Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка «Прогулка по Москве» с презентацией, 8 класс

Конспект урока русского языка «Прогулка по Москве» (8 класс)
Автор: Мира Симеунович, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия
Описание: предлагаю Вашему вниманию урок русского языка в основной школе в Сербии. Урок разработан с учениками восьмого класса, родной язык которых – сербский, которые изучают русский язык как второй иностранный, с 5 по 8 класс. На уроке присутствуют и ученики младших классов. Урок предназначен прежде всего учителям иностранных языков, как пример обобщения знаний учащихся по определённой, в этом случае страноведческой теме (тоже как пример презентации знаний, самостоятельной подготовки учеников и т.п.). Кроме того, урок может послужить образцом добавочной мотивации младших учеников к изучению иностранного языка посредством взаимного обучения. Урок может оказаться интересным всем любознательным педагогам (из-за фотоматериала в презентации, касающегося Белграда – столицы Сербии, также из-за работ учащихся, предоставленных в презентации).
Данные об уроке
Предмет: русский язык (как второй иностранный)
Тема: «Прогулка по Москве»
Тип урока: обобщающий урок по теме «Кто в Москве не бывал, красоты не видал» (о достопримечательностях и истории города)
Цели урока:
Обучающая: систематизация знаний о Москве
Воспитательная: формирование уважения и любви к русскому языку, с помощью приближения учащимся столицы России (культуры, истории русского народа)
Развивающая: развитие познавательных умений
Задачи: развивать навыки устной речи на иностранном языке; мотивировать самостоятельную работу и умение пользоваться ИКТ в подготовке презентации; развивать сознание учеников о близости родного нам языка и народа (культуры, страны, традиции); формировать умение поиска информации с целью сравнения русской и сербской культуры; вызвать у учеников (особенно младших классов) положительное отношение к предмету, пользуясь принципом взаимного обучения.
Подготовка: ученики восьмого класса в рамках этой темы проходили тексты в учебнике: «Знакомство с достопримечательностями столицы», «Моя Москва», «А вы знали…»; заранее определены ученики, которые подготовят презентацию под названием «Прогулка по Москве», и те, которые составят вопросы по теме «Москва» для младших учеников – гостей на уроке. Задание на дом было выучить стихи Геннадия Шпаликова «Я шагаю по Москве» (стихи есть в учебнике).
Учебный материал: учебник для восьмого класса «Орбита 4», авторы: П. Пипер, М. Петкович, С. Миркович. ЗУНС, Белград, 2010; «Семь прогулок по Москве» Учебный видеофильм для изучающих русский язык, авторы: Ю.Е. Прохоров, А.В. Голубева, Санкт-Петербург, «Златоуст», 2000; аудиозапись песни «Я шагаю по Москве»; компьютер, проектор, презентация (разработанная учениками).

Ход урока
Начальная часть урока (5 минут)
Вводная речь учителя, с целью ознакомления учеников с этапами урока. Сначала – проверка домашнего задания. Затем ученики просмотрят две «прогулки» учебного фильма, обсудят то, что увидели и услышали. Учитель будет спрашивать о том, что они узнали из фильма, а также о том, что им известно из текстов, которые проходили раньше. После этой беседы ученики покажут презентацию о том, как они «видели» Москву: фотографии с видами Москвы, фотографии своих поделок и рисунков о Москве, покажут этот чудесный город в сравнении с сербской столицей – Белградом. После просмотра презентации, они будут спрашивать младших друзей о Москве. На самом конце урока все вместе запоют песню о Москве.

Центральная часть урока (около 35 минут)
-Ученики смотрят две части учебного фильма «Семь прогулок по Москве»; Первая прогулка: «Основание и история города», вторая: «Кремль» (10 м.);
-Вопросы учителя восьмиклассникам, беседа на тему «Москва» (15 мин.);
-Показ презентации «Прогулка по Москве» и вопросы восьмиклассников младшим ученикам (10 мин.).

