Конкурсы для педагогов и детей

Газета для родителей в детском саду на тему: ЗОЖ

Авторская мини-газета "Здоровье детей".
Автор: Кузнецова Надежда Геннадьевна, воспитатель
Описание работы: представленные номера мини-газеты «Здоровье детей» будет полезна воспитателям ДОУ, родителям воспитанников.
Выпускается мини-газета для родителей воспитанников как средство повышения уровня знаний в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Периодичность выпуска газеты воспитатель может выбрать сам. Тираж мини-газеты будет зависеть от количества семей.
Цель: поиск новых форм работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1. объединение усилий в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей;
2. повышение уровня знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;
3. формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
Темы мини – газет:
1. Чтоб улыбка сияла. Мама первый стоматолог.
2. ПОМНИТЕ - здоровье начинается со стопы!
3. Компьютер и здоровье.
4. Семь родительских заблуждений о морозной погоде.
5. Фитотерапия.
6. Правила закаливания…
Мини газета. «Здоровье детей»
Выпуск №1. Чтоб улыбка сияла. Мама первый стоматолог.
Объяснить ребенку, почему и как надо чистить зубы, совсем непросто. Ведь даже многие взрослые относятся к этой части ежедневного туалета весьма легкомысленно. Есть в ванной комнате у зеркала стаканчик, стоит в нем зубная щетка, дважды в день, если, конечно, успею и не забуду, я машинально повожу ею по зубам; если она совсем разлохматиться, - вздохну и куплю новую, никому другому не дам – вещь все-таки интимная. Ну, еще иногда пожую жвачку без сахара – освежу дыхание. Вроде бы все. А ведь на самом деле это далеко не все. Уход за полостью рта - процесс сложный и постоянный.
Когда ребенок рождается, у него в деснах уже есть зубы. В возрасте 6-7 месяцев первые молочные зубки начинают прорезываться. Именно с этого времени забота о них становится неотъемлемой частью жизни маленького человека. Пока это делает за него мама - стерильный бинтик на ее мизинце или на специальной пластиковой палочке снимает налет, уже появившийся на зубках малыша. В возрасте 2-3 лет ребенок начинает учиться чистить зубы. Конечно, только в присутствии родителей и с их помощью. Стоматологи рекомендуют пользоваться специальной детской щеткой, достаточно маленькой, чтобы можно было добраться каждого зуба. Детская зубная щетка должна иметь нейлоновые щетинки средней мягкости и с закругленными концами. На влажную зубную щетку выдавливают небольшое количество пасты – с горошинку. Помогите вашему малышу научиться правильно чистить зубы. Приложите щетку к основанию зуба и продольными движениями старайтесь снять налет от края десны и между зубами. Покажите, что движения должны быть мелкими, а нажатия легкими. Не давайте ребенку грызть щетку, - к сожалению, многим это занятие нравится гораздо больше, чем чистка.
Привычка – вторая натура.
Как только ваш ребенок научится правильно чистить зубы, постарайтесь сделать так, чтобы это вошло у него в привычку. Для этого недостаточно сказать: так надо! Ваш малыш как раз входит в возраст «почемучки» - он любопытен, он ищет объяснений всего происходящего на свете. Поэтому наберитесь терпения и расскажите ему то, что вы знаете о зубах: как они растут, как выглядит здоровый зуб и как больной, что бывает с зубами, если за ними не ухаживать и почему это бывает. Объясните, что на зубах постоянно образуется зубной налет - мягкий, липкий, почти невидимый слой. Показать его несложно. Попросите детей вымыть руки. Затем предложите им ногтем осторожно провести по поверхности зуба сверху вниз. Объясните: белое вещество на когте и есть зубной налет; если мы не будем заботиться о наши зубах, бактерии которые живут в этом самом налете, начнут разрушать зуб. Это и будет очень неприятное заболевание – кариес. Для большей наглядности, чтобы показать юному Фоме неверующему, как именно разрушаются зубы, за которыми не ухаживают, можно решиться на эксперимент: положив по кусочку разных продуктов – яблоко, хлеб, картофель – в прозрачный полиэтиленовый пакет и плотно его закрыть. Несколько дней ребенок будет своими глазами видеть, что процесс порчи отвратителен, а потом придет пора пакет выкинуть, конечно, не открывая.
