9 июля 2015)
Просмотров: 1134
+3
Голосов: 3
Ольга Станиславовна Средина # 9 июля 2015 в 20:10 +1
Юлия Владимировна! Вы молодец. Статью прочла с интересом. 10 лет я преподавала в школе. В настоящее время веду изостудию для дошколят в МДОУ и работаю со школьниками младших классов в ДШИ. Так что возраст воспитанников у нас совпадает. Могу добавить в вашу "копилку" и такой способ: "одно занятие - две работы". Первую работу, (пробную), мы проводим, знакомясь с новой темой или техникой, пошагово. Я слежу, помогаю, подсказываю. Тем самым барьер неуверенности преодолеваем коллективно. Она(работа) может быть небольшой, в половину альбомного листа. Вторую уже - с усложнением, на А 3 или А 4 дети делают самостоятельно. Я в это время читаю что-то вслух (по теме занятия). Еще у меня есть замечательная книга издательства "Белый город". Она называется СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ. Дети слушают с удовольствием.