Прогулка первая: «Основание и история города»
Добро пожаловать в Москву, столицу Российской Федерации.
Москва – крупнейший город России. Она находится в центре европейской части страны на берегах Москвы-реки. Это важный политический, деловой и культурный центр.
Город был основан князем Юрием Долгоруким в 1147 году. На Боровицком холме он поставил первую деревянную крепость. Её назвали по имени реки – Москва. Центральная улица Москвы – Тверская. Здесь стоит памятник Юрию Долгорукому, основателю города.
К тринадцатому веку Киевская Русь ослабла в результате конфликтов князей. Поэтому, когда на Русь напали монголо-татары, они одержали победу над отдельными русскими городами. С опасных границ жители побежали в леса Центральной Руси, в Тверь и Москву. Эти города начинают конкурировать между собой. Особенно вырос авторитет Москвы после победы русских на Куликовом поле в 1380 году. Во главе русских войск стоял тогда московский князь Дмитрий Донской. При Дмитрии Донском московский Кремль стал белокаменным.
Посмотрите на эту прекрасную колокольню. Это колокольня Ивана Великого. Московский князь Иван III Великий правил в Москве во второй половине XV века и вошёл в историю как "собиратель русских земель". Именно в это время появился герб Москвы – красный щит, на щите святой Георгий Победоносец, поражающий дракона.
Этот величественный московский собор знают все. Собор Василия Блаженного или Храм Покрова – это его официальное название. Храм построен архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Иваном Грозным Казани в 1552 году. Собор Покрова стоит на центральной площади города – Красной. В древнерусском языке это слово значило "красивая". Перед собором памятник Минину и Пожарскому, русским национальным героям начала XVII века. Справа Кремль и мавзолей. Напротив собора – Исторический музей. Перед музеем памятник Жукову. Здания на площади образуют неповторимый ансамбль.
В семнадцатом веке Москва – один из крупнейших городов Европы. Иностранные путешественники подробно описывают красоту её соборов и монастырей. Один из самых красивых московских монастырей – Новодевичий. В этом женском монастыре монахинями были дочери, сёстры и жёны царей, например, сестра Петра Первого царевна Софья.
В начале XVIII века Пётр I перенёс столицу в Санкт-Петербург. Но Москву почти официально называли "второй столицей", сердцем страны. Старинные дворцы и усадьбы в зелёных садах, особый московский архитектурный стиль, соединивший русские и европейские традиции... В отличие от европейского Петербурга Москва всегда оставалась патриархальным русским городом. Давайте просто пройдём по улицам старой Москвы и полюбуемся ими. Старый Арбат... Первая пешеходная зона в столице.
В 1918 г. Москва снова стала столицей государства. Сегодня сотни тысяч туристов приезжают в Москву, чтобы увидеть её величественные соборы и дворцы, новые широкие проспекты и старинные узкие улицы, известные музеи и замечательные памятники. Приезжих поражают московские масштабы. Старое и новое соединяются здесь на каждом шагу. Может быть, это и есть новый московский стиль? Город меняется и растёт год от года, но неизменно прекрасен величественный ансамбль Кремля на Боровицком холме.

Прогулка вторая: «Кремль»
Сердце Москвы – Кремль. Панорама Кремля особенно хорошо видна с Большого Каменного моста через Москву-реку. На высоком холме за высокой стеной – белоснежные силуэты зданий. Как красивы на солнце золотые купола соборов! Справа от них колокольня Ивана Великого.
В XIV веке при Иване Калите Москва уже центр великого княжества, крепость становится отдельной частью города. Во второй половине XV века формируется тот ансамбль Кремля, который составляет его основу и в наши дни. Обратите внимание на крепостные стены. Они имеют толщину от 3,5 до 6,5 метров. По углам стоят могучие башни. Каждая из 20 башен Кремля имеет свой неповторимый облик, своё название. Главная из них – Спасская башня. Она была построена итальянским архитектором Солари в 1491 г. В 1625 г. на ней были установлены часы-куранты.
В центре Кремля – три величественных собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. В Успенском соборе венчались на царство русские цари от Ивана III до Николая II. Здесь же выбирался глава русской православной церкви – патриарх всея Руси.
Шедевром древнерусской архитектуры по праву называют колокольню Ивана Великого, построенную в 1508 году. Её высота 81 метр.
Большой Кремлёвский дворец. Он поставлен около Боровицкого холма в середине прошлого века. На его куполе государственный флаг России. Здесь находится Совет Федерации.
А на Манежной площади рядом с Александровским садом расположен трёхэтажный подземный центр торговли и отдыха.
Составная часть Кремля – Красная площадь, главная площадь России.
Когда вы приедете в Москву, обязательно зайдите в Кремль, познакомьтесь с его музеями и соборами.

