Конкурсы для педагогов и детей

Задания к урокам изобразительного искусства, 5 класс

Комплекс заданий по ИЗО для учащихся 5 классов
Автор: Мещерякова Юлия Владимировна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СШ №1 города Демидова Смоленской области.
Описание работы: Предлагаю Вам учебно-методическую разработку, представленную в виде комплекса заданий по изобразительному искусству для учащихся 5-х классов, раскрывающую некоторые пути формирования интереса к урокам изобразительного искусства. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства.
Цель: создание условий для формирования интереса у учащихся к урокам изобразительного искусства
Задачи:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать зрительное восприятие учащихся;
- формировать интерес к урокам изобразительного искусства;
- прививать умение видеть красоту окружающего мира.
Заказ современного общества – развитие творческой личности. Работая в школе, я столкнулась с такими отрицательными фактами: школьники выполняют однообразную деятельность, в их рисунках нет творчества в полную силу, работы схожи между собой. Современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, которые могут встретиться на его жизненном пути. Развитие творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для любой профессиональной деятельности.
Переходя в пятый класс, у обучающихся повышается учебная нагрузка, начинает снижаться интерес к урокам изобразительного искусства. Если ученику не будет интересен урок, то добиться значительных результатов в их творческой деятельности не получится. Поэтому мною разработан комплекс заданий с использованием нетрадиционных приемов рисования к урокам изобразительного искусства в пятом классе, чтобы каждое занятие для ребенка стало особенным и интересным, и каждый следующий урок ученик ждал бы с нетерпением.
Данная учебно-методическая разработка составлена на основе:
• рабочей программы для общеобразовательных учреждений: Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзина и др. – М: Дрофа, 2012. – 77, [3] с.
• учебника: Искусство. Изобразительное искусство. 5 кл. В 2ч. Ч.1,2: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Кармазина. – М.: Дрофа, 2012.
Раздел: Живопись
Тема урока: «Упражнения с цветом».
Задание: Выполните цветовой круг, показав в нем первичные и вторичные цвета. Используйте в работе акварель.
Выполните в полосе слияние двух первичных цветов по мокрому, используйте различные варианты смешения первичных цветов с целью получения вторичных.
Тема урока: «Натюрморт с букетом цветов – рисование с натуры».
Задание: 1-ый вариант: выполните натюрморт с букетом цветов гуашью, используйте в работе кисти с жесткой и мягкой щетиной. Рисуя цветы, воспользуйтесь приемом тычка, располагая кисть перпендикулярно к листу; для создания объема используйте в работе несколько цветов гуаши.
2-ой вариант: выполните акварелью букет цветов по сырому на светлом фоне, положив бумагу на наклонную поверхность и смочив ее поролоновой губкой. Смешение красок выполняйте сразу на сырой поверхности бумаги. Работа выполняется от светлых тонов к темным.
Тема урока: «Натюрморт из предметов крестьянского обихода – рисование с натуры».
Задание: Выполните натюрморт из предметов крестьянского обихода на тонированной бумаге. Обратите внимание на работу с цветом, сочетание цветов с тоном бумаги. Напишите полутеневые и световые стороны предметов.
Тема урока: «Пейзаж, передающий настроение, - рисование по представлению».
Задание: Выполните осенний пейзаж гуашью, используя в работе овсяные хлопья, клей. Стволы берез нарисуйте восковыми мелками. Листву выполните кистью, используя нетрадиционный прием рисования – тычок жесткой кистью. Гуашь наносите поверх хлопьев, оставляя непрокрашенными незначительные участки, создавая тем самым объем. Научитесь передавать в работах погодные условия и настроение.
Тема урока: «Серия этюдов из простых предметов быта – рисование с натуры».
Задание: Выполните этюды из простых предметов, работая в технике алла прима, изучив конструкцию предмета или его отдельной части и передав особенности цветового решения. При выполнении этюдов учитывайте особенности взаимодействия акварели по сырому.
Тема урока: «Наброски и этюды в различных живописных техниках: растения, животные - рисование с натуры».
Задание: Выполните работу в смешанной технике. Напишите акварелью этюды в различных живописных техниках.
При работе акварелью используйте белую бумагу, пишите в технике алла прима. Цвет берите в полную силу, близкий к натуре, работу сразу доводите до конца, пока не высох красочный слой.
При работе гуашью используйте тонированную бумагу, набирайте силуэты локальным цветом, подбирая цветовые отношения, вторым слоем прописывайте свет и тень, усиливая при необходимости между ними контраст.
Тема урока: «Наброски и этюды в различных живописных техниках: люди – рисование по представлению».
Задание: Выполните наброски человека в различных живописных техниках, используя в работе тонированную бумагу. Подберите наиболее удачное сочетание цветов с учетом тона бумаги.
