Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Растительный мир тропических лесов Африки

Урок географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Растительный мир тропических лесов Африки
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат VIII вида, Ивановская область
Описание: урок предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида, а также может быть использован и во внеурочное время, как дополнение для проведения викторин, тематических вечеров. Может представлять интерес для педагогов, работающих в коррекционной и начальной школе.
Цель: формирование представлений о растительном мире тропических лесов Африки.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с типичными представителями растительного мира тропических лесов Африки.
Коррекционно-развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками информации.
Воспитательные: создать условия учащимся для повышения мотивации к предмету.
Тип урока: комбинированный

Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сегодня нас вновь позвала за собой Африка! Это необычайно интересный и удивительный материк.
II Повторение пройденного материала

Блиц - опрос.
1. Килиманджаро (вулкан высота 5 895 м)
2. Мадагаскар (самый большой остров у берегов Африки).
3. Сомали (полуостров).
4. Канарские (острова).
5. Атлас (горы).
6. Сахара (пустыня).
7. Нил (самая длинная река в мире).
8. Конго (вторая по величине река Африки).
9. Танганьика (второе по глубине озеро мира).
Задание: показать на карте заданный географический объект.
1.Материк Африка (Африка название материка, по мнению одних ученых, происходит от латинского слова «африкус», т.е. безморозный, не знающий холода).
2.Суэцкий канал (Канал сокращает путь из Европы и Северной Африки в страны Восточной Азии и Австралию).
3.Драконовы горы (Они имеют плоские вершины и издалека похожи на зубы чудовища).
4.Великие Африканские озера (Виктория, Танганьика и Ньяса).
5.Озеро Виктория (Одно из самых больших на Земле и самое крупное озеро в Африке. Оно настолько велико, что в течение долгих лет до европейцев доходили слухи о нем как о море, воды которого плещутся в глубине Африканского континента).
III. Актуализация знаний, объявление новой темы
Сегодня на уроке продолжим знакомство с Африкой, послушайте стихотворение и определите тему урока.
В лесах тропических дремучих
Жара и влажность всех измучит.
Здесь просто заросли – не лес,
Стоят деревья до небес,
Стволы опутали лианы,
Не доберёшься до поляны.
И всё растёт, известно нам,
Тут не по дням, а по часам.
Тема урока «Растительный мир тропических лесов Африки». Мы продолжаем изучать самый жаркий материк земного шара, познакомимся с растительным миром тропических лесов.
IV. Изучение нового материала

Вот как описывает африканский тропический лес английский ученый Лесли Браун: «В экваториальном лесу нельзя вести себя легкомысленно. Здесь всегда сумеречно, воздух влажный, тяжелый и неподвижный. В кронах больших деревьев высоко вверху вздыхает ветер, но его дуновение не ощущается на земле среди кустов. Перекличка невидимых птиц, треск сломанной ветки, крик обезьяны или жужжание насекомых только усиливают впечатление гнетущей тишины. Невольно начинаешь ступать медленно и осторожно, соразмеряя каждый свой шаг. Постепенно вас охватывает благоговейное чувство. И чем больше вы узнаете о лесе, тем все дальше отступает это первое безотчетное ощущение грозящей тебе опасности. Того, кто это испытал, тропический лес всегда будет притягивать к себе с неослабевающей силой».
Решение проблемных вопросов.
Вопрос: ребята, как вы думаете, в тропических (экваториальных) лесах какая растительность? (Ответы детей)
Тропические, или влажные, экваториальные леса отличаются разнообразной богатой растительностью. Тропические леса не имеют себе равных по обилию видов растений. Среди десятков рядом стоящих деревьев не всегда найдешь два одного вида. К тому же они до такой степени переплетаются своими ветвями, что очень трудно бывает разобрать, к какому стволу относятся ветви, листья, цветки или плоды.
Вопрос: Как вы думаете, что способствует развитию густой вечнозеленой растительности? (Жаркий климат и обилие влаги).
Часто и регулярно выпадают обильные осадки, знаменитые тропические ливни, когда с неба с громким шумом низвергаются стремительные потоки, реки воды. Обилие тепла и влаги, ослепительное солнце, в полуденные часы стоящее прямо над головой, отсутствие периода засухи — все это создает исключительно благоприятные условия для растительности, особенно древесной.
Деревья тропического леса имеют крупные плотные кожистые блестящие листья как у комнатного фикуса (показать фикус).
Вопрос: Как вы думаете, почему природа позаботилась и создала такие листья? (Спасает их от солнечного ожога).
Такие листья живут два – три года. Опадают они не все сразу, как в наших лесах, а поодиночке и разное время, поэтому тропические леса всегда зелены и никогда не стоят без листьев. Деревья цветут и плодоносят в разное время. В тропическом лесу можно одновременно увидеть и цветы, и плоды. Такие прочные кожистые листья служат деревьям два-три года, а иногда и более продолжительное время. Кроме того, листья сбрасываются не все сразу, как это бывает в наших лесах осенью, а поодиночке, в разное время. Поэтому влажные тропические леса всегда зеленые и никогда не стоят без листьев.

