Конкурсы для педагогов и детей

Игра-путешествие по зимним сказкам для старшей группы

Игра-путешествие по зимним сказкам для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Свиридова Мария Михайловна, воспитатель МБДОУ № 54 г. Миасса Челябинской обл.
Описание материала: Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Занятие, проведенное в форме игры-путешествия, позволит закрепить знание детьми сказок на зимнюю тематику.
Цель – знание детьми «зимних» сказок.
Задачи:
1. повторить с детьми «зимние» сказки;
2. создать условия для развития логического мышления, связной речи детей;
3. закреплять умение соблюдать правила игры, внимательно слушать ответы сверстников и дополнять их.
Оборудование: игровое поле (большой лист ватмана, на который приклеены иллюстрации из различных сказок), игровой кубик.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе (или на полу) игровое поле и предлагает детям поиграть в игру. Де-ти по очереди бросают кубик. Затем отгадывают сказку по иллюстрации, на которую упал кубик. После этого воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и выполнить задания по соответствующей сказке. За правильные ответы дети получают жетоны.

Приведем примеры сказок, вопросов и заданий к ним.

«Зимовье» (русская народная сказка)

1. Воспитатель предлагает детям комплект карточек с изображением животных.
Задание: выбрать карточки с изображением животных-героев сказки «Зимовье» (бык, баран, свинья, кот, петух, волки).
2. Почему звери решили строить зимовье? (Наступила поздняя осень, стало холодать)
3. Какую работу собирались делать бык и баран? (Носить бревна, столбы тесать, щепу драть)
4. Какую работу бык и баран предложили делать свинье? (Глину месить, кирпичи делать, печку класть)
5. Какую работу предложили герои сказки коту? (Мох таскать, стены конопатить)
6. Кто из героев должен был крыть крышу? (Петух)
7. Кто нарушил спокойствие героев? (Волки)
8. Почему волк испугался, зайдя в избу? (Волк угодил на барана, все закричали – каждый своим голо-сом, бык ударил волка в бок)
9. Что сделали волки? (Убежали)

«Снегурочка» (русская народная сказка)

1. Как в доме у старика и старухи появилась Снегурочка? (Старик со старухой вышли на огород и сле-пили девочку из снега)
2. Из-за чего Снегурочка грустила, а чему, наоборот, радовалась? (Грустила из-за наступления тепла, из-за яркого солнца, а радовалась снегу, граду, холоду)
3. Как Снегурочка растаяла? (Однажды Снегурочка пошла в лес с подружками, те развели костер и стали через него прыгать. Когда Снегурочка прыгнула над костром, она обратилась в белое облачко.)

«Госпожа Метелица» (братья Гримм)

1. Почему мачеха с первых же дней возненавидела падчерицу? (Потому что падчерица была красивая, ласковая и работящая)
2. Почему падчерица прыгнула в колодец? (Однажды она уколола себе палец, и вся пряжа измазалась кровью. Нагнулась она к колодцу, чтобы сполоснуть веретено, но веретено выскользнуло у нее из рук и упало в воду. Мачеха стала бранить падчерицу и приказала ей достать веретено.)
3. Что увидела падчерица, когда очутилась в колодце? (Она оказалась на зеленом лугу, заросшем цвета-ми. Над ней было голубое небо, светило яркое солнце.)
4. Воспитатель показывает детям 3 карточки (яблоня, печка, дом). Расставьте эти объекты в том поряд-ке, в каком с ними повстречалась падчерица. (Печка, яблоня, дом)
5. Что услышала девушка, подойдя к печке? («Вытащите нас, вытащите, а то мы сгорим». Падчерица открыла печку, а там полно хлеба. Падчерица вынула хлеб из печи.)
6. О чем попросила яблоня девушку? (Потрясти ее, чтобы не сломались ветки)
7. Кто же проживал в избушке, которую увидела падчерица? (Госпожа Метелица)
8. О чем попросила девушку госпожа Метелица? (Стать ее работницей и каждый день взбивать перину, чтобы во все стороны летели белые перья – тогда на белом свете будет идти снег)
9. Почему госпожа Метелица отпустила девушку домой? (Потому что падчерица заскучала по дому)
10. Чем наградила госпожа Метелица девушку? (Золотом)
11. Почему мачеха отправила дочку к госпоже Метелице? (За золотом)
12. Что происходило, когда Ленивица прыгнула в колодец? (Она не стала вытаскивать хлеб из печи, трясти яблоню, ленилась взбивать перину госпожи Метелицы)
13. Почему госпожа Метелица отпустила Ленивицу? (Ей не нужна была такая работница)
14. Чем «отблагодарила» госпожа Метелица Ленивицу? (Когда Ленивица вышла за ворота, на нее посы-пались яблоки, налетел черный дым из печки и всю ее перемазал)

Русская народная сказка «Морозко»

1. Почему мачеха велела отвезти падчерицу? (Мачеха не любила падчерицу и хотела от нее избавиться)
2. Почему Мороз красный нос не заморозил девушку? (Ему понравились ее умные речи)
3. Что принес Мороз красный нос в подарок девушке? (Шубку, сундук с приданым, расшитое золотом и серебром платье)
4. Почему Мороз красный нос заморозил родную дочь мачехи? (Мороз не услышал от нее умных речей)

Белорусская народная сказка «Два мороза»