Раздел: Рисунок
Тема урока: «Наброски животных – рисование по памяти и по представлению».
Задание: Выполните наброски животных, используя в работе ватные палочки для растирания «следов» от карандаша.
Мальчики работают ватными палочками, растирая линии.
Девочкам воспользоваться наточенным грифелем при выполнении наброска.
Тема урока: «Пейзаж, передающий перспективу – рисование по представлению».
Задание: Выполните пейзаж, передающий перспективу, по представлению в технике процарапывания. Лист черного или серого цвета покрыть воском, сверху – гуашью белого цвета. Рисование пейзажа выполните зубочистками.
Тема урока: «Геометрические тела - рисование с натуры».
Задание: Выполните рисунок геометрических тел следующим образом: сделайте на листе восковой слой обычной свечой, покройте его тонким слоем черной гуаши, процарапайте рисунок зубочистками.
Тема урока: «Рисунок автомобиля – рисование по памяти и по представлению».
Задание: Выполните рисунок автомобиля по представлению на черном фоне белым карандашом.
Сначала нарисуйте параллелепипед с учетом перспективы, определив пропорции. Уточните объем передней и задней частей машины. Дорисуйте детали. Сделайте изображение своей машины похожим на конкретную модель.
Тема урока: «Гипсовый орнамент – рисование с натуры».
Задание: Выполните рисунок гипсового орнамента с натуры тушью. Для нанесения туши воспользуйтесь зубочистками. Постройте объемные формы орнамента, выполняя штриховку, передайте светотень и матовую поверхность гипса.
Тема урока: «Натюрморт с вазой – рисование с натуры».
Задание: Выполните рисунок натюрморта с вазой карандашом с натуры. Штриховку наносите по форме предметов. Используйте в работе ватные палочки для растирания штриховки.
Тема урока: «Интерьер комнаты – рисование с натуры».
Задание: Выполнить рисунок интерьера комнаты с натуры простым карандашом. Учитывайте зависимость местоположения линии горизонта от выбранной точки зрения.
Тема урока: «Наброски и зарисовки в различных графических техниках. Растения - рисование по представлению».
Задание: Выполните наброски и зарисовки комнатных растений по представлению, не уточняя второстепенные детали.
Тема урока: «Наброски и зарисовки в различных графических техниках. Животные - рисование по представлению».
Задание: Выполните зарисовку животного простым карандашом, используйте в работе ватные палочки для растирания штриховки. вспомните общую форму каждой части тела животного, их взаиморасположение. наметьте представленный образ тонкими линиями, уточните большие части животного.
Раздел: Композиция
Тема урока: «Композиция «Трудовые будни близких людей».
Задание: Выполните композицию по теме урока, опираясь на следующие этапы работы: определите тему и идею содержания композиции, выполните эскиз по первым впечатлениям, выполните наброски, этюды и зарисовки по всем персонажам композиции, сделайте рисунок композиции, напишите композицию в цвете.
Тема урока: «Композиция «Дети во дворе».
Задание: Выполните композицию на тему «Дети во дворе». При изображении хвои на ветках елок используйте штамп согнутым картоном. Для объемности хвои используйте в работе несколько цветов.
Тема урока: «Русские богатыри».
Задание: Выполните композицию на тему «Русские богатыри» на тонированной бумаге гуашью. Уделите внимание центру композиции. Воспользуйтесь законом контрастов: главный объект всегда выделяется художником – светлым на темном или темным на светлом; в определенных случаях размер главного персонажа также имеет большое значение.
Тема урока: «Русский народный праздник Масленица».
Задание: Выполните композицию на тему «Русский народный праздник Масленица» акварельными карандашами. На заключительном этапе работы над композицией проработайте детали мокрой кистью.
Учитывайте особенности работы акварельными карандашами: до размытия водой цвета не особенно проявляются, при контакте с водой цвета играют яркими красками. После высыхания наносятся новые слои и прорисовываются детали.
Тема урока: «Иллюстрирование сказок. «Конек-горбунок».
Задание: Выполните иллюстрацию к сказке «Конек-Горбунок». Используйте для создания фона иллюстрации штамп поролоновой губкой. Учитывайте особенности получения отпечатков от влажности штамповой поверхности: чем больше пропитана влагой губкой, тем менее четким получается штамп. При работе сухой губкой получаются узорчатые отпечатки.
Тема урока: «Иллюстрирование сказок. «Царевна-лягушка».
Задание: Выполните иллюстрацию к сказке «Царевна-лягушка». Работая над листвой деревьев, воспользуйтесь штампом жесткой губки для мытья посуды. Для создания объема листвы используйте в работе зеленую, белую и черную гуашь. Белым цветом показывайте более светлые участки листвы, черным – наоборот.
Раздел: Архитектура. Скульптура
Тема урока: «Любимое животное – лепка».