Задание: вспомните из курса «Природоведения», что такое светолюбивые и теневыносливые растения. Найдите примеры в тексте стр.31 и в Приложении к учебнику, заполните таблицу. (Работа по вариантам)
Ярус -
Высота -
Растительность -
Вывод -
1 вариант
Ярус – верхний.
Высота – 50 – 60 м
Растительность – сейба.
Вывод – для растений верхнего яруса характерны прямые, колоннообразные стволы и очень прочные устойчивые корни.
2 вариант
Ярус – средний.
Высота – 20 – 40 м
Растительность – пальмы
Вывод – это растения менее светолюбивые. Кроны этих деревьев смыкаются, и солнечные лучи проникают через них с трудом, поэтому в тропическом лесу всегда царит полумрак.
3 вариант
Ярус – нижний.
Высота – 8 – 15 м
Растительность – бананы, древовидные папоротники.
Вывод – это теневыносливые травянистые растения. Папоротники имеют многолетние стебли и напоминают небольшие пальмы.
В тропических лесах всегда жарко, влажно и темно. Не хватает света даже для фотографирования. Лес настолько густой, что рассмотреть что-то вдали невозможно, все загораживается кустами, лезущими по деревьям лианами, поваленными стволами деревьев, заросших папоротниками и мхом. Над этими завалами поднимаются кустарники и небольшие деревья, из которых со временем вырастают отдельные древесные гиганты. Ветви нижнего растительного яруса настолько густо сплетаются, что через них не видны кроны высоких деревьев верхнего яруса. А эти деревья огромны, они увенчаны пышными кронами, и их стволы-колонны опираются внизу на дисковидные выросты на корнях, своеобразные подпорки. Каждый такой ствол поднимается на 30 м и более.
Самые длинные (более 100 м) растения тропических лесов – лианы.
Работа по иллюстрации учебника «Тропический лес» стр. 31
Задание: опишите внешние признаки лиан.
(Переплетая вьются на деревьях. С помощью побегов, шипов и усиков лианы удерживаются на деревьях, опутывают их, словно канаты. Лианы делают лесную чащу непроходимой. Солнечные лучи не проникают в глубину леса, поэтому там сумрачно и сыро.)
Рассказ учителя:

Лианы — характерное растение тропического леса. Они чрезвычайно быстро растут и легко взбираются на верхушки самых высоких деревьев. Перекидываясь гибкими побегами с дерева на дерево, лианы захватывают десятки деревьев. Снизу видны только толстые стволы лиан, извивающиеся как гигантские удавы, а листья их теряются высоко среди ветвей деревьев. Забираясь в верхние части кроны, лианы своими листьями и побегами отнимают часть света и этим причиняют значительный вред деревьям. Еще опаснее для деревьев лианы, которые плотно обвивают стволы деревьев и лишают их возможности утолщаться.
В этих лесах всегда, даже в полуденные часы, царит зеленоватый полумрак. Не видно ни восхода, ни солнечного заката, ни самого солнца на небе. Из-за недостатка света здесь трудно расти травянистым растениям. Однако в этой густой тени прекрасно растут споровые растения — мхи и папоротники, причем последние имеют нередко многолетние стебли и достигают 8 м высоты, напоминая небольшие пальмы. Это так называемые древовидные папоротники, они ассоциируются с загадками, тайнами, мистикой, вызывая у людей и опасения, и интерес. Растениям этим приписывались волшебные свойства и, естественно, они обросли множеством преданий, легенд и мифов.
Многие светолюбивые растения, чтобы быть ближе к солнцу, селятся высоко на стволах других деревьев. С помощью воздушных корней они получают влагу прямо из воздуха и хранят ее в утолщенных листьях или побегах. Это различные виды орхидей.
Восхищаюсь природы искусством,
Что создала для нас орхидею!
Волю дав своим краскам и чувствам,
Мастерством в совершенстве владея.
(Борис Терушкин)