На основании того, что ученики узнали о Москве на предыдущих уроках, и того, что услышали и увидели в этом фильме, учитель задаёт вопросы (приводим и ответы):
1 Когда, на каком месте и кем был основан город Москва?
Москва была основана князем Юрием Долгоруким в 1147 году, на Боровицком холме, у реки Москвы.
2 Какая битва была особенно важной для русского государства в 1380 году?
То, что для сербского народа представляла битва на Косовом поле (1389), для русских была битва на Куликовом поле в 1380-ом году.
3 Как выглядит герб Москвы?
Герб Москвы – это щит, а на щите – Святой Георгий, убивающий змея.
4 Какой город (кроме Москвы) был столицей России в прошлом?
До Москвы столицей русского государства был Санкт-Петербург, царь Пётр I сделал его столицей в начале XVIII века.
5 Каким был московский Кремль в средневековой Руси? Какие сегодня стены Кремля? А башни?
В средневековой Москве Кремль был белокаменным, а сегодня стены Кремля красные. В углах стоят башни (их двадцать). Самая большая из них – Спасская.
6 Что такое Оружейная палата?
Оружейная палата – музей, в котором хранятся произведения искусства, коллекция древнего оружия и т.п.
7 Что находится на территории Кремля? Какие соборы в Кремле? Есть ли в Белграде подобная крепость?
За стенами Кремля находится колокольня Ивана Великого, царь-пушка, царь-колокол, Кремлёвский дворец (здесь резиденция президента России). Кремлёвские соборы: Архангельский, Благовещенский, Успенский.
В Успенском соборе выбирается глава русской православной церкви – патриарх всея Руси. В Белграде тоже древняя крепость – Калемегдан, тоже на берегу реки (вернее двух рек) – в устье Савы в Дунай.
8 Как сегодня выглядит Красная площадь? Какой храм построен на Красной площади в XVI веке? Что такое ГУМ и где он находится? Какой музей стоит на Красной площади? Какая площадь в Белграде самая главная?
Красная площадь – главная площадь в России. Здесь находится Собор Василия Блаженного из XVI века, здание ГУМ-а (это самый большой государственный универмаг), Исторический музей. Самая главная площадь в Белграде находится в центре города – Площадь республики.
9 Какие ещё музеи в Москве (кроме Исторического), а какие театры? Какие в Белграде театры и музеи?
Самый известные музеи: Третьяковская галерея, музей имени Пушкина, и многие литературные музеи. Из театров самый важный – Большой театр, но есть и Малый, Детский музыкальный, Кукольный театр и многие другие. В Белграде прекрасные здания Народного театра и Народного музея.
10 Как называется самый большой в мире православный храм? (А в Сербии?)
Это Храм Христа-Спасителя, который построен в честь победы России над Наполеоном в 1812 году. Его разрушили в 1931 году, но построили снова в конце XX века и сегодня он является символом возрождения России. (Храм Святого Саввы в Белграде похож на этот московский храм).
11 Какие самые известные улицы в Москве? Чем они известны?
Тверская улица – главная улица Москвы. Здесь находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому, также великому русскому поэту Александру С. Пушкину.
12 Что такое «радиальная планировка»?
Радиальная планировка значит, что улицы идут от центра города, как лучи, а кольцевые улицы соединяют эти лучи.
13 Что вы знаете о московском метро? Когда его начали строить?
Московское метро начали строить в 1935 году, а сегодня это комплекс подземных дворцов, которые привлекают туристов своей роскошью.
14 Какие места в Москве стоит посетить?
В Москве много соборов, парков, музеев, Московский цирк, подземный центр торговли и отдыха на Манежной площади, улица Старый Арбат (улица пешеходов и туристов, как улица Князя Михаила в Белграде).
15 Как называется московский университет?
Московский государственный университет (МГУ) назван именем великого учёного – Михаила Ломоносова.
16 Какой из женских монастырей упоминается в фильме?
В фильме упоминается Новодевичий монастырь, в котором жили жёны, дочери, сёстры царей.
17 Что находится на Манежной площади?
Здесь находится современный трёхэтажный (подземный) торговый центр.
18 Где находится Александровский сад и чем он славится?
Александровский сад находится недалеко от Кремля, в нём горит "вечное пламя" на могиле неизвестному солдату.
19 Как раньше называлось российское государство, а какое сегодня его название? Как зовут президента РФ?
Раньше страна называлась СССР, а сегодня Российская Федерация. Президента РФ зовут Владимир В. Путин.
20 Что скрывается под названием Арбат? Имеет ли Белград свой «Арбат»?
Арбат – улица в Москве, в которой нет городского транспорта. Эта улица – только для пешеходов (туристов, музыкантов, художников). Такая и самая известная улица в Белграде – улица Князя Михаила.

После просмотра презентации восьмиклассники задают вопросы про Москву младшим ученикам:
Какое название русского государства? Как называется главная площадь Москвы, а как древняя крепость? В Белграде Храм Святого Саввы, а в Москве? Кроме Москвы, ещё один город был столицей России. Какой? «Пешеходная зона» есть и в Москве, и в Белграде. На каких улицах? Какое название самого известного московского театра? Какой собор является символом Москвы и России в целом мире? Что вам больше всего понравилось?
Ученики 5 и 6 классов знают все ответы на сербском языке, отвечать на русском им трудно (на русском языке они умеют только привести названия). Оказывается, что им особенно понравился Собор Василия Блаженного, также учебный фильм, а больше всего - работы учеников (рисунки и поделки, показанные в презентации).

