Конкурсы для педагогов и детей

Современные подходы к проблеме оценивания в средней школе на уроках английского языка

Из опыта работы учителя английского языка. Современные подходы к проблеме оценивания в средней школе
На всех этапах развития школы на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Очевидным выглядит и тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет мнения самых обучаемых, делает затруднительным подход к системе развивающего обучения.
Оценка является одним из компонентов учебной деятельности: ее регулятором, показателем результативности.
Проблема оценочной функции новой школы упирается в решение трех основных вопросов:
1. С какой целью оценивать учебные успехи детей?
2. Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников?
3. Как лучше обеспечивать объективность оценок?
Обновляется школа, обновляется современный учитель!
Из этого вытекают три функции учителя нового типа :
Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся:
1. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
2. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
При переходе в режим развивающего обучения изменяются подходы к оцениванию. Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Проверочные контрольные срезы знаний учитель проводит по окончанию определенного этапа обучения для определения промежуточных и окончательных результатов школьников. Частота проведения контрольных работ определяется самим учителем в зависимости от возраста детей, уровня их обученности, сложностями и значимости материала. При этом школьный балл, полученный за контрольную работу, учитель и учащиеся должны воспринимать как некий итог на сегодняшний день, а не как определение всех учебных способностей и уж тем более не как характеристику личности в целом.
Педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли 12-балльной шкалы
1. Выставление оценок со знаком +,-. Существующие правила ведения журналов не позволяют использовать оценки с дополнительными обозначениями. Уточняем в записной книжке.
2. Цифровая балльная система дополняется словесной. Способ не имеет инструктивного запрета, но используется педагогами редко и без желания, поскольку требует дополнительных затрат времени в условиях его дефицита на уроке.
3. Выставление оценок в дневнике, которое сопровождается записью адресованной родителям. При этом используется опора на мотив ответственности учащегося перед семьей. Но!!! Записи в дневниках имеют преимущественно негативный характер. Отрицательная стимуляция разрушает мотив.
4. Опора на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия. Каждому не безразлично, как к нему относятся товарищи, что они думают. Злоупотребляя негативным стимулированием, разрушаем мотив. В дореволюционных гимназиях существовало правило: хвалить учащегося перед классов можно, ругать - нет. Неплохо было бы и современным педагогам вспомнить это правило. Необходимо приучить учащихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу.
5. Использование экранов успеваемости. Способ имеет недостатки: может способствовать воспитанию зазнайства у отличников и безразличия у отстающих, если надлежащим образом не нацелить обучаемых на правильное восприятие информации.
6. Организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку "лучше" или "хуже". Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если при этом остается отличником. Слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В этом соревновании все обучаемые находятся в одинаковых условиях. Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.
УЧИТЕЛЬ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОЦЕНКУ!

Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Назовем несколько способов оценивания:
1. Учитель отмечает в слух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки - стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать.
2. Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества).
3. Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется для докладов тренировочных контрольных работ, сочинений, лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых домашних заданий).
4. Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в "кредит".
5. Формула знакомства с критериями оценивания. Очень часто у учащихся обиды на необъективность выставления отметок, не выдаются письменные работы, чтобы учащиеся видели свои ошибки, необоснованность отметок, занижения их, а это исходит из того, что учащиеся незнакомы с критериями.
Критерии - это своеобразный эталон, составляет основу оценочной активности, служат ее ориентиром. Эталон - образец отдельных действий операций, их результатов, образец самой учебно-познавательной деятельности и ее конечного результата. Нормы оценок есть у каждого учителя-предметника.
Эталон конечного результата заранее закладывается в учебно-познавательной задаче, как цель и ориентир деятельности.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.
Тест для учителей. Два подхода к оцениванию.
Традиционный способ обучения. Режим развивающего обучения.
Базовый процесс организуется на основе нормативных критериев с применением общепринятых эталонов.
Главным в работе учитель считает личностный критерий, применение индивидуальных эталонов.
Высокая частота оценивания рассматривается как необходимый критерий качества работы учителя. Поверхностное оценивание запрещается, частота проведения контрольных срезов определяется учителем.
Итоговая отметка выставляется по среднеарифметическому принципу из текущих отметок. Определение итоговой отметки по тестам, контрольным срезам, зачетам по всему изученному материалу.
Использование 12- балльной системы отметок. Применение различных видов оценочных шкал, широкое использование тестов.
Учитель оценивает детей сам. Обеспечивает процедуру самооценки учащимися своих достижений.

В изучении иностранного языка, подходы почти ничем не отличаются.
Среди основных принципов оценивания результатов работы обучающихся иностранному языку выделены:
• компетентность учителя;
• системность оценивания;
• объективность и оправданность оценивания;
• уважение к личности ученика и дифференцированный подход;
• разнообразие форм и приёмов оценивания.
Оценка деятельности ученика может выставляться не только по итогам какой-то конкретной работы, но и в ходе её выполнения. Типы оценок так же могут варьироваться в соответствии с видом выполняемых работ.
• Демонстрационная (show how…);
• Экспозиционная (display);
• Графическая (webs, Venn diagrams);
• Журналы и дневники (writing, stems);
• Игровая (role-play);
• Проблемная (focus on processing rather than content);
• Предметная (making objects);
• Проектная работа (long- term).
В условиях личностно-ориентированного обучения оценка приобретает мотивационное значение, давая возможность учащемуся сравнить свои знания с эталонным образцом, проанализировав уровень сформированности своих ключевых компетенций и наметить индивидуальную образовательную траекторию. Для этого в арсенале учителя сегодня имеется богатый инструментарий оценивания. Это:
• Checklists
• Guided Responses
• Likert Scales
• Note Card Observation
• Double-entry Responses
• Open- ended Response
• PMI Charts (plus, minus, implications)
• Partner Exchange & Reports
• Tests & Quizzes
• Rubrics • Листок контроля
• Ответ по алгоритму
• Шкала мнений
• Оценочный лист наблюдения
• Ответ двойного выбора
• Ответ без вариантов выбора
• ПМП таблицы (плюс, минус, применение)
• Обмен партнерами и сообщения об итогах работы
• Тесты и вопросники
• Рубрики
Мотивационная оценка имеет 3 разновидности:
• Оценка, основанная на действии количественная и объективная, не берёт во внимание особенности личности ученика (примеры заданий для оценивания - множественный выбор; верно - неверно; заполнить пропуски; найти соответствия).
• Оценка достижений измеряет личные успехи ученика, что позволяет учителю отмечать прогресс каждого ученика и класса в целом, поддерживать и воодушевлять ребят (Портфолио достижений ученика; самооценка личных достижений; наблюдение за “ростом” ученика в виде записок-стикеров; авторское кресло для прочтения вслух лучших письменных работ ).
• Аутентичная (подлинная) оценка качественная и субъективная, оценивает каждого ученика за качество выполнения задания, основанного на личном жизненном опыте (составление туристического буклета; письмо другу/ дедушке; умение читать знаки и объявления англоязычных стран; составить/ прочитать рецепт блюд)

Рекомендуем посмотреть:

Работа со словарем Схема структурного анализа урока иностранного языка Формирование у школьников способностей к межкультурной коммуникации при изучении английского языка Использование интерактивной доски на уроках английского языка
План - конспект открытого урока английского языка в 7 классе | Использование современных информационных технологий в обучении лексики на уроках английского языка
Опубликовано: 361 день назад (14 декабря 2015)
Просмотров: 871
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!