Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»

Конспект НОД в старшей группе
Автор: Михина Марина Анатольевна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка детский сад №166, г. Тюмень
Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе (5-6лет) по теме «Экспедиция в тайгу». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории коренных жителей родного края и развитию любознательности у старших дошкольников.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»
Образовательные задачи:
Познание: Обобщить знания детей о коренных жителях родного края – ханты, манси. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Познакомить с названием жилища хантов и его устройством.
Коммуникация: Побуждать детей к активному общению. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу. Вызвать желание вспомнить название ранее прочитанных сказок народов севера.
Социализация: Формировать устойчивый интерес к театрализации. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Словарная работа: Ай-пух, стойбище, туесок, тайга, карта-схема, экспедиция, циновки;
Деревья: пихта, лиственница;
Животные: рысь, росомаха.
Предварительная работа:
- Беседы о тайге, о коренных жителях.
- Знакомство с культурой и бытом хантов.
- Чтение сказок народов севера.
- Рассматривание иллюстраций.
- Использование игр народов севера в свободной деятельности.
- Прослушивание музыкальных произведений, песен, народная хантыйская песня «Танец зверей».
- Знакомство с элементами узоров народов севера, роспись «Шкатулки».
- Лепка по сказке «Кукушка».
- Разучивание подвижных игр «Борьба оленей», «Бег по –медвежьи»
Материал к занятию:
Звучащее слово;
Карта-схема;
Иллюстрации жителей Севера;
Игрушка: Кукла-ХантАй-пух;
Атрибуты к спектаклю: Ширма, ёжик, лиса, пенёк, ёлки (3 шт.), шапочка зайца, шкура, очаг, пригорок;
Картинки деревьев и животных.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (Звучащее слово).
«Здравствуйте ребята, меня зовут Ай-пух,
Я живу в тайге на стойбище хантов,
Приезжайте ко мне в гости.
Высылаю вам карту как ко мне добраться».
Воспитатель: - А, кто такой Ай-пух? (Ответы детей)
- Ребята, кто это может быть? (Ответы детей)
Воспитатель: Это имя мальчика - ханта. Хант- это национальность проживающая на Севере Тюменской области.
Воспитатель:-Вы согласны отправиться в гости к Ай-пуху.
- А вот и карта, которая пришла по почте, но мы не просто поедем в гости, а создадим экспедицию, чтобы посмотреть, где живут и как живут ханты.
- Ребята, вы знаете, что такое экспедиция? (Ответы детей)
- Правильно, это группа ученых- исследователей, которая отправляется куда-либо с целью изучить, исследовать.
- Вы хотите стать участниками экспедиции? (Ответы детей)
- Я буду руководителем экспедиции, а вы учёными - исследователями, нам ещё нужен фоторепортёр, который будет всё фотографировать.
(Дети выбирают фотографа)
Воспитатель:Ребята, не забывайте, что в тайге нужно помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу, быть доброжелательными, а чтобы информация, собранная нашей экспедицией была ценной, надо отвечать полными предложениями.
- Ну, что отправимся? Давайте посмотрим карту.
- Ой, ребята, а часть карты отсутствует.
- Видимо потерялась по дороге. Но, ничего, смекалка нам поможет в пути.
- Ребята, на чём будем добираться?
Дети:Можно, поехать на машине!  
Воспитатель:Сможем мы быстро добраться на машине? Там болота и буреломы.
Дети: На лыжах!  
Воспитатель:  Но ведь еще нет снега.
Дети: На вертолёте!
Воспитатель: А как мы узнаем, куда лететь? У нас только часть карты
Дети: Что же делать?
Воспитатель: Вы предложили много вариантов, это хорошо.
А давайте пойдём с Вами пешком и по дороге карту отыщем.
Воспитатель: Впереди густой лес и бурелом, берегите глаза.
Дети идут преодолевая препятствия и встречают зайца на пеньке.
Заяц: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуй заяц, мы идём в гости к Ай-пуху.
Но у нас, не вся карта, а ты не находил в лесу нашей карты?
Заяц: Нашёл Я вашу карту и дам вам её, только сначала поиграйте со мной.
Воспитатель: Давай заяц я тебе помогу, поиграть с детьми.
Игра «Какие деревья растут в тайге?».
Цель: Закреплять хвойные и лиственные деревья; деревья, растущие в тайге.
Развивать внимательность.
Воспитатель: Я буду называть деревья, а вы показывать: если дерево хвойное
- то руки внизу, а если лиственное - то руки вверх,если такое дерево не растёт в тайге - то стойте и ничего не показывайте.
- Слушайте внимательно:
В тайге растут: берёзы, ели, дубы, сосны, яблони, кедры, клёны, осины, тополя, рябины, пихты, липы, лиственницы.
Заяц: Молодцы! Вот Вам часть карты.
(Дети рассматривают карту и идут дальше, через болото по кочкам).
Выходят на поляну, а там разбросаны картинки с изображениями животных, рядом задания.
Игра «Выберите животных, которые живут в тайге».
Цель: закреплять знания о животных, живущих в тайге.
Отбирают животных тайги, смотрят кто остался.
Воспитатель:А почему верблюд, не сможет жить в тайге, а черепаха?
Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли лесным жителям определить, место жительства.
Воспитатель: Ой, ребята слышите, какой-то шорох.
(Ширма оформлена осенними листьями).
Воспитатель:Ребята, присаживайтесь на полянку, лесные жители приготовили для вас сюрприз.
Кукольный театр в исполнении детей «Хитрый ёжик»:
Девочка-автор: Ёж пыхтит и морщится.
Ёж: Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету…
Соблюдайте чистоту!
(Берёт веник и подметает).
Девочка-автор: Это кто там за кустом
С длинным рыженьким хвостом?
Ей на месте не сидится.
Это хитрая лисица!
Шуба рыжая на ней,
Стережет лиса ежей!
(С другой стороны ширмы появляется лиса)
Лиса (лукаво с хитрецой):
      Ты скажи мне, милый ёж,
      Чем ежиный мех хорош?
Ёж: (ворчливо)
       Тем он, лисонька хорош,
Что зубами не возьмёшь!
Лиса: Очень, ёж, ты хорош!
Жаль, что в руки не возьмешь.
Ёж: Не возьмешь, ну и что ж!
Без иголок я не ёж!

