Конкурсы для педагогов и детей

Летнее наблюдение за луговыми (полевыми) цветами в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательному развитию "Травы и цветы луговые (полевые)"
Автор: Мыжевских Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ "Лесобазовский детский сад". Материал предназначен для воспитателей ДОУ, родителей, детей 6-7 лет.
Описание. Лето - 92 прекрасных с солнцем и летними дождями погода. Часто приходится сталкиваться с тем, что наши дети не знают названия лекарственных трав и цветов, растущих у себя на лугу, огородах и дачах. Хочется не просто рассказать о ценностях лекарственных трав, но и показать, как прекрасен луг летом.
Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний и интерес к луговым (полевым) цветам и травам родного села.
Задачи: 1. Пробудить у детей любознательность к родной природе;
2. Научить задавать вопросы, думать, делать выводы, экспериментировать, находить взаимосвязи; распознавать лекарственные травы и цветы;
совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение оберегать природу.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на окно и скажите, какая сегодня погода?
Дети. Солнечная.
Воспитатель. Правильно, на улице тепло и светит солнышко. Вы любите гулять?
Дети. Да.
Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас со мной на прогулку, а отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся. Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Беру с собою свой сачок:
Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет …
Дети. Луг.
Воспитатель. Молодцы! Но прежде чем мы пойдем гулять, давайте вспомним и повторим правила поведения на природе.
(Дети по одному рассказывают правила поведения на природе).
• На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
• Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на лугах, они укрепляют почву.
• Заботливо относиться к живым существам на лугу, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
• Брать от природы только то, что не занесено в Красную книгу.
• Не сбивать муравейники.
• Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
• Не рвать цветы в большие букеты.
• Не причинять боль насекомым.
Воспитатель. Очень хорошо вы знаете правила. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.
А теперь выберете себе пару и возьмитесь за руки. Построились друг за другом.
Ребята со своей парой и с воспитателем идут на сельский луг. Произвольная беседа о природе. После, как пришли на луг, воспитатель с детьми образовывают круг.
Вот мы и пришли на зеленый, красивый луг. Ребята, кто мне скажет, что такое луг? (Ответы детей.)
А кто живет на лугу? (Ответы и предположения детей.)
Луг — это не только травы и цветы, а еще и насекомые — большие друзья цветов, и пастухи со стадами домашних животных, пасущихся на лугу.
Сегодня мы поговорим о луговых цветах. Какие цветы называют луговыми? Те цветы, которые растут на лугу, называются – луговые цветы.
Динамическая пауза «На лугу по утру»
На лугу поутру
Мы затеяли игру.
Ты – ромашка, я – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
(Взялись за руки построились в круг)
Раз, два, три, четыре.
Раздвигайте круг пошире.
(Ходьба по кругу)
А теперь мы – ручейки,
Побежим вперегонки,
(Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
(Ходьба по кругу, остановиться, развести руки в стороны)
Как прекрасны все цветы!
А со мной согласны вы?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, ЛЕТО!
(Дети кивают головой, поднимают руки в стороны)
Воспитатель. А сейчас мы можем пройтись по лугу и посмотреть какие же цветы на нем растут. Аня, какой цветок тебе повстречался на пути первым? Маша, а твой цветок, как называется? (Спрашивает всех детей по одному. Рассматривают с детьми несколько луговых (полевых) цветов, вспоминают названия.)
Воспитатель. Что общего между всеми цветами? (У них есть корень, стебель, листья, цветок).

• Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?
• А зачем цветку стебли? Листья? Семена?
• Чем цветки отличаются от деревьев? От кустарников?
• А чем эти цветы отличаются друг от друга? Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки? (по размеру, форме, расположению, окраске).

Малоподвижная игра «Поймай и раздели»
Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.
Например:
Ко-ло-коль-чик—четыре; о-ду-ван-чик—четыре, ро-маш-ка — три; ва-си-лёк — три...
Воспитатель. А знаете ли вы, что одуванчик может предсказывать погоду? Догадались, как он это делает? Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.
Одуванчик — очень полезное растение: из него делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от дорог. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности.
Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!

Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует.
Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.

