Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока географии для 7 класса коррекционной школы. Животный мир тундры

Конспект урока географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Животный мир тундры.
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна зам директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат 8 вида, Ивановская область.
Описание: урок предназначен для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Данный материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию и быть интересен учителям и воспитателям коррекционной и начальной школы.
Цель: познакомить учащихся с основными обитателями животного мира тундры.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представления о зависимости животного мира тундры от ее природных условий.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, зрительную память; учить составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником.
Воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе и ее обитателям.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Рапорт дежурного.
2. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня здоровыми и активными. Я надеюсь, что сегодня мы с вами хорошо поработаем на уроке и узнаем много нового и интересного!
II. Повторение пройденного материала.
Давайте, вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.
1. Работа по карте.
- Расскажите о тундре с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша карта - помощница?
1. Где расположена зона тундры? (Зона тундры занимает побережье морей Северного Ледовитого океана и некоторые острова (Колгуев, Вайгач, Врангеля). На востоке тундра тянется узкой полосой вдоль побережья Берингова моря).
2. Как выглядит земная поверхность зоны? (Тундра – болотистая безлесная природная зона).
2. Дидактическая игра «Верно – неверно».
Какие особенности природы характерны для тундры. Правильный ответ – хлопнуть в ладоши, отрицательный ответ – сидим тихо.
Особенности природных условий тундры:
1. Зима продолжается 8-9 месяцев (+)
2. Длинное и жаркое лето (-)
3. Морозы стоят долго и доходят до -50…-60 градусов (+)
4. Налетает снежная буря – пурга (+)
5. Лето короткое и прохладное (+)
6. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность (-)
7. Много болот и озер (+)
8. Многолетняя, вечная мерзлота (+)
9. Солнце невысоко поднимается над горизонтом и слабо согревает поверхность (+)
3. Работа с гербарием.
Какими цифрами обозначены растения тундры.
1. карликовая береза, 2. голубика, 3. осина, 4. клюква, 5. клен, 6. брусника, 7. ягель.
4. Логически – поисковое задание.
Как приспособились растения к суровому климату тундры? (Короткие корни, прижаты к земле, маленькие листочки, карликовые деревья).
Молодцы, я вижу, вы усвоили материал прошлых уроков, и мы можем перейти к изучению новой темы.
III.Сообщение темы и целей урока.

Мы продолжаем путешествие по природной зоне тундры. Сегодня мы познакомимся с обитателями животного мира. Поговорим, о том, как приспособились животные и птицы к суровым условиям тундры.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа в тетради
Запишите число, тему урока. Представителей животного мира по ходу урока мы будем записывать в таблицу, которую сейчас начертим. Разделите страницу на три столбика.
Животные
Птицы
Насекомые
2.Работа с иллюстрациями приложения учебника.
Посмотрите на иллюстрации в приложении на стр.5 -6 и назовите представителей тундры.(Лемминг, северный олень, песец, заяц – беляк, волк, полярная сова, куропатка, кулик, утка, лебедь, гагарка, гусь).
Проблемный вопрос: чем отличается, животный мир зоны тундры, от зоны арктических пустынь? (Растительный мир тундры по сравнению с растительным миром зоны арктических пустынь богаче, поэтому и животный мир более разнообразен).
Определите, кто из представителей тундры смог прибежать к нам первым и почему? (Ответы учащихся: северный олень, длинные ноги)

3. Рассказ учителя:
У северного оленя особая форма копыт. Они раздвоенные, и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу, поэтому олени не проваливаются. Зимой ноги не скользят, т.к. между копытами отрастают длинные волосы. У оленя густой мех, морда до самых ноздрей опушена, это позволяет ему доставать ягель из-под снега при сильных морозах. Еще у оленя толстый подкожный слой жира. Олень – самое полезное для человека животное в тундре.
Записываем в таблицу:
Животные - северный олень
Птицы
Насекомые
4. Отгадайте, как зовут следующего гостя:
Н - 6 И - 5 М - 3 Е -2 Л - 1 Г -7 М - 4
(Лемминг)

Работа по учебнику прочитать информацию о лемминге стр. 56.
Записываем в таблицу:
Животные - северный олень, лемминг
Птицы
Насекомые
Физкультминутка
5. Отгадайте, мех, какого животного вы видите? (Показать натуральный мех песца)

