Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как сделать учёбу в школе интересной

Из опыта работы учителя музыки
Автор: Магдеева Гульнара Эньверьевна, учитель музыки МБОУ г.Ульяновска СШ№76
Описание работы: предлагаю вашему вниманию статью " Учёба в школе– это интересно!". Данная работа может быть интересна учителям музыки, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования. В ней раскрываются вопросы развития познавательной и учебной мотивации школьников на уроке музыки .
Цель: привлечь внимание к проблемам преподавания музыки в современной школе
Задачи:раскрыть возможности преподавания в современной школе.
Учёба в школе- это интересно!
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

Проработав много лет в школе, я задаю себе вопрос: как нужно работать современному учителю, чтобы ученик не просто получал поток информации, но и мыслил, понимал, самостоятельно делал выводы, как обеспечить учение с увлечением. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования: «Формирование положительной мотивации учебной и познавательной деятельности школьников на уроках музыки»
Начало XXI века для Российского образования является временем серьезных перемен. Идёт модернизация образования. А это предполагает решение ряда задач. Главная –достичь нового, современного качества образования. В Статье № 7 «Закона об образовании» установлены Федеральные государственные стандарты, которые представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».(цитата)
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. («Профессиональный стандарт»,п5.1)
Большое значение в работе современного учителя имеет профессиональная ИКТ-компетентность педагога.
На уроках музыки можно использовать средства ИКТ на различных этапах занятия: знакомство с новым материалом (документальные фильмы о творчестве композиторов, иллюстрация картин известных художников по музыкальному произведению), закрепление изученного (показ видеороликов выступлений музыкальных коллективов), проверка знаний (творческие задания и игры, тестирование и т. д.)
Например, на уроке во втором классе для проверки усвоения материала по теме тембровой окраски инструментов я проводила компьютерную игру по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Детям было предложено разделится на команды и выполнить задания волка. Каждая команда выбирала цветную карточку, за которой спрятан мелодический лейтмотив героев нашей сказки. И, если ребята правильно называли героя, то на экране появлялись музыкальные инструменты, его озвучивавшие. Таким образом, дети спасали уточку из волчьего брюха, и у сказки получался счастливый конец.
Хочу привести выдержки из «Профессионального стандарта педагога»: современный педагог должен использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников ( «Профессиональный стандарт»,4.1пункт 5); уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. («Профессиональный стандарт»,4.1пукт 6);владеть ИКТ-компетенциями («Профессиональный стандарт»,4.1пукт 7);уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). («Профессиональный стандарт»,4.1пукт 10); уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). («Профессиональный стандарт»,4.1пукт 11).
На уроках музыки для этого есть все огромные возможности: дети слушают музыку, сопереживая героям и музыкальным образам, анализируют музыкальные произведения. Учащиеся младших классов для более точного выражения собственного отношения к тому или иному произведению используют краски и карандаши. На моих занятиях дети вовлечены в театрализацию произведений, где каждый примеряет на себя образ того или иного героя музыкальной сказки или песни.
Современное обучение в школе, сопряжено с высоким напряжением и стрессом, что может послужить блокировкой мыслительную деятельность школьников. В подобном состоянии возникает желание убежать от всего нового, неизвестного, вместо того, чтобы познать это новое. Но если иначе подать материал на уроке, то эффект оказывается противоположный.
Образно-эмоциональная ситуация помогает обратить эмоциональные образы детей к учебной деятельности.
Вот примеры дидактических средств:
художественные (образы скульптуры, живописи, архитектуры и др.);
Например, урок во втором классе по теме «Музыкальный календарь»:
Перед прослушиванием музыки П. Чайковского из цикла «Времена года» - «Декабрь. Святки» и «Февраль. Масленица» мы с детьми рассматриваем картины известных художников М. Кустодиева «Масленица»и «Балаганы» и В. Сурикова «Взятие зимнего городка» и анализируем характер красок с помощью которых создавался художественных образ с тем, чтобы найти подобные краски и в музыкальных произведениях.
музыкальные (образы, созданные различными музыкальными произведениями);
литературные (образы литературных персонажей);
Например, урок в первом классе «Моя Родина-Россия»:
Понятия Родина, Страна, Россия станут более понятными и близкими малышам, если их преподнести в контексте их детского понимания. Поэтому я начала урок с демонстрации фрагмента мультфильма по сказке «Волшебник изумрудного города», в котором прозвучала песня волшебника Гудвина «Родная сторона». И после анализа содержимого песни перешла к более сложным понятиям и произведениям о Родине.
когнитивные (образы исторических, политических и научных деятелей, созданные путем знакомства с их биографией, изучением их трудов, деятельности и др.);
Например, в старших классах при изучении крупных театрально-сценических произведений, таких как опера «Борис Годунов», для лучшего понимания музыкальной характеристики царя провожу знакомство с этой исторической личностью, используя презентации или документальные кадры.
цветовые (образы, созданные с помощью цветовых сочетаний);
Например, в 5 классе , работая во 2 полугодии по теме «Литература и изобразительное искусство» предлагаю рассмотреть картину известного художника Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и обратить внимание на цветовые сочетания с помощью которых художник передаёт чувства нежности, радости, трепетности и любви. А затем найти схожесть художественного образа с музыкальными образами в произведениях И.С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта.
символические ;
Например, в средних классах для определения сходства картины литовского художника и композитора М. Чюрлёниса «Фуга» и произведения немецкого композитора И.С.Баха с одноименным названием демонстрирую графическое изображение нотной записи музыкального произведения, напоминающее детали художественного полотна.
Задача современного педагога состоит в том, чтобы поддерживать у ребенка мотивацию к познанию.
Создавать подобные ситуации можно на разных этапах урока- в начале, в середине, в конце.
Итак, моя статья посвящена проблеме организации учебной деятельности, дающей радость познания, развивающая способности детей.