Воспитатель. Вот какой чудесный и волшебный одуванчик. А еще есть желтый цветок, назовите название.
Дети. Лютик.
Воспитатель. Лютик – желтый, красивый. А когда лютиков много, то получается настоящий золотой ковер из них!
Кажется, что лютик совсем безобидный. А на самом деле он ядовитый! Лютый! Наверное, не зря так называется! Лютый лютик. Кого называют лютым? (Ответы детей.)
Воспитатель. Лютый ураган, лютый зверь, лютый разбойник. Вот какой характер у лютика!
Почему же лютик лютый? У него ядовитый сок. И если этот сок лютика попадет на кожу человека, то это место будет жечь и щипать. В старину лютиком даже лечили – намажут спину, а это место начинает страшно щипать как от горчичника. Вот и назвали его лютым.
А ученые называют лютик очень смешно – «ранункулюс», т.е. «лягушечка». Почему же так его называют? Наверное, потому что лютик в сырых местах растет, которые лягушки очень любят. А может быть и нет. А Вы знаете, почему? (Предположения детей.)

Есть у лютиков еще одно название — тоже очень интересное. Их называют «куриная слепота». Почему? Потому что лютики как и курицы рано спать ложатся! Желтые лютики очень красивы!
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Лютик вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон»)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»)
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени.)
Воспитатель. Ребята, как называется то место в детском саду, где мы гуляем? (Ответы детей). В старину на Руси место для гуляний называли — «гулевище». Взгляните на растение с желтыми цветками. (Показ). Это — гулявник. Он очень выносливый, умеет расти даже там, где люди много гуляют, топчут ногами землю и все, что растет под ногами, а так же около дороги. Теперь вы понимаете, почему гулявник получил именно такое название? (Ответы детей).
Рассмотрите внимательно гулявник. Обратите внимание на его растопыренные веточки, на цветки. Что можно сказать о размере цветков гулявника, какие они? (Ответы детей). Мелкие, растут кисточкой.
Гулявник иногда называют дикой горчицей. У его семян запах и вкус горчицы.
Многочисленные виды гулявника растут как сорняк, засоряя поля, сады, огороды. виноградники. У нас в Удмуртии растет пять разных видов гулявника.
Многие виды гулявников — вредные или ядовитые растения.

Некоторые гулявники служат в народе для лечения; например, гулявник лекарственный.
У нас растет гулявник лекарственный, густой, изменчивый, высокий, дикий. Но чаще всего мы можем встретится с гулявником диким. Именно его вы сейчас видите перед собой.
Гулявники - хорошие медоносы. Что это значит? (Ответы детей). Медоносами называют растения, выделяющие нектар, который пчёлы перерабатывают в мёд.
Ребята, расскажите, почему гулявник получил именно такое название? За что гулявник называют дикой горчицей? За что гулявник любят пчелы? Как человек использует гулявник?
Молодцы! Как много интересного вы мне рассказали, но нам нужно возвращаться в детский сад. Находим пару себе и возьмитесь за руки. Друг за другом построились и пошагали.
Что больше всего вам запомнилось?
Что понравилось? Что не понравилось?
Куда бы вы хотели отправиться еще?

Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий летнего развлечения в старшей и подготовительной группах Викторина с ответами для детей подготовительной группы (6-7 лет). Лето Летний досуг в подготовительной группе. Сценарий Литературная гостиная в подготовительной группе на тему «Летние природные явления»

Похожие статьи:

Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду

Участник №195 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Новогоднее украшение для интерьера своими руками | Конспект интегрированного занятия с применением театрализованной деятельности детей подготовительной группы
Опубликовано: 535 дней назад (25 июня 2015)
Просмотров: 2045
+28
Голосов: 28
Алла Ивановна Ефимова # 25 июня 2015 в 22:32 +2
Здравствуйте, Наталья.Очень понравилась ваша работа, взяла в закладки.Сама узнала, кое - какую информацию интересную. Думаю дети были в восторге.Желаю творческих успехов и примите первый голос.
Наталья Сергеевна Мыжевских # 26 июня 2015 в 11:01 +1
Алла Ивановна, огромное спасибо за положительный отзыв! И буду рада, что если Вы познали что-то новое!
Елена Горбунова # 26 июня 2015 в 18:40 +1
Дорбрый вечер, Наталья! Дети очень любят все потрогать и все увидеть - экскурсии для этого замечательная форма. На прогулке Вы повторили правила поведения на природе, весело играли, наблюдали и рассматривали, дали детям интересную информацию о лютиках и одуванчиках, познакомили с гулявником. Как много нового и интересного узнали дети! Голосую.
Вера Александровна Орехова # 26 июня 2015 в 22:31 +1
Наталья, спасибо за приглашение. Интересный материал Вы предложили. Действительно, лето, природа летом просто притягивает, хочется наблюдать, рассматривать красоту этого времени года.
Вы расширяете кругозор детей, воспитываете любознательность к родной природе, учите экспериментировать, распознавать лекарственные травы.
Мне понравились дидактическое и дыхательное упражнения, которые Вы использовали в ходе наблюдения за цветами.
Примите мой голос +1.
Желаю успехов и удачи!!!
Мария Юрьевна Жиличкина # 26 июня 2015 в 23:30 +2
Здравствуйте, Наталья Сергеевна! У Вас получилась очень интересная и познавательная экскурсия на луг. Во время нее Вы воспитывали у детей интерес к окружающему миру, умение оберегать природу, учили задавать вопросы, думать, делать выводы, экспериментировать, находить взаимосвязи, распознавать лекарственные травы и цветы, совершенствовали навык слогового анализа слов, закрепляли названия полевых цветов - и все это в игровой форме, на свежем воздухе, дав детям потрогать руками цветы, траву, получив чувственный опыт. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Светлана Анатольевна Калиуллина # 27 июня 2015 в 09:54 +2
Доброе утро, Наталья Сергеевна. Я бы тоже не отказалась от такой экскурсии.Она получилась не только приятной детям, но и познавательной.Дети почерпнули огромную информацию об одуванчиках. Да, об этом удивительном цветке можно говорить часами.Узнали о новом растении как гулявник. Спасибо за приглашение. Мой голос №5.
Татьяна Александровна Толстикова # 27 июня 2015 в 12:20 +4
Здравствуйте, Наталья! Спасибо за приглашение на такую замечательную прогулку, во время которой дети не только получили массу положительных эмоций, но и узнали много интересного из жизни луговых цветов. А сколько задач удаётся решить педагогу во время такой экскурсии. Прекрасный материал, которые педагоги с удовольствием возьмут себе на заметку. Примите мой голос. Удачи вам!
Анна Геннадьевна Мананкова # 27 июня 2015 в 12:46 +1
Спасибо за приглашение. Понравилась ваша прогулка, на которой успели поиграть, сделать пальчиковую и дыхательную гимнастику, а главное, наглядно познакомиться с луговыми цветами и травами, и узнать о них много интересного. Молодцы!!!
Надежда Евгеньевна Скорых # 27 июня 2015 в 14:01 +2
Здравствуйте, Наталья! Спасибо за приглашение на такую замечательную летнюю прогулку. Прошлась по лугу, вдохнула воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрела луговые растения. Вы учите детей беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы - это актуально в наши дни, т.к. происходит повсеместно вмешательство человека в природу. Мой голос №8!
Светлана Владимировна Беховая # 27 июня 2015 в 14:32 +1
Наталья, здравствуйте! у вас такая замечательная прогулка получилась, ведь дети по сути своей эспериментаторы и очень любят гулять, путешествовать, а ваше увлекательное путешествие зовет их в волшебную страну Природу, где можно и отдохнуть, и рассмотреть цветы и их строение, и просто подышать чистым воздухом, и многое др.
Гульмира Таласовна Смаилова # 27 июня 2015 в 14:48 +1
Очень интересно.Мне понравилось . Голосую
Наталья Владимировна Варшавская # 27 июня 2015 в 16:32 +2
Здравствуйте, Наталья! Люблю природу, поэтому для меня Ваша публикация - просто отдых! Всё красочно, ярко, познавательно! Спасибо! Советую название работы выделять шрифтом для заголовков!Цель и задачи полностью выполнены! Голосую!
Елена Владимировна Николаева # 27 июня 2015 в 17:59 +1
Спасибо за приглашение на чудесную летнюю прогулку! Поиграли, побегали, пообщались друг с другом и, в то же время, узнали столько нового: сами нашли луговые цветы, посмотрели на их строение, вспомнили названия, выяснили, какие растения ядовиты и многое другое. Очень насыщенная событиями прогулка, познавательная, безопасная! Голос № 11