Рассказ учителя:
Песец – это полярная лисица. У нее ценный густой мех белого цвета, короткие лапы, уши не выступают. Чаще всего песцы окрашены в белый цвет, но бывают светло – серые или голубовато – серые. Песцы питаются леммингами, выброшенной на берег рыбой, иногда они подбирают остатки от обеда белого медведя.
6. Работа в парах.
Задание: сравните песца, лису-огневку и фенека (по окраске, форме ушей; даны иллюстрации)
С помощью ушей лисы регулируют температуру тела. Чем больше уши, тем быстрее охлаждается тело, и наоборот. Подумайте, почему у песца маленькие ушки. (Не мерзнуть)
Вносим новые данные в таблицу:
Животные - северный олень, лемминг, песец
Птицы
Насекомые
Допишите названия животных с помощью приложения к учебнику.
Животные - северный олень, лемминг, песец, заяц – беляк, волк
Птицы
Насекомые
А сейчас к нам летят птицы.

7. Самостоятельная работа по учебнику. Прочитать о птицах стр. 57.
Задание: выпишите в таблицу птиц, о которых прочитали.
Животные - северный олень, лемминг, песец
Птицы - полярная сова, куропатка, кулик, утка, лебедь, гагарка, гусь
Насекомые
Как приспособились птицы к суровым условиям тундры? (Густое оперение, защитная окраска)
Чем питаются птицы? (Насекомыми)
Насекомых в тундре столько, что птицам не нужно за ними гоняться. Достаточно на лету открыть рот, как комары и мошки сами залетают в клюв.
Вносим новые данные в таблицу:
Животные - северный олень, лемминг, песец
Птицы - полярная сова, куропатка, кулик, утка, лебедь, гагарка, гусь
Насекомые – комары, мошки
VII. Закрепление.
1. Дидактическая игра. Назовите обобщающее слово:
1. Северный олень, волк, песец – … (животные).
2. Полярная сова, куропатка, гагарка - … (птицы)
3. Комары, мошки - … (насекомые)
2. Работа с учебником – чтение правила по цепочке стр.57
Сделайте вывод: как приспособились животные и птицы к природным условиям тундры. (Животные тундры хорошо приспособились к суровым условиям тундры. Для них характерны густой мех или оперение, толстый слой подкожного жира, защитная окраска)
VIII. Итог урока.
Сегодня на уроке вы хорошо работали. Что особенно запомнилось вам на уроке?
Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в повседневной жизни? В какой ситуации вы сможете их применить? (Ответы учащихся)
Домашнее задание. Стр. 56-58, пересказ
Использованная литература:
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина "География России 7 класс", Москва "Просвещение" 2005г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Конспект урока географии на тему: Внутренние воды Южной Америки, 7 класс Конспект урока географии в 7 классе. Африка Фотоматериал к конспекту урока географии 7 класс по теме "Африка"

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по географии в 7 классе

КВН по географиии в 7 классе

Программа факультатива «Экология комнатных растений», 6-7 класс

Викторины с ответами по географии для 7- 8 класса

КВН по географии для школьников 7-8 класса

Игра – викторина с вопросами и ответами для школьников 8 - 9 классов. Яблоки и яблоня | Конспект урока географии для 7 класса коррекционной школы 8 вида. Животный мир лесной зоны
Опубликовано: 540 дней назад (18 июня 2015)
Просмотров: 1755
+6
Голосов: 6
Елена Горбунова # 18 июня 2015 в 18:27 +3
Добрый вечер, Надежда Евгеньевна! Рада вновь попасть на Вашу страничку. С интересом побывала на экскурсии в тундре. В своем уроке Вы используете разнообразные формы: вопросы поискового характера, интересные дидактические игры, ребусы. Такие уроки проходят живо и интересно, дети узнают много нового. Спасибо. Голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 18 июня 2015 в 22:09 +4
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. с удовольствием познакомилась с конспектом урока "Животный мир тундры". Конспект составлен грамотно, логично, одна часть плавно вытекает из другой. Цель и задачи полностью реализованы. Вами использовалось большое количество наглядности, проблемные вопросы, дидактические игры. Интересен итог урока. Я думаю, детям было интересно, они узнали много нового. Дальнейших творческих успехов! голос
Алла Ивановна Ефимова # 18 июня 2015 в 22:16 +3
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Очень понравилась Ваша разработка, много всего интересного. Поставленные цели и задачи достигнуты.Примите голос.
Наталья Александровна Ермакова # 10 августа 2015 в 22:07 +1
Добрый вечер, Надежда Евгеньевна!Прекрасное занятие, всё продумано, ничего лишнего, интересно и понятно. Очень понравилось введение в ход урока физ минутки и дидактических игр, что конечно же интересно детям. Примите голос № 6