Воспитатель:Ребята, почему лисе не нравятся иголки ёжика?
Дети: Потому что он был бы легкой добычей.
Воспитатель:  А эти животные точно живут в тайге?
-Назовите их соседей, других животных живущих в тайге? (Дети называют)
Девочка- автор: Вот вам карта, а там за пригорком стоит стойбище хантов.
До свидания!
Дети рассматривают карту.

Воспитатель: - Ребята посмотрите, какая извилистая дорога до пригорка, идите друг за другом, чтобы не потеряться.
(Идут змейкой)
Воспитатель: -А вот и пригорок, посмотрите внимательно, нет ли за пригорком последней части карты?
(Находят карту, рассматривают)
Воспитатель: - Вот мы и пришли на стойбище хантов.
(Детей встречает кукла Ай-пух).
Ай-пух: Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть.
Проходите в мой дом, рассаживайтесь.
Я вам сейчас расскажу о своем доме.
«Мой дом называется чум. В углу чума мы устраиваем очаг, огонь очага служит нам отоплением и освещением жилища. Летом в очаге так же поддерживаем огонь, но не для тепла, а для дыма, защищающего от комаров и мошек. Внутри дома из земли делаем нары и обшиваем досками, на них кладём плетенные из травы или тростника циновки –коврики, а потом шкуры оленя или медведя, так и спим.»
Воспитатель:Спасибо, тебе Ай-пух, это нам пригодится для нашей экспедиции. Мы много знаем о животных и деревьях тайги, а еще мы знаем много сказок народов Севера.
Воспитатель: Ребята, назовите, какие вы знаете сказки?
Дети: «Айога», «Девушка и луна», «Чужая ураса», « Кукушка», «Невеста солнца»).
Ай-пух: Молодцы, много сказок знаете!
Воспитатель: Дети приготовили для тебя спектакль по сказке «Кукушка».
Театрализация сказки детьми
Ай-пух: Спасибо! А вот вам угощение, ягоды брусники.

Дети благодарят и прощаются.

Воспитатель:Ребята, мы очень много времени затратили на нашу экспедицию на чем же мы отправимся обратно.
Дети: Может на лодке по реке?
Воспитатель: Как называется река, по которой мы сможем плыть?
Дети:Тура.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись, но работа на этом не закончилась.  Всё, что вы увидели, нужно зарисовать, сделать фотографии. Проходите в лабораторию и делайте зарисовки.

Дети садятся и делают зарисовки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья» Сценарий познавательного путешествия-знакомство «Электричество и электроприборы» для детского сада Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему: Зима Конспект НОД для детей средней группы "Геометрический калейдоскоп"

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по теме «Юные экспериментаторы»

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Познавательное занятие в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект прогулки в старшей группе летом
Опубликовано: 1094 дня назад (12 декабря 2013)
Просмотров: 3065
Рубрика: Занятие
+5
Голосов: 5
Мария хабарова # 15 декабря 2013 в 16:41 +3
Очень интересное занятие, в нем решается много образовательных задач. Видно, что вы проделали грандиозную подготовительную работу. занятие полное, развернутое, много игровых моментов. Спасибо! Голосую за вас.
Наталья Зюркалова # 17 декабря 2013 в 19:22 +2
Марина Анатольевна, отличное занятие, познавательное, интересное! Молодец! +1!
Татьяна Сухарева # 18 декабря 2013 в 08:22 +2
Марина Анатольевна! Спасибо за интересное занятие. Очень понравилось. Проведена огромная предварительная работа, Все запланированные задачи выполнены. Детям Вашим повезло, побывали в настоящей экспедиции. Молодец!!!
Наталья Рябова # 22 января 2014 в 18:24 +1
Марина Анатольевна, мне очень понравилось занятие. Оно очень познавательное. Видно, что с детьми много работали по данной теме. Спасибо большое!
Елена Александровна Калинкина # 2 ноября 2014 в 18:48 0
Очень содержательное занятие. Скоро День Толерантности, пригодятся Ваши игры и рассказы. В старшей группе у меня запланировано путешествие на Север, Ваш опыт будет мне чрезвычайно полезен.Спасибо!