Ирина Владимировна Попова # 27 июня 2015 в 22:24 +1
Наталья, возьмите меня на прогулку! Очень интересное динамичное занятие. Вспомнили и закрепили, что знали и узнали много нового. Очень ценно, когда педагог может грамотно и главное, логично подобрать и гимнастику, и игру, и основной изучаемый материал. И главное - вызвать в детях желание, зародить интерес к изучению природы, развить их любознательность. Голосую.
Ирина Александровна Подольская # 28 июня 2015 в 06:58 +1
Доброе утро, Наталья. Интересное, нет, полезное мероприятие на летнем лугу. Наблюдение, эксперимент, физкульт. паузы, расширение кругозора. Главное - дети узнают природу не по картинкам, а на природе, участвуя в ее жизни. Фотографии весомое доказательство проведенного мероприятия. Поставленные цель и задачи реализованы. Да, как замечательно, что путешествие по лугу Вы начинаете с памятки "Поведение на природе". Детки лежат, прикасаются к цветам и травам, ловят лучики на лице - полезно, позитивно. Голосую. Творческого лета. С уважением ИА
Татьяна Сергеевна Крупенько # 28 июня 2015 в 14:18 +1
Наталья спасибо за отзыв. Мне понравилось ваша прогулка очень интересна и познавательна.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 28 июня 2015 в 22:03 +2
Наталья, благодарю вас за приглашение!
Как же повезло вашим детишкам, вы проводите такие познавательные занятия, да ещё на свежем воздухе, где можно понаблюдать за природой, расширить свой кругозор. Достойным дополнением в разработке служит фотоматериал. Мне очень понравилось ваше занятие, голосую с удовольствием!
С уважением, Т.Н.
Вера Валерьевна Ляпина # 28 июня 2015 в 22:42 +1
Чудесное занятие -наблюдение. Вообще занятия на свежем воздухе- это здорово! Занятие развивающее мышление, память, речь, кругозор.Такие знания дети получили в непринужденной обстановке. Молодцы. ГОЛОС!
Ольга Васильевна Яковлева # 29 июня 2015 в 00:36 +3
Здравствуйте, Наталья! Спасибо за приглашение на замечательную экскурсию на луг. Дети очень любят все потрогать, понюхать, увидеть своими глазами - экскурсии для этого замечательная форма. На прогулке Вы повторили правила поведения на природе, весело играли, наблюдали и рассматривали, дали детям интересную информацию о лютиках и одуванчиках, познакомили с гулявником. Как много нового и интересного узнали дети! Фотоматериал прекрасный: видно, что дети заинтересованы, увлечены. А это самое главное! Дальнейших творческих успехов и находок! Примите мой голос
Надежда Павловна Панфилова # 29 июня 2015 в 07:30 +1
Здравствуйте! Ваш конспект занятия продуман до мелочей: повторили поведение на природе, игры, упражнения. Много полезной информации о названии цветов, историй. Мне очень захотелось тоже побродить, как в детстве, по лужайкам, услышать звуки природы, её аромат цветов. От Вашего фотоматериала исходит столько положительной энергии и тепла! Вашу работу перечитывала много раз- очень хорошая и достойная внимания коллег. С Вашего разрешения, отправила в её закладки. Спасибо большое, за труд. Голос я поставила давно. С уважением Н.П.
Людмила Анатольевна Корякова # 1 июля 2015 в 15:38 +1
Наталья, благодарю вас за приглашение!
Я очень рада, что вы воспитываете у детей любовь и уважение к природе.
Благодарю за ваш труд!
Елена Николаевна Нечаева # 2 июля 2015 в 15:06 +1
Добрый день, Наталья! С большим удовольствием прогулялась с вашими детками по лугу. Ребята с удовольствием работают на прогулках и с увлечением принимают участие в беседе. Вы предложили хороший фото материал. Творческих успехов и голос вам!
Лилия Данировна Зиннурова # 2 июля 2015 в 21:13 +1
Спасибо за приглашение. Понравилась ваша прогулка, на которой успели поиграть, сделать пальчиковую и дыхательную гимнастику, а главное, наглядно познакомиться с луговыми цветами и травами, и узнать о них много интересного. Молодцы!!! Мой голос №32
Наталья Александровна Ермакова # 6 июля 2015 в 16:39 +1
Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Очень понравилось ВАШЕ занятие, замечательная познавательная экскурсия в мир полевых цветов и луга. Принимайте голос!
Галина Станиславовна Бердник # 28 июля 2015 в 13:33 +1
Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Вы создаете благоприятные условия для формирования знаний и интереса к окружающей природе. Что в общем то и является поставленной целью вашего занятия. Примите заслуженный голос!
Татьяна # 12 июня 2016 в 23:41 0
Замечательный материал!Очень много интересного узнала для себя лично из вашей статьи. И даже заходила на другие сайты для всестороннего изучения свойств лютика. С детства слышала это название, а про растение ничего не знала.Спасибо за возбуждение познавательного интереса!Только меня интересует, как вы решаете вопрос с клещевой безопасностью? Нас с детьми не пускают на необработанные от клещей территории, хотя порой очень хочется.Жду ответа