Конечная часть урока (5минут)
Задание на дом для восьмиклассников: написать сочинение на тему: "Я шагаю по Москве", о том, что хотелось бы увидеть / посетить в Москве.
В конце звучит песня "Я шагаю по Москве". Пятиклассники взяли учебники, чтобы смотреть на текст песни и попытаться петь. Все поют.
Презентация на тему: Прогулка по Москве

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина» Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения

Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения

Из опыта учителя РКИ: Внеклассные мероприятия и способы мотивации учеников | Проект сербских учеников 7 класса о русской бане с презентацией
Опубликовано: 229 дней назад (25 апреля 2016)
Просмотров: 877
+12
Голосов: 12
Тамара Борисовна Вершинина # 26 апреля 2016 в 09:44 +3
Здравствуйте, Мира! Ваш урок достоин внимания и благодарности за проделанную работу, обширный материал о Москве. Презентация в сопоставлении архитектуры Белграда и нашей столицы интересна, думаю, всем. Спасибо вам большое. Примите мой голос и пожелание удачи и творческих успехов.
Мира Симеунович # 26 апреля 2016 в 09:52 +3
Уважаемая Тамара Борисовна, большое спасибо за интерес и поддержку!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 26 апреля 2016 в 13:23 +3
Здравствуйте, уважаемая Мира! Москва особенный город. В нём живут люди разных национальностей и все они, рано или поздно, приводят своих детей в детский сад. Проработав многие годы в образовании, мне довелось встречаться и с родителями из бывшей Югославии. Это удивительно позитивные, открытые, трудолюбивые, ответственные люди, с которыми приятно поддерживать отношения до сих пор. Поэтому не надо объяснять, насколько радостно было знакомиться с содержанием вашего конспекта. Работа оставила светлое чувство и благоприятное впечатление. Да, в отличии от Европы, у нас действительно широкие улицы и в последнее время, разношерстные постройки, что особенно "бросается" в глаза. Спасибо Вам за предоставленный материал, сравнительный анализ, иллюстрации и работы учеников: аккуратные и красочные. Было бы интересно узнать, как они справляются с заданием по русскому языку? Желаю Вам благополучия и долгой плодотворной деятельности. С уважением Алла.
Мира Симеунович # 27 апреля 2016 в 00:00 +5
Уважаемая Алла Воробьёва, большое спасибо! Я очень рада, что моя разработка оставила такое положительное впечатление и вызвала хорошие чувства! Что касается моих учеников, им совсем нелегко, потому что русский и сербский – родные языки. Их языковые системы очень похожи и у учеников часто появляются затруднения справиться со сходством и различиями. Если любят, то намного легче, конечно! Спасибо ещё раз! Успехов Вам!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 26 апреля 2016 в 23:28 +3
Здравствуйте, Мира! Хочу поблагодарить Вас за проделанную кропотливую работу, за то, что прививаете любовь и уважение к русскому языку и России! На уроке Вы не только формируете навыки владения иностранной речью, Вы приобщаете детей к культуре и традициям страны изучаемого языка, ведете сопоставительный анализ, тем самым развивая межкультурную компетенцию, которая, в свою очередь, помогает становиться толерантнее и вести мирный диалог. Темы страноведения и краеведения мне очень близки. Считаю, что необходимо уделять им большое внимание, что Вы, собственно, и делаете. Желаю успеха! Голосую!
Мира Симеунович # 27 апреля 2016 в 00:07 +4
Добрый вечер, Татьяна Леонидовна! Большое спасибо за внимательный просмотр моей разработки! Положительные слова коллеги всегда самые благоприятные!
Татьяна Александровна Толстикова # 29 апреля 2016 в 10:37 +3
Здравствуйте, Мира! С восхищением рассматривала работы детей, посвящённые достопримечательностям Москвы. Сама была в этом чудесном городе только проездом в детстве, поэтому с удовольствием ещё раз прогулялась по Москве вместе с Вашими воспитанниками. Впечатлили и фотографии Белграда, очень красивый город! Спасибо Вам большое за прекрасную публикацию, приятно сознавать, что интерес к столице России прививается детям и за её пределами. Голос! С уважением, Т.А.
Мира Симеунович # 29 апреля 2016 в 14:08 +3