Рекомендуем посмотреть:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников Музыкальное знятие для детей средней группы Размышления одного учителя Педагогическая этика что это такое

Похожие статьи:

МУЗЫКА. Поурочные разработки по музыке для 4 класса общеобразовательных школ

Музыкальная викторина для школьников 9, 10, 11 класса

Фестиваль «Давыдовский». Итоги

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Конспект урока музыки во 2 классе. Музыкальные инструменты симфонического оркестра | Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Опубликовано: 3033 дня назад (30 декабря 2015)
Просмотров: 2030
Рубрика: педагогика
+1
Голосов: 1
Ирина Владимировна Глебова # 30 декабря 2015 в 14:57 +1
Гульнара Эньверьевна, здравствуйте! Вы подняли очень актуальную, на мой взгляд, тему нашего времени. Дети действительно оказываются в плотном потоке информации и зачастую просто не успевают её улавливать. Многие не выдерживают напряжения и просто "выключают" восприятие. А именно уроки Музыки способны и напряжение снять у ребёнка, и восстановить его восприятие жизни в целом. Совершенно согласна с Вами - всё зависит от подачи материала. И по Вашей статье видно, что Вам удаётся "вдохновлять" детей на учение с увлечением. Обязательный Голос! Спасибо за представленный опыт, Гульнара Эньверьевна. С Новым Годом Вас! Здоровья, Благополучия и новых творческих свершений!
гульнара эньверьевна магдеева # 30 декабря 2015 в 22:02 0
Здравствуйте,Ирина Владимировна!Спасибо за поддержку.Тема действительно актуальна, и именно уроки эстетического цикла способны восстановить, как говорил Аристотель, гармонию во Вселенной,добавлю от себя-гармонию в каждом человеке.Поздравляю всех коллег с Наступающим Новым Годом!Здоровья,мирного неба над головой и творческих успехов.