Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка» в подготовительной группе

Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка» для детей подготовительной к школе группы
Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.
Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;
2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение;
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.
Материал: современные куклы из сюжетно-ролевого уголка; кукла-мотанка, три круга разных диаметров из ткани (желательно ситец), треугольный ситец (платок), прямоугольник белого ситца,  нитки №10 (белого цвета), вата, ножницы (можно только для воспитателя).

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в куклы? (Ответы детей.) В нашей группе мы видим много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.) Вика, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.) А ты, Катя, как назвала свою куклу? (Ответ.) Дима, а как бы ты назвал вот этого пупса? (Ответ.) Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем, когда сделаем небольшую разминку. Становитесь рядом со мной и повторяйте за мной движения.
Игровое упражнение «Это мы можем»
Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу,
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
Воспитатель: Молодцы! Савелий, а про что мы говорили? (Ответ ребенка.) Правильно. А теперь усаживайтесь за свои места и послушайте интересную историю.
Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка  
  удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. Маша, а кто такие предки?
Маша: Это наши бабушки и дедушки.
Воспитатель: Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.  
Дети: Безлика.
Воспитатель: Что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть.
А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)
Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.
Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, ниточки – не растеряйте их, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы.
Вы наверное устали? Давайте отдохнем. Встали и выйдите из-за стола.
Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (Показать «силу»)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу).
Воспитатель: Ну, вот, отдохнули, а теперь примемся за работу. Берем вату и катаем плотный шарик. Возьмите самый большой круг. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы мотанки. Теперь сожмите в кулак, образуя шар и замотаем ниткой. Расправляем ткань — это будет первый слой платья тряпичной куклы.

Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой.

И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность нашей головы.
Теперь, ребята, возьмите белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем резинкой. Если ручки получаются слишком длинные, укоротим их с помощью ножниц.

А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее, завязываем. И вот наша кукла готова.
Воспитатель: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали?
Дети: Кукла-мотанка.
Воспитатель: А почему она называется мотанка? (Предположения и ответы детей.)А что вы будете с ней делать?
Ответы детей.
Воспитатель: А я свою куклу подарю нашей кукле Маше. Ей скучно сидеть одной на диване. А сейчас у нее есть подруга. Теперь и вы можете играть со своими куклами.
Дети развивают свою игру в центре сюжетно-ролевой игры.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников» Сказка о дружбе для детей подготовительной группы. Приключения Звёздочки и Дракоши День героев Отечества. Беседа с детьми подготовительной группы Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе «Поликлиника»

Похожие статьи:

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы

Мастер-класс в технике Tunnel book | Познавательно-игровое занятие в подготовительной группе
Опубликовано: 1020 дней назад (18 февраля 2014)
Просмотров: 9891
+4
Голосов: 4
Ольга Валерьевна Осипова # 18 февраля 2014 в 21:35 +1
Благодарю за познавательный мастер-класс.С теплом и любовью  к традиционной русской культуре.Теперь буду знать,почему куколок делали безликими.
Наталья Сергеевна Мыжевских # 18 февраля 2014 в 22:55 +1
Ольга Валерьевна, спасибо за теплые слова! Детям нравится что-то необычное и новое, а еще приятнее на них смотреть, когда они играют.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 18 февраля 2014 в 21:36 +1
Интересный вариант изготовления куколок-оберегов. Несложно, ярко и детки очень довольные! А это очень важно в нашей работе!
Наталья Сергеевна Мыжевских # 18 февраля 2014 в 22:57 +1
Да, Светлана Евгеньевна, вы совершенно правы! Спасибо!
Валентина Николаевна Мельникова # 18 февраля 2014 в 23:15 0
Интересный конспект по ручному труду в подготовительной группе! Дети приобщаются к народной культуре и русским традициям! Это замечательно! Я тоже с прошлым выпуском с детьми изготавливала куклы! Это и развитие мелкой моторики рук, и развитие эстетического вкуса, и фантазии! Вы молодец, что проводите в своем детском саду такую нужную работу с детьми! +1
Наталья Сергеевна Мыжевских # 19 февраля 2014 в 08:35 0
Валентина, спасибо за хорошие слова! В настоящее время мы часто сталкиваемся с недостаточным знанием к истории наших предков, а так хочется, что бы наши детки знали хоть часть старины. Когда-то нам самим о своем прожитом в детстве внедряли нам наши же бабушки. Спасибо, что заглянули!
Елена Викторовна Юдина # 19 февраля 2014 в 13:54 0
Спасибо за материал! Сразу вспомнилось детство и моя бабушка! Она делала мне таких кукол из лопухов. ( такими куклами они играли в детстве). Надо, надо приучать наших детей к народным традициям!
Светлана Григорьевна Филимонова # 12 апреля 2014 в 19:50 0
Спасибо за прекрасную идею.У меня в театральном уголке тоже есть тряпичные куклы,но они сделаны в другой технике.Обязательно сделаю таких кукол в свой театр.
Луиза Рашитовна Салихова # 20 февраля 2015 в 13:54 0
Интересный конспект, много позвательного, интересного для детей. Из фотографий видивно с каким увлечением работают дети. спасибо!