Цветы тропических орхидей считаются одними из самых красивых в мире. В некоторых тропических лесах эти растения образуют целые воздушные сады.
Интересные факты
Орхидея - цветок, который пленил своей красотой людей разных эпох. Известно, что во времена средневековья из лепестков орхидеи варили приворотное зелье.
Орхидея - растение, которое дольше всех стоит в вазе.
Самая большая орхидея имеет лепестки диаметром в 90 см., а самое маленькое растение имеет лепестки диаметром в 1 мм..
Самый дорогой цветок в мире - это орхидея «Золото Кинабалу», ее стоимость достигает 5-6 тысяч долларов. Такая цена обусловлена тем, что цвести растение начинает только в 15-летнем возрасте.
Орхидея легко адаптируется к любому климату и условиям, поэтому ее легко выращивать дома!
В лесах Африки встречаются ценные породы деревьев. Очень прочной древесиной обладает эбеновое дерево. Оно бывает разных пород: черное, красное, белое, желтое. Самая дорогая мебель изготавливается из черного и красного дерева, ее можно увидеть в разных музеях мира.
Древесина этих деревьев очень тяжелая и крепкая, на ней отсутствуют годовые кольца. Это самая ценная порода дерева во всем мире. Древесный материал не стразу поступает в продажу после повала, как предварительно поваленное дерево проходит очистку от заболони. Дерево имеет большую плотность и тонет в воде.
Физкультминутка
Некоторые считают, что тропический лес состоит преимущественно из пальм. Это неверно, так как пальмы в тропиках растут в основном на открытых местах. Например, кокосовые пальмы растут вдоль морских берегов и образуют большие рощи. В самом лесу пальм немного.
Самостоятельная работа по учебнику стр. 31 – 32(самостоятельное чтение о пальмах).
Беседа по прочитанному:
1. Где растут финиковые и кокосовые пальмы. (В близи рек, на берегах морей и океанов).
2. Как используют пальмы местные жители? (Плодами питаются, из древесины делают двери, столбы. Листьями покрывают хижины. Жмых идет на корм скоту. Из сока соцветий получают сахар, сироп, вино. Волокно из листьев и черешков идет на изготовление канатов, циновок, корзин).
3. В каком виде употребляют в пищу финики? (Сырыми и жареными. Размолотыми косточками кормят скот.)
4. Что используют местные жители в качестве обычного питья? (Кокосовое молоко).
5. Как местные жители используют масличную пальму? (Из мякоти плодов получают масло для смазки деталей, изготавливают мыло, свечи. Из семян выжимают пищевое пальмовое масло.)
Поднимите руку, кто любит бананы. Мой рассказ для ценителей банан.