Задание: Сделайте любимое животное из пластилина.
1-ый вариант: выполните работу с различными цветами пластилина, используйте в работе зубочистки для уточнения деталей.
2-ой вариант: выполните работу одним цветом пластилина, используйте для проработки деталей акриловую краску.
Тема урока: «Волшебные фигурки для фонтанов в детском парке – лепка».
Задание: Сделайте волшебные фигурки для фонтанов из пластилина.
1-ый вариант: используйте несколько цветов пластилина, уточните детали фигурок с помощью зубочисток.
2-ой вариант: выполните работу из пластилина одного цвета, проработайте детали акриловой краской.
Раздел: Декоративно-прикладное искусство, дизайн
Тема урока: «Жар-птица. Использование элементов хохломской росписи».
Задание: Выполните декоративную роспись кухонной разделочной доски с изображением жар-птицы, используя элементы хохломской росписи.
Используйте в работе трафареты, выполните набрызг зубной щеткой с помощью расчески вокруг трафарета.
Учитывайте особенности набрызга от количества воды, добавленной в краску. При работе с обильно разбавленной краской набрызги имеют размытые контуры.
Тема урока: «Городецкая роспись».
Задание:Выполните городецкую роспись. Используйте в работе нетрадиционный прием – штамп пальцем, ватной палочкой.
Тема урока: «Пятиместная матрешка».
Задание: Выполните эскиз пятиместной матрешки по мотивам русских народных сказок с соблюдением одного из традиционных стилей.
Для создания отдельных узоров используйте в работе пшено и клей.
Тема урока: «Эскиз сосуда по мотивам скопинских мастеров – лепка».
Задание: Выполните сосуд по мотивам скопинских мастеров из пластилина, проработайте отдельные детали при помощи процарапывания зубочистками.
Тема урока: Народная игрушка по мотивам каргопольской игрушки – лепка.
Задание: Выполните народную игрушку по мотивам каргопольской игрушки, используя пластилин одного цвета. Выполните роспись игрушки акриловыми красками.
Тема урока: «Оформление интерьера школьного помещения. Декоративное панно».
Задание: Создайте современное декоративное панно. Воспользуйтесь нетрадиционными приемами рисования: штамп пальцем и поролоновой губкой, прием монотипия (получение зеркального рисунка) с учетом особенностей трафаретов и силуэтов.
Класс делится на 3 группы по рядам. Каждая группа выполняет работу на листе ватмана. Панно выполняется с помощью трафаретов и силуэтов. Фон на ватмане подготовлен заранее.
1-ый ряд: используют в работе силуэты рыбок и трафареты водорослей.
2-ой ряд: силуэты бабочек и цветов.
3-ий ряд: силуэты стрекоз и трафареты для рисования цветов.
Раздел: Беседы об изобразительном искусстве
Тема урока: «Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей».
Задание: Выполните «копию» одной из картин галереи Лувра с использованием нетрадиционных приемов рисования по-своему усмотрению.
Тема урока: «Оружейная палата. Третьяковская галерея».
Задание: Выполните «копию» одной из картин Третьяковской галереи с использованием нетрадиционных приемов рисования по-своему усмотрению.
Тема урока: «Музей изобразительных искусств».
Задание: Выполните «копию» одной из картин Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина с использованием нетрадиционных приемов рисования по-своему усмотрению.
Тема урока: «Эрмитаж. Государственный русский музей».
Задание: Выполните «копию» одной из картин Государственного русского музея с использованием нетрадиционных приемов рисования по-своему усмотрению.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Народное искусство-это музыка

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Как нарисовать водопад гуашью поэтапно для начинающих | Нетрадиционная техника рисования - граттаж для школьников. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 288 дней назад (27 февраля 2016)
Просмотров: 1030
+3
Голосов: 3
Александр Семенович Жбанов # 4 мая 2016 в 16:15 +2
Очень хорошая шпаргалка для составления рабочей программы. Здесь практически все- разделы, темы уроков, задания и краткое описание работы на уроке. Ценная разработка! Спасибо Вам, Юлия Владимировна! Примите голос!
Сидорова Зоя Григорьевна # 8 мая 2016 в 23:14 0
Юлия Владимировна!
Вы представили прекрасный материал. Опубликованный Вами комплекс заданий по ИЗО для учащихся 5 классов полно, профессионально анализирует программные задачи по ИЗО. Публикация актуальна, интересна, правильно оформлена. Она позволит создать условия для формирования интереса у учащихся к урокам изобразительного искусства, развивать творческие способности учащихся, формировать интерес к урокам изобразительного искусства, воспитывать умение видеть красоту окружающего мира,систематизировать знания педагогов, развивать творческую активность и инициативу педагогов, формировать творческий подход в работе с детьми.
Спасибо за интересный материал.
Удачи!
Голос!
Зоя.