Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по истории 8 класс. Преобразования Петра I

Конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида. Преобразования Петра I
Автор: Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, Ивановская область
Описание: данный урок разработан для 8 класса коррекционной школы VIII вида, материал дается на конкретной основе, задания адаптируются к возможностям учащихся, информация преподносится доступно и образно.
Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных школ VIII вида. Возможно, материал заинтересует всех, кому интересны петровские преобразования, которые являются самым ярким примером реформ, проводимых «сверху».
Цель: рассказать о важных преобразованиях в хозяйственной и государственной жизни России; отметить прогрессивную деятельность Петр I.
Задачи
Образовательные: познакомить с изменениями в системе государственного управления, территориального управления Российской империей; показать, что в результате проведения экономической, денежной и налоговой реформ государство укрепилось, возросла торговля и стала развиваться промышленность.
Коррекционно – развивающие: продолжить работу по развитию критического мышления, опираясь на методические приемы (самостоятельное изучение материала, составление логических цепочек); анализировать исторические факты.
Воспитательные: вызвать у учащихся, чувство уважения к личности Петра I; способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I Оргмомент.
Здравствуйте. Садитесь.
Вы пришли на урок истории. История – это наука о прошлом человечества. А еще я бы добавила, история – это наука для любопытных и любознательных.
Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

II Повторение пройденного материала
Фронтальная беседа:
- Почему, Петра I называют Великим?
- Чем Петр I отличался от других царей?
- Что умел делать Петр I?
(Ответы учащихся)
Вывод: Благодаря деятельности Петр I Россия стала великой державой, одной из самых могущественных в мире.
2. Викторина о Петре I
1. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)
2. Назовите родителей Петра I. (Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина)
3. Что было любимым занятием Петра в детстве? (Потешные игры)
4. Чем стал основанный Петром I город Санкт – Петербург? (Столицей)
5. Кого называют, «дедушкой русского флота»? (Петра I)
6. Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? («Табель о рангах», 1722 г.)
7. Сколько лет Санкт-Петербург был столицей Российской империи? (206 лет – с 1712 г. по 1918 г.)
8. Даты начала и окончания Северной войны? (1700–1721 гг.)
9. Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи)
10. В честь кого было дано название Санкт-Петербург? (Апостол Петр)
11. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии …? (Гвардии)
12. Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)
13. Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)
14. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)
15. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)
16. Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
Приняв титул императора, Петр I стал последовательно проводить преобразования в экономике страны и менять систему государственного управления. В проведении этих реформ он опирался на дворянское сословие.
Сделайте предположения о теме нашего урока. О чем будем говорить на уроке? (Ответы учащихся)
Тема урока: «Преобразования Петра I». Мы будем, говорит о важных преобразованиях в хозяйственной и государственной жизни России, узнаем о прогрессивной роли Петра I.
IV. Изучение нового материала.
Вы помните, что первым делом Петр упразднил Боярскую думу. Теперь ему не надо было советоваться со знатными боярами по государственным делам.
Что собой представляла система государственного управления при Петре I, давайте разбираться вместе.
Работа по учебнику стр. 135, схема «Система государственного управления при Петре I».
Определите, какой главный государственный орган, стал вместо Боярской думы? (Сенат)

В состав Сената входило всего 9 человек – сенаторов. Они назначались лично императором.
Чем занимались сенаторы, найдите ответ в учебнике на стр. 134. (Принимали законы, контролировали правосудие, сбор налогов, расход денег из казны).
Определите по схеме, что появилось вместо приказов. (Коллегии)
Названы они были так потому, что решения в них чиновниками принимались коллективно (коллегиально). Всего было 11 коллегий.
Чем управляли коллегии, найдите ответ в учебнике на стр. 134 (Иностранными делами, армией и флотом, промышленностью и торговлей)
Определите по схеме, какой государственный орган, занимался всеми делами о государственных преступлениях? (Тайная канцелярия)
Тайная канцелярия подчинялась лично императору.
Петр I упразднил и патриаршество. Управление Русской Православной Церковью было передано еще одной коллегии, назовите ее. (Святейший Синод)
Все члены Святейшего Синода назначались Петром I, а решения Синода им утверждались. От имени императора управлял им обер – прокурор. Его назначал император.
Церковь лишилась своей самостоятельности. Она превратилась в часть государственной системы управления, в государственное учреждение.
Чем занимались священники? Найдите ответ на стр. 134
(Просвещением крестьян и их детей, воспитывали у детей любовь к Богу и императору, читали им наставления, учили их молиться).
Стр. 136, схема «Система территориального управления Российской империи при Петре I».

Вся территория страны была поделена на 8 губерний.
Как вы, думаете, кто стоял во главе губернии? (Губернатор)
Губернаторов лично назначал император.
Определите по схеме, на что делились губернии? (Уезды)
Во главе уездов стояли воеводы.
Петр I провел также реформу городского управления.
Определите, какой орган занимался всеми городскими делами? (Городской магистрат)
Рассказ учителя:
Во время правления Петра I стали развиваться мануфактуры.

Мануфактурами назывались предприятия, где производилась промышленная продукция. Они производили оружие, ткани, металл, краску, посуду. Одни мануфактуры принадлежали государству, а другие – частным владельцам.
Как вы думаете, на каких мануфактурах работали – крепостные крестьяне, а на каких государственные крестьяне? (На государственных мануфактурах работали государственные крестьяне, на частных мануфактурах – крепостные крестьяне).
Были созданы и ремесленные цехи. Это были объединения ремесленников одной профессии.
Подумайте, и скажите, чем занимались ремесленники? (Делали украшения из золота и серебра, посуду, замки, ножи, мебель, одежду, обувь, свечи и мыло).
Все, что производилось на мануфактурах и в ремесленных цехах, продавалось на российских ярмарках или за границу.

