Конкурсы для педагогов и детей

Разработка урока литературы, 7 класс. История создания романа Пушкина "Дубровский"

Разработка урока литературы в 7 классе.
Автор: Соколова Надежда Фёдоровна – учитель русского языка и литературы МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области.

Тема урока: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Сюжет, композиция, герои романа.
Цель урока: познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев.
Задачи урока:
. Развивающая – развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
. Обучающая – развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
. Воспитывающая – воспитание любви и уважения к творчеству
А. С. Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию.
воспитания нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
. Оборудование урока – слайд – презентация, тексты произведения.
. Методические приемы – рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста.
. Эпиграфы к уроку:
« Пушкин … унес с собою … великую тайну.
И вот теперь без него мы эту тайну разгадываем».
Ф. М. Достоевский.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя. (Слайды 1 -7).
3. Обсуждение вступительной статьи к роману «Дубровский». ( стр. 77-78 учебника)
- Как появилась идея написать роман ?
- На каком основании сделан вывод о том, что роман не завершен Пушкиным?
- Какова была дальнейшая судьба Дубровского, судя по планам Пушкина?
Комментарии учителя:
Образ Дубровского ( в черновиках: Андрей Зубровский, Островский) имел несколько прототипов. Характерность истории,
рассказанной Пушкину Нащокиным, для русской жизни 30-х годов
Х1Х в. подтверждалась болдинскими и псковскими впечатлениями Пушкина. ( Слайд 5)
Пушкин знал о деле нижегородского помещика ( фамилия та же, что у героя), у которого в 1802г. Незаконно было отнято имение его родственника. И.Л. Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила писателю включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах – решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова. Пылкий
нрав, честолюбие толкают Дубровского на поступки, которые превращаются в преступление. Для Пушкина интересна судьба русского дворянина, который стал жертвой несправедливости.
Роман « Дубровский» при жизни Пушкина не был опубликован. Издатели дали рукописи название по имени главного героя. В литературоведении до сих пор не умолкает спор о жанре произведения, его завершенности, причинах отказа Пушкина его печатать, но выяснена реальная основа романа.
Действие романа происходит в 1820-е годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует. Внимательно прочитав роман, мы увидим, что он не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени.
4. Характеристика романа. Элементы композиции.
- Где происходит действие первой главы? Прочитайте описание Кистеневки и Покровского. Как это описание помогает понять
Имущественное положение героев романа?
= Обратите внимание на замечание автора о Троекурове и Андрее Дубровском: « Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах и наклонностях. В некоторых отношениях и судьба
их была одинакова». Обоснуйте мысль автора, сопоставляя известное о героях. (Слайды 8-9)
(Судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь).
- Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, где находилось имение»?
( Значит Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится).
- Что давало ему такую власть?
(« богатство, знатный род и связи.»
- Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками и чиновниками? Чем это объяснить? Каких людей подбирал Троекуров для исполнения своих прихотей?
(Соседи-помещики и чиновники относились к Троекурову льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».
Для автора важно показать, что богатство не делает людей
Лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит других людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких, бесчестных людей. К таким можно отнести Спицына, который дал показания на суде в пользу Троекурова, Шабашкина, с помощью которого
было отнято у Дубровских имение.)
-Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время?
(Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина,не
знающего ни в чем отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при « довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые- он по существу издевался над ними).( Слайд 10. « Дефорж в клетке с медведем»).
- Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал Дубровского?
(« будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. Андрей Гаврилович Дубровский, как и Троекуров, был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал свое мнение»; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником»- все это вызывало уважение Троекурова.)
- Как во время ссоры проявились характеры героев?
(Для ответа на этот вопрос можно зачитать эпизод « На псарне» и проследить, как автор оценивает внутреннее состояние героев.)(Слайд 11. « На псарне»).
-Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского? Хотел ли
Троекуров обидеть своего приятеля?
Выделим глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова. (« Велел тотчас догнать и воротить непременно»,
«вторично послал» за соседом. Получив письмо оскорбленного
Дубровского: « Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», а потом «разбранил гостей», нарочно
поехал полями Дубровского», «без него скучал». Обидеть Дубровского Троекуров не хотел.)
- Что чувствовал Дубровский, покинув Покровское?
( Оскорбленный Дубровский уехал домой и потребовал письменного извинения, на что имел полное право. Он возмущен тем, что Троекуров посмеялся над ним, поддержав дерзкую шутку своего холопа, что он не уважает в нем « старинного русского дворянина» и не внушает этого своим крепостным.)
-Какое обстоятельство сделало примирение невозможным?
( Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова-
«известных разбойников». Троекуров « вышел из себя», « хотел
было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.)
-Обратим внимание на иронический тон автора, каким он пишет о «войне» между соседями.
- Какой способ мести избирает Троекуров?
(Троекуров выбрал самый подлый способ мести- он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: « В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причем сделать это под видом законности, чужими руками.)
- Мог ли Дубровский догадываться о черных замыслах Троекурова?
(Андрей Гаврилович даже не мог представить размеров опасности, которая его подстерегает. Человек честный и прямой, он и не предполагал, что может стать «жертвой ябеды».)
- Охарактеризуйте заседателя Шабашкина. ( Слайд 12. «Шабашкин и Троекуров».)
(Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: « отвешивает поклон за поклоном», « с благоговением
Ожидая» приказаний Троекурова, «поклонился до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.)
- Как Троекуров обращается с Шабашкиным?
( С пренебрежением- он знает, что ему подчиняются все, в том числе и законники»: « Как бишь тебя зовут? Зачем ты пожаловал, выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на « ты».)
-Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?
(« Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, устрашая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы». Шабашкин понимает, « что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного
Нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».)
- Что Чувствует Дубровский, получив письмо из суда?
(Дубровский «изумлен», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность.)
Останавливаем внимание на завершении первой главы сценой встречи Троекурова и Дубровского по дороге в город, в суд: бывшие товарищи стали «противниками».
- Как раскрываются характеры героев в сцене суда? ( Слайд 13. « Сцена в уездном суде»)
( В этой сцене подчеркнуто безразличное отношение к А.Г. Дубровскому. Поручик Дубровский « стоя прислонился к стенке».
Троекуров ведет себя надменно и самоуверенно. Он встречен « с изъявлениями глубокого подобострастия». « Писаря встали и заложили перья за ухо… придвинули ему кресла из уважения к его чину…». Старик Дубровский совершающейся на его глазах несправедливостью.)
- Какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение?
(Конечно же, богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его
гордость, растоптать человеческое достоинство.)
- Как ведут себя представители власти- судьи?
(«Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», « Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.)
- Как вели себя истец и ответчик?
( « Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда свое удовольствие». « Дубровский стал неподвижен, потупя голову».)
- Как повлияло решение суда на Дубровского- отца?
( Неожиданное решение нанесло страшный удар старому Дубровскому, лишив его дома, земли, имущества. Он помешался и впал в совершенное детство. Преступное решение суда привело Дубровского к сумасшествию.)
- Каким должно быть настроение выигравшего процесс Троекурова? Почему решение суда не доставило ему радости?
( Троекуров должен бы радоваться своему успеху на суде, но внезапное помешательство Дубровского « сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашел слишком далеко, В нем говорила совесть.)
- Зачем Троекурову был суд? Какую цель он преследовал?
(Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка не нужна была ему, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он Желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести своего противника до сумасшествия он, конечно ,не хотел.)
-Как изменился старый Дубровский со времени суда?
( « Здоровье было плохо», « силы ослабевали», « был не в состоянии
Думать о своих делах, о хозяйственных распоряжениях».)
5.Вывод:
Ребята, какой итог можно подвести в конце нашей беседы?
( Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях.)
5. Домашнее задание. Подготовить характеристику Владимира Дубровского по плану. ( Слайд 14, план раздаётся учащимся на листочках).
1.Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?
2.Каковы отношения отца и сына Дубровских?
3.Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
4.Как встретил Владимира родной дом?
5. Что побудило Кириллу Петровича предпринять попытку помириться с Дубровским? Подкрепите ответ текстом.
6.Почему не состоялось перемирие друзей?
7.Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? 8.Как сами Дубровские относятся к своим крепостным?
Презентация на тему: История создания романа Пушкина "Дубровский"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 7 классе. Деепричастие
Опубликовано: 397 дней назад (5 ноября 2015)
Просмотров: 3632
+1
Голосов: 1
Татьяна Петровна Хомутова # 6 ноября 2015 в 09:30 +2
Разработка первого урока по изучению романа "Дубровский" "ладно скроена и крепко сшита". Она насыщена фактами по истории создания произведения и включает очень подробную (я бы даже отметила, что слишком подробную) беседу по первичному восприятию содержания. Урок по этой разработке получится, на мой взгляд, без претензий на оригинальность, но зато позволит узнать, насколько учащимися понята одна из главных сюжетных линий романа. Спасибо, Надежда Федоровна, за труд и желание поделиться опытом!
Надежда Фёдоровна Соколова # 6 ноября 2015 в 15:36 0
Добрый день, Татьяна Петровна!!! Коллега,спасибо Вам за такой подробный комментарий к моему уроку и высокую оценку. Творческих Вам успехов )))
Гульзада Джетпыспаевна Акылбекова # 7 ноября 2015 в 06:59 +1
План урока литературы соответствует методике. Видимо было дано предварительное задание прочитать вступительную статью и само литературное произведение, так как учащиеся дают полную характеристику главным героям, дают оценку поступкам героев. Методические приемы, подобранные учителем, способствуют активизации мыслительной и речевой деятельности, развивают умение видеть положительные и отрицательные качества героев произведения, что играет немаловажную роль в воспитании нравственных качеств учащихся.
Надежда Фёдоровна Соколова # 7 ноября 2015 в 16:49 0
Добрый день, Гульзада Джетпыспаевна! Спасибо огромное Вам за комментарий моего урока))) Да, действительно, обучающимся я дала задание заранее прочитать роман и вступительную статью к нему. Поэтому на уроке мы с ними работали по тексту: анализируя его, зачитывая фрагменты, сопоставляя героев произведения, высказывая свои мнения.Урок сопровождался презентацией, на слайдах которой были портреты литературных героев, вид Кистенёвки и Покровского, сюжетные картинки:"Сцена в уездном суде","Троекуров и заседатель Шабашкин", "Дефорж в клетке с медведем", "На псарне".
Светлана Александровна Котвицкая # 8 ноября 2015 в 18:24 +1
Здравствуйте. Урок получился содержательный, насыщенный. Ребята не просто отвечают на вопросы, а учатся выражать свои мысли, работать по тексту. Очень интересная презентация. Все слайды подобраны к теме урока. Замечательно. Творческих идей Вам!
Надежда Фёдоровна Соколова # 8 ноября 2015 в 20:35 0
Добрый вечер, Светлана Александровна! Спасибо Вам огромное за комментарий и пожелание творческих идей! Вам тоже творческих успехов и талантливых учеников!!!
Надежда Фёдоровна Соколова # 8 ноября 2015 в 20:36 0
Добрый вечер, Светлана Александровна! Спасибо Вам огромное за комментарий и пожелание творческих идей! Вам тоже творческих успехов и талантливых учеников!!!