Огромное спасибо, Татьяна Александровна, за хорошие слова! Я очень рада Вашему отзыву и положительным впечатлениям. Прививать интерес и любовь к Русскому языку, России вообще (её культуре, истории, традиции) я на самом деле считаю своим призванием. В результате появляются именно такие прекрасные работы учеников! Спасибо ещё раз!
Наталья Александровна Ермакова # 3 мая 2016 в 14:21 +2
Здравствуйте, Мира! Достойный и интересный урок по знакомству с историей и достопримечательностями Москвы! Вами проведена большая работа по подготовке занятия, которая несомненно принесла свои результаты. Это и систематизация знаний о Москве, и формирование уважения и любви к русскому языку, с помощью приближения учащимся столицы России (культуры, истории русского народа). Спасибо, примите голос и наилучшие пожелания!
Наталья Будко # 12 мая 2016 в 16:15 +2
Здравствуйте,Мира!Ваша публикация очень порадовала,что вы прививаете любовь сербских детей к русской культуре.А вы сами были в Москве?Вы так всё описали,как будто сами провели детей по всем достопримечательностям Москвы..Я прочла,что ваш папа был на Олимпиаде- 80!
Мира Симеунович # 12 мая 2016 в 22:10 +2
Здравствуйте, Наталья! Спасибо большое за внимание и комментарий! Да, так всё началось! Я впервые познакомилась с этим чудесным городом десятилетней девочкой, смотря на «драгоценные» для меня вещи: открытки с видами Москвы, разные варианты Мишки, значки, календарики, матрёшки, журналы (…). Сама провела три недели в Москве, в Пушкинском институте на курсе повышения квалификации. Восхищалась, удивлялась, одушевлялась, любовалась…и не перестаю! Огромное спасибо за интерес!
Наталья Будко # 14 мая 2016 в 15:20 +3
Здравствуйте,Мира!Я Вами восхищаюсь,вы были в Москве такой маленькой девочкой и воплотили мечту в реальность--выучили русский язык и учите детей.Ведь русский язык---очень сложный.Молодец!!!!!
Ирина Владимировна Жабина # 17 мая 2016 в 18:25 +2
Здравствуйте, Мира!
С удовольствием «прогулялась» и по Москве, и по Белграду вместе с Вами и с Вашими учениками. Публикация чудесная. Вы отлично организовали работу учащихся с целью систематизации их знаний о Москве. Ваши ученики - всегда активны, любознательны, всегда есть внешний продукт их поисковой деятельности (здесь это и шикарная презентация, и разнообразные восхитительные детские работы). Деятельность Ваших ребят под Вашим грамотным профессиональным руководством заслуживает и внимания, и уважения. Особенно мне нравится, что старшие школьники передают свои знания более младшим, что способствует, как Вы правильно замечаете развитию добавочной мотивации младших учеников к изучению иностранного языка посредством взаимного обучения. Публикация оформлена аккуратно, грамотно. Материал систематизирован. С уважением и голосом 7, Ирина Владимировна.
Эльмира Арсланалиевна Муртаханова # 1 июня 2016 в 13:25 +2
Замечательный объёмный материал, интересная презентация, творческое задание на дом .Мой голос примите и наилучшие пожелания.
Мира Симеунович # 1 июня 2016 в 15:16 +2
Большое спасибо, Эльмира Арсланалиевна, за Ваше внимание и позитивную оценку.
Елена Александровна Шашенко # 24 июня 2016 в 11:07 +1
Здравствуйте, Мира! Хочу поблагодарить Вас за проделанную кропотливую работу, за то, что прививаете любовь и уважение к русскому языку и России! На уроке Вы не только формируете навыки владения иностранной речью, Вы приобщаете детей к культуре и традициям страны .Урок очень интересный ,но примите маленький совет :Если бы добавили хоть немного иллюстрации ,или фото .Ваша работа была бы еще интересней .Ведь это правда ,когда детей знакомишь ,не только рассказываешь ,но и показываешь ,они запоминают лучше .Теоретическая часть прекрасна ,но хочется и наглядности .Спасибо ! примите голос ! Желаю успехов !!
Мира Симеунович # 24 июня 2016 в 14:34 0
Елена Александровна, здравствуйте и большое спасибо за время, которое Вы уделили моим публикациям. Спасибо за хорошие слова! Хочется только добавить, что презентация, которая есть в публикации, не проделана только для публикации. Она обязательно показывается учащимся. Вы правы, когда детям рассказываем, надо и показывать - только тогда полный эффект можно ожидать. Я уделяю много внимания этому сегменту работы, результат которого всегда удивльно сильный! Спасибо ещё раз и всего Вам доброго!