Конкурсы для педагогов и детей

Использование игровых приёмов в работе над стихотворением

Использование игровых приёмов в работе над стихотворением

Автор:  Меттус Анна Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Описание работы.

Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Может  использоваться  логопедами и воспитателями речевых групп в работе над стихотворением. Предложенные лексико-грамматические игры и упражнения способствуют активизации речи детей, а элементы драматизации помогают обыграть произведение.

Методические рекомендации.

Стихотворение сначала прочитывается педагогом, разбирается с детьми его содержание, проводятся лексико-грамматические игры и упражнения.
После этой предварительной работы проводится игра-драматизация.

Игра-драматизация по стихотворному произведению «Дождь, ветер, солнце».

Из группы детей выбирают троих, им надевают шапочки с эмблемами дождя, ветра и солнца. Один ребенок - ведущий.
Выходит дождь:
Дождь Над полянкой над лесной
                    Льется дождик проливной.

Выходит ветер:
Ветер Над полянкой над лесной
                    Дует ветер озорной.

Выходит ребенок-ведущий, подходит к ветру:
Ведущий   Ветер, ветер, утихай,
                   Нам цветочки не ломай.

Ветер Ветер дул не утихал,
                     Ветер тучи разогнал.

Выходит солнце.
Солнце     Светит солнышко опять -
                  Выходите танцевать! (обращается к сидящим детям)

Выходят в круг все дети, исполняют подвижную или хороводную игру.  Дальше игра может повториться (тогда дети передают свои ша¬почки другим).

Лексико-грамматические игры и упражнения к стихотворению «Дождь, ветер, солнце»

1.«Назови ласково»:

дождь-дождик, ветер-ветерок, солнце-солнышко, поляна-полянка.
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2.«Маленький - большой - большущий»:

дождик-дождь-дождище, ветерок-ветер-ветрище, солнышко-солнце, полянка-поляна-полянище.
Цель: упражнять в подборе родственных слов, образовании существительных с суффиксами превосходного значения.

3.Подбери определение.

«Какой дождь?»: сильный, проливной, быстрый, шумный, косой, и т.д.
«Какой ветер?»: озорной, сильный, слабый, тихий, штормовой и т.д.
«Какое солнце?»: теплое, яркое, жаркое, доброе, желтое, светящее и т.д.

Цель: обогащать и активизировать словарь именами прилагательными.

4.Подбери действие.

«Что делает дождь?»: льет, идет, капает, мочит, шумит, грохочет и т.д.
«Что делает ветер?»: дует, утихает, ломает, разгоняет тучи и т.д.
«Что делает солнце?»: выходит, светит, греет, сушит земля, радует и т.д.

Цель: активизировать глагольный словарь.

5.«Скажи наоборот»:

дождь льет - пролил, дождь идет- прошел (кончился), ветер дует - не дует (продул, кончился), ветер сильный - слабый, солнце спряталось - вышло, солнце светило - светит.

Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы), образовывать глаголы прошедшего времени.

6.«Доскажи словечко».

Цель: упражнять в изменении существительных по падежам, их употреблении.
Дует (что?) ветер.
Над полянкой не стало (чего?) ветра.
Мы обращались (к кому? к чему?) к ветру.
Мы довольны (кем? чем?) ветром.
Мы говорили (о ком? о чём?) о ветре.

Светит (что?) солнце.
Не стало (чего?) солнца.
Радуемся (чему?) солнцу.
Мы говорили (о чем?) о солнце

Льется (что?) дождь.
Над полянкой не стало (чего?) дождя.
Ветер разогнал (что?) тучи.
Мы говорили (о чем?) о дожде, дождевых тучах.

Литература.
Праздники и развлечения в детском саду. / Сост.С.И.Бекина, общ. ред. Э.В. Соболева.- М.: Просвещение, 1982.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей 5-7 лет. Словомания - С Дидактическая игра – головоломка для детей 5-7 лет: Домашние животные
Сценарий осеннего развлечения в старшей логопедической группе
Опубликовано: 1110 дней назад (20 ноября 2013)
Просмотров: 1168
+1
Голосов: 1
Марина Викторовна Вицкова # 23 ноября 2013 в 14:09 +1
спасибо за хорошую помощь.за игровые моменты с помощью которых дети лучше запоминают стихи.У детей нужно развивать память. это поможет им в дальнейшем в подготовке к школе.Удачи вам и всего хорошего.
Юлия Дмитриевна Мамаева # 28 января 2015 в 14:42 0
Здравствуйте,Анна Владимировна! С огромным интересом и удовольствием познакомилась с Вашей статьёй. Замечательная идея прорабатывать задачи по развитию лексико-грамматического строя речи на стихотворном материале. Два в одном: и работа по словоизменению и словообразованию, и стихотворение легче запомнится. Мой голос Вам!