Банан – растение тропиков. Это гигантская многолетняя трава высотой до 15 м. Стебель у банана короткий, но листья, обхватывая друг друга образуют ложный стебель, который возвышается над землей. Бананы растут быстро. На верхушке банана находится крупное соцветие. Днем цветки опыляют птицы и насекомые, а ночью – летучие мыши. После созревания плода растение засыхает. У основания стебля образуются новые подземные побеги, которые дают начало новому стеблю.
Бананы сажают на месте вырубленных тропических лесов. В Африке произрастает до 60 сортов бананов, одни едят в сыром виде, другие надо приготовить. Из них готовят муку, мармелад, сироп и многое другое. В некоторых районах Африки бананы являются основной пищей местного населения.
В дальних странах круглый год
Лето жаркое живет!
Все вокруг там зеленеет,
Расцветает, зреет, спеет.
В климате тропическом
Фрукты - экзотические.
Когда мы слышим «африканские фрукты», то нам вспоминаются бананы, кокосы и марокканские апельсины. На самом деле, на африканском континенте растет множество диковинных плодов.
Фрукт анона – несмотря на свой неказистый вид, этот фрукт обладает сочной мякотью, а по вкусу созвучен с ананасом и манго.
Тамаринд - относят к семейству бобовых. Плод – коричневый, стручковообразный, вытянутый.
Африканские груши, плоды вечнозеленого дерева, плоды продолговатые от темно-синего до фиолетового цвета до 14 см в длину с бледно-зеленой мякотью внутри. Это жирные плоды, и по мнению ученых, африканские груши могут положить конец голоду в Африке.
Фрукт кивано, или как его еще называют, африканский огурец или рогатая дыня, интересен в первую очередь своим необычным внешним видом. Спелые плоды имеют ярко оранжевый цвет, размер примерно с апельсин с мягкими пупырышками по всей поверхности.
V. Закрепление
1. Загадки
1) Вьются, но не змеи,
Зелёные, но не лягушки
Пройти не дают,
Но не стены. Что это?
(Лианы)
2. Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подадут.
(Бананы)
3. Что за травы - великаны с кронами могучими,
На Земле росли лесами, темными, дремучими?
(Папоротник)
4. В кронах деревьев может расти,
Мох и кора лучше всякой земли,
Разной окраской наделена,
Внешне изящна она и мила!
(Орхидея)
Автор: Леонов В.А.
5. Есть сладкие плоды на свете,
Их обожают кушать дети,
По цвету, словно шоколадки.
Их имя — …, ребятки.
Они на пальмах южных зреют
И небольшой размер имеют.
(Финики)
6. Мохнатый, твердый чудо - мячик,
Под панцирь вкусный сок он прячет!
А у меня возник вопрос:
Как мне попробовать...
(Кокос)
7. В этих зонах круглый год
Лёд и час не проживёт.
(Тропики)
Назовите особенности тропического (экваториального) леса.
(Многоярусен; непроходим; в нём темно, влажно, душно; там царствует вечное лето, вечное равноденствие, деревья обвиты лианами, покрыты мхом.)
VI. Итог урока
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Стр.30 – 33, з.4
Использованная литература:
Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина "География материков и океанов 8 класс", М. "Просвещение" 2004 г.
Презентация на тему: Растительный мир тропических лесов Африки

Рекомендуем посмотреть:

Итоговое занятие по географии 8 класс Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Развитие литературы и искусства в XVIII веке Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Быт русских людей в XVIII веке Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Животные тропических лесов

Похожие статьи:

Конспект урока географии в 8 классе

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Викторины с ответами по географии для 7- 8 класса