1. Как зовут двух морозов-братьев? (мороз Синий-нос и мороз Красный-нос)
2. Почему Морозы смогли заморозить пана, но не смогли селянина? (Селянин двигался, трудился, а пан сидел в повозке)

Словацкая сказка «Двенадцать месяцев» (в обработке С. Маршака)

1. Для чего мачеха послала падчерицу в лес? (Чтобы падчерица нарвала подснежников для родной дочки мачехи)
2. Как падчерица повстречала 12 месяцев? (Она увидела огонёк в лесу, пошла к этому огоньку и вышла к костру, у которого сидели братья-месяцы)
3. Как выглядели братья? (Братья были нарядно одеты - кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате)
4. Почему братья-месяцы помогли девушке? (Потому что каждый из них видел, как падчерица трудится целый год)
5. Что произошло, когда девушка вернулась домой с подснежниками? (Мачеха и ее дочь стали ругать падчерицу за то, что она не попросила у месяцев еще подарков. Затем мачеха отправила в лес свою родную дочь)
6. Как месяцы встретили девушку? (Неприветливо, они никогда раньше не встречали ее. После того, как девушка сказала, что пришла за подарками, и ей нужны летние месяцы, Январь рассердился и засыпал девушку снегом)
7. Чем закончилась сказка? (Мачеха пошла в лес искать дочку и тоже замерзла в лесу, а падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила. И был у неё около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо. Люди говорили, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят.)

Игра заканчивается подсчетом жетонов и определением «Лучшего знатока зимних сказок».

Рекомендуем посмотреть:

Зимнее развлечение в старшей группе. Зимние забавы. Сценарий Зимние забавы на улице для детей. Сценарий Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста. Зимние забавы Интерактивная игра для старшей группы детского сада. Путешествие по сказкам Чуковского

Похожие статьи:

Спортивная игра – эстафета для детей 4 - 6 лет по сказкам

Сказка «Кот-Воевода на новый лад». Сценарий для детей 5-6 лет

Зимняя ярмарка игр и забав для старших дошкольников

День зимних именинников в детском саду. Старшая группа

Зимнее театрализованное развлечение в старшей группе

Участник №183 творческого конкурса для детей и педагогов «Волшебная зима»
Освоение детьми старшего дошкольного возраста трудовых процессов на примере приготовления овощного салата
Опубликовано: 664 дня назад (10 февраля 2015)
Просмотров: 2160
+3
Голосов: 3
Ольга Геннадьевна Лебедева # 10 февраля 2015 в 16:23 +2
Здравствуйте, Мария Михайловна. С удовольствием познакомилась с Вашим занятием по "зимним" сказкам. Очень не плохой речевой материал, грамотно составлены вопросы по содержанию литературных произведений. Судя по всему детям данные сказки уже знакомы, значит проведена огромная предварительная работа. Только занятие получилось не очень подвижным, мне кажется дети могут быстро утомиться от большого количества вопросов. Очень интригующее начало с использованием кубика и сказочного игрового поля, но попробуйте разбавить его физкультминуткой любой сказочной тематики (таких очень много). Творческих желаю Вам успехов. Спасибо за идею.
Татьяна Григорьевна Григорьева # 10 февраля 2015 в 17:04 +1
Добрый вечер!идея замечательная,очень много наглядного материала. Интересные вопросы,понятных детскому воображению. Хотелось бы добавить динамических пауз.А так замечательно!
Надежда Павловна Панфилова # 10 февраля 2015 в 17:20 +1
Доброго вечера,уважаемая Мария Михайловна.Занятие очень хорошее,познавательное.Вы учили деток отвечать на вопросы,рассуждать,доказывать.Знание содержания сказок, давали эмоциональный подъем,воспитывали у детей уверенность в своих ответах,стемление к познанию большего,неизвестного.Творческих успехов.Примите мой голос.
Светлана Алексеевна Семенова # 10 февраля 2015 в 17:20 +1
Интересная игра, интересные вопросы. Но как, сказал предыдущий комментатор, на до его немножко чем-то "разбавить". Подвижной игрой "Два Мороза", пальчиковой гимнастикой "Что вам нравится зимой", ну и еще что-нибудь в этом духе. НЕ обижайтесь на комментарий. Сама только учусь, заявлять работы на сайте. За смелость +1.
Анна Владимировна Шаповалова # 10 февраля 2015 в 19:46 0
Мария Михайловна, спасибо за занятие) Очень интересная игра, детям понравилась!
Оксана Александровна Ельчанинова # 10 февраля 2015 в 21:37 0
Добрый вечер! Очень понравилось ваше путешествие по сказкам. Возьму себе на заметку. Держите, мой голос за вас!
Наталья Александровна Сажина # 11 февраля 2015 в 09:36 0
Здравствуйте, Мария Михайловна! Спасибо за интересную игру! Тщательно продуманы вопросы по сказкам, даны ответы на них - это большая помощь воспитателям, работающим с детьми. Материал заявлен как дидактическая игра, а не занятие, поэтому, думаю, что отсутствие динамических игр и пауз здесь оправдано. Молодец!
Елена Евгеньевна Ревяко # 11 февраля 2015 в 19:44 0
Добрый вечер!Интересные вопросы,понятных детскому воображению.Дети любят играть и сказки,а это получается два в одном)), по моему просто замечательно!
Ирина Вадимовна Бондарева # 12 февраля 2015 в 08:12 0
Очень полезный материал! Ценю все, что связано со сказками!