Что же еще вывозили русские купцы за границу?
Задание: попробуйте восстановить предложение и прочитать его.
За границу русские купцы вывозили также с . л. , л . н, л . с, з .рн. . (Сало, лен, лес, зерно).
Петр I ограничивал ввоз в страну иностранных товаров. Иностранные купцы за ввоз товаров платили высокую пошлину. В Россию привозили из других стран в основном – украшения, кофе и табак.
Петр был против ввоза иностранных товаров потому, что в стране не хватало денег. Государственная казна была пуста. Если люди покупали товар у иностранных купцов, то купцы вывозили уплаченные им деньги за границу. Чтобы пополнить казну, Петр I провел денежную реформу и ввел новую систему сбора налогов.
Самостоятельное чтение стр.138 «Денежная и налоговая реформа»

Беседа по прочитанному тесту (учащиеся находят ответы на вопросы, зачитывают или излагают своими словами):
1. В каком году была проведена перепись населения? (1710 г)
2. Из каких металлов состояли деньги? (Сначала были медные деньги, затем в серебряные стали добавлять другие недрагоценные металлы).
3. Как назывался новый налог? (Подушная подать)
4. Кто платил налог? (Только мужчины – «мужские души»).
5. Как начисляли налоги? (Государственный крестьянин платил – 1 рубль 14 копеек, а крепостной – 74 копейки в год).
6. За счет этих реформ государственная казна пополнилась? (Да, даже увеличилась в три раза).
В результате проведения экономической, денежной и налоговой реформ государство укрепилось. Государственные реформы Петра I привели к созданию новой системы управления страной. Вся полнота власти сосредотачивалась в руках императора. Его власть стала неограниченной, абсолютной. Император ни перед кем не отчитывался, а управлял страной по своему усмотрению. Такая форма правления называется – абсолютизм.
V. Закрепление
Ввиду обширности и многоплановости содержания урока проверку знаний, можно провести в течение 5 – 7 минут.
Вопросы для опроса:
1. Какие реформы были приняты Петром I? (Реформы государственного управления, экономическая, денежная и налоговая).
2. Чем занимался, Сенат и коллегии? (Сенат занимался делами законодательства и управления, а коллегии – управляли иностранными делами, армией и флотом, промышленностью и торговлей).
3. Что предпринял Петр I для пополнения государственной казны? (Провел денежную и налоговую реформы).
VI. Итог урока.
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Стр. 134 - 138, прочитать текст учебника, дать ответы на 1, 2 вопросы. Составить рассказ о системе территориального деления Российского государства.
Использованная литература:
1. История России: учебник для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
2. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2004 г.
3. Брикнер А. Г. «История Петра Великого», Т. 2.

Рекомендуем посмотреть:

Коррекционно-развивающее занятие для 1-2 класса Конспект урока математики для 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме: Скорость. Время. Расст Конспект урока чтения в 7 классе коррекционной школы 8 вида Школьникам 8 класса коррекционной школы о быте русских дворян в XVIII веке

Похожие статьи:

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Кроссворд с ответами по истории для 8 класса. Россия в первой четверти XIX века

Интересные факты и занимательные истории для школьников 7-8 класса

Школьникам 8 класса коррекционной школы о быте русских дворян в XVIII веке | Конспект урока истории 8 класс. Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова
Опубликовано: 3220 дней назад (27 июня 2015)
Просмотров: 15980
+8
Голосов: 8
Вера Александровна Орехова # 27 июня 2015 в 15:29 +2
Надежда Евгеньевна, с удовольствием и интересом познакомилась с Вашей новой публикацией.
Очень интересный, полезный и познавательный материал.
Вы знакомите детей с прогрессивной деятельностью Петра 1, с важными преобразованиями в хозяйственной и государственной жизни России.
Материал оформлен методически грамотно, поставленные цели и задачи выполнены.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Елена Горбунова # 27 июня 2015 в 16:16 +2
Надежда Евгеньевна, добрый вечер! Замечательная серия уроков про великого реформатора России - Петра I. Материал объемный, детям доступный, с замечательной подборкой иллюстраций. Голосую. Желаю удачи!
Татьяна Александровна Толстикова # 27 июня 2015 в 21:37 +2
Надежда Евгеньевна, добрый вечер! С большим интересом поприсутствовала на вашем уроке. К сожалению, многие детали с годами забываются, и очень полезно ещё раз прочитать и вспомнить про одну из интереснейших эпох российской истории. Да и само построение урока мне очень понравилось, применение различных форм и методов делают его живым и запоминающимся. Спасибо! Примите мой голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 29 июня 2015 в 15:42 +2
Здравствуйте, Надежда Евгеньевна. С удовольствием и интересом познакомилась с Вашей новой публикацией, поприсутствовала на уроке истории "Преобразования Петра 1". Интересный, полезный и познавательный материал. Вы знакомите детей с прогрессивной деятельностью Петра 1, с важными преобразованиями в хозяйственной и государственной жизни России. Цель и задачи урока достигнуты. Публикация прекрасно оформлена фотографиями. Дальнейших творческих успехов! голос
Ермакова Наталья Александровна # 13 июля 2015 в 22:58 +1
Добрый вечер,Надежда Евгеньевна! Ваши уроки истории всегда интересны, а тема Петра Великого одна из моих любимых. Материал очень интересный и прекрасно оформлен, думаю многим коллегам пригодится в работе. С удовольствием голосую!