КВН по географии для школьников 7-8 класса

Участник №3 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Быт русских людей в XVIII веке | Конспект урока географии для 8 класса коррекционной школы с презентацией. Животные тропических лесов Африки
Опубликовано: 506 дней назад (16 июля 2015)
Просмотров: 2783
+14
Голосов: 14
Татьяна Николаевна Сидорова # 16 июля 2015 в 18:33 0
Надежна Евгеньевна, спасибо за урок. Урок мне очень понравился. На уроке дается много дополнительной информации в доступной для детей форме. Предлагаются разнообразные задания, поэтому у детей будет меняться учебная деятельность на уроке, что очень хорошо. Представлено не традиционное закрепление пройденного на уроке материала. Очень хороший урок.
Татьяна Николаевна Сидорова # 16 июля 2015 в 20:49 0
Хочу проголосовать за данный урок. Примите голос №1
Елена Горбунова # 16 июля 2015 в 20:35 +1
Добрый вечер, Надежда Евгеньевна! Блиц-опрос, решение проблемных вопросов, физминутка и загадки по теме урока, Вы постарались сделать все для того, что бы дети были успешны на уроке, с интересом и желанием осваивали материал. Сама узнала много нового и интересного для себя. Примите голос №1.
Ольга Васильевна Яковлева # 16 июля 2015 в 21:31 +2
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. Очень интересный урок Вы предложили. Дети решали проблемные вопросы, получали новую, интересную информацию, добывали ее сами, отгадывали загадки, устанавливали причинно-следственные связи. Урок сопровождался яркими, красочными иллюстрациями. Дальнейших творческих успехов! голос
Алла Ивановна Ефимова # 16 июля 2015 в 22:38 +1
Доброй ночи, Надежда Евгеньевна! Интересная работа представлена, проиллюстрирована яркими фотографиями.Вы МОЛОДЕЦ. Столько интересных работ нам уже представили. Так держать. Примите голос и удачи.
Творческого лета.
Татьяна Александровна Толстикова # 16 июля 2015 в 22:54 +3
Надежда Евгеньевна, добрый вечер! С большим интересом познакомилась с Вашим уроком, узнала о необычных африканских фруктах. Мне нравится, что Вы на своих уроках всегда применяете разнообразные формы, меняете виды деятельности учащихся и никогда не повторяетесь, на каждом уроке какие-то новые моменты. Данный урок отличается своим закреплением материала с помощью загадок. Спасибо за интересный урок, успехов Вам! Голосую.
Надежда Павловна Панфилова # 17 июля 2015 в 04:17 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Ваш урок как и все предыдущие, даёт много интересной и познавательной информации, дополнен хорошим иллюстративным материалом. На уроке не заскучаешь, т.к. Вы применяете интересные формы и виды работы и держите внимание детей. Посталенные цели и задачи: формирование представления о растительном мире Африки, создать условия для мотивации к предмету- выполнили. Спасибо за труд и интересный урок. Желаю новых творческих идей. Примите голос. С уважением Н.П.
Наталья Александровна Ермакова # 25 июля 2015 в 12:47 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна!Ваши уроки географии, настоящие произведение педагогического мастерства! С жадностью и интересом читаешь каждую строчку материала, хотелось бы побывать на Вашем занятие. Детям очень повезло! Голосую с удовольствием, голос № 6
Наталья Константиновна Клочкова # 26 июля 2015 в 22:18 +1
Надежда Евгеньевна, Ваш конспект урока по географии очень интересен, насыщен разнообразными заданиями. Отличная наглядность, пошаговый разбор материала. Вы хороший учитель. Примите мой голос.
Розалия Винокурова # 27 июля 2015 в 07:35 +1
Надежда Евгеньевна, спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с вашим уроком географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Растительный мир тропических лесов Африки. Интересные задания, факты. Материал обязательно возьму в свою копилку. Отдаю свой голос и желаю успехов.
Вера Валерьевна Ляпина # 27 июля 2015 в 16:27 +1
Замечательный урок- получения новых знаний! Такие уроки не проходят даром- одна наглядность чего стоит!Чудесные загадки- разгадав которые дети закрепляют полученные сведения. ПРИМИТЕ ГОЛОС!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 27 июля 2015 в 17:30 +1
Добрый вечер, Надежда Евгеньевна! Благодарю за приглашение! Интересный яркий урок. Много наглядности, использованы загадки и стихи, задания на развитие познавательной активности учащихся. И повторение пройденного ранее, и погружение в новый материал, работа с картой и учебником, плюс презентация - все приёмы ведут к успешному обучению. Благодарю! Примите голос № 10. Удачи Вам и всего самого доброго!
Анастасия Викторовна Кузнецова # 27 июля 2015 в 19:04 +1
Добрый вечер!Ваша разработка урока мне понравилась!Чёткий и логически правильный ход урока,интересный факты,загадки,физкультминутка,повторение пройденного материала-всё включено.Голосую
Надежда Евгеньевна Скорых # 28 июля 2015 в 14:28 0
Благодарю Вас, коллеги за положительные отзывы и за оказанное внимание к материалу.
Светлана Александровна Шаравьева # 4 августа 2015 в 16:06 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Благодарю за приглашение на очередной прекрасный урок!Методически грамотно построен, в соответствии с современными требованиями. Повторение проходит в форме блиц-опроса, затем ученики сами определяют тему урока, изучение нового материала выстроено с использованием проблемно-диалогической технологии, закрепление представлено в виде загадок. Все различные виды учебной деятельности на уроке в сопровождении с замечательным иллюстрированным материалом и презентацией направлены на повышение мотивации у учащихся к изучению темы. Молодец! Примите мой голос.
Татьяна Григорьевна Борисова # 3 октября 2015 в 01:05 +1
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна! Спасибо за приглашение на интересный яркий урок. Много наглядности, использованы загадки, стихи, задания на развитие познавательной активности учащихся. И повторение пройденного ранее, и погружение в новый материал, работа с картой и учебником, плюс презентация - все приёмы ведут к успешному обучению. Урок методически составлен грамотно. Примите мой голос и пожелание удачи.
Людмила Ивановна Федорова # 5 октября 2015 в 02:07 +1
Очень хорошо и интересно раскрыт мир тропиков: стихи, загадки , наглядность, подробные сведения помогают узнавать много интересного,нового. Материал доступный для детей, ценный, достоин высокой оценки. Отмечаю Ваше педагогическое мастерство очередной раз. +
Надежда Евгеньевна Скорых # 17 ноября 2015 в 17:19 0
Уважаемые коллеги, огромное вам спасибо за доброжелательные отзывы!