Какие вопросы еще интересуют детей?
Сколько раз в день нужно чистить зубы?
Правильный ответ: зубы надо чистить два раза в день. Желательно после приема пищи. Пусть помимо зубной пасты в расположении ваших детей будут специальная зубная нить, которую можно купить в аптеке, чтобы чистить промежутки между зубами, и жидкость для полоскания рта после чистки зубов – обязательно убедитесь в том, что на ней есть пометка «детская».
Очень часто слышишь и такой вопрос, задают его и дети, и родители: какая зубная паста лучше? Импортная или отечественная? Главное требование, предъявляемое к зубной пасте, - необходимое содержание в ней фтора. Фтористое соединение укрепит эмаль зуба и будет способствовать постепенному восстановлению известкового слоя. Так что, как ни жаль, но пока, по результатам исследований, импортные пасты выгодно отличаются по качеству. С точки зрения профилактики они на порядок выше отечественных.
Чему еще необходимо научиться? Всего лишь двум вещам: разумно питаться и не бояться зубного врача. Количество, качество, разнообразие продуктов, своевременность и регулярность приема пищи решающим образом влияют на здоровье зубов, а самым страшным, но на вид таким безобидным врагом наших зубов является сахар. С одной стороны, сахар – это самое дешевый углевод, доступный всем. Он необходим организму, но при неправильном его потреблении сахар становится основной причиной кариеса. Ток что же делать? Не исключать, конечно, сахар из нашего рациона вообще. Это и тяжело, и неправильно. Просто запомните сами и постарайтесь объяснить своим маленьким сластенам: самый большой вред зубам наносит беспорядочное употребление пирожных, печенья, сладких напитков, конфет. Старайтесь не давать сладкого вашему ребенку между основными приемами пищи. Лучше пусть он съест пирожное после обеда или выпьет колу(одна ее банка равна семи чайным ложкам сахара), а потом сразу же прополощет рот… Знайте, что пакетик конфет, съедаемых в течении дня, наносит зубам больше вреда, чем все конфеты, съеденные за один прием. Запомните, какие продукты являются вредными для зубов, а какие – нет, и старайтесь, чтобы в рацион ребенка они водили хотя бы в равных пропорциях. Итак, особенно портят наши зубы: липкие конфеты(ириски), изделия из муки мелкого помола (печенье, пирожное, торты, пирожки), консервированные продукты(компоты, сиропы), а также сладкие шипучие напитки и нектары. А еще, как ни обидно, в этот список входят и наши любимые бананы. Однако не менее длителен и перечень полезных, безопасных для зубов продуктов: сырые фрукты и овощи, орехи и семена, любая рыба, маложирные сыры, натуральные соки и йогурты, частично обезжиренное молоко, чай.
Зачем идти к врачу?
Итак, если вы учли все рекомендации, если у вашего ребенка красивые белые зубы, если на зубную боль он еще не жалуется, то вздыхайте с облегчением и, оберегая себя и малыша от лишних переживаний, решайте к стоматологу не идти. Однако, неплохо запомнить: все ранние стадии заболевания полости рта проходят практически безболезненно. Обнаружить их может только стоматолог. Поэтому и посещать зубной кабинет для профилактического осмотра надо регулярно – не реже двух раз в год. Именно он вас зависит, будет ли дверь этого кабинета внушать вашему ребенку панический ужас или нет.
Не надо вести его туда обманом – будто собрались в магазин или к бабушке: ребенок не простит этого и станет недоверчивым. Не пытайтесь применять шантаж: дашь доктору поставить тебе пломбу, тогда получишь десять рублей. Не взывайте к силе воли: ты же мужественный мальчик, потерпи, я еще не такое терпела, пока тебя рожала. Во всех этих случаях доктор со всеми его пыточными инструментами предстанет неким чудовищем, в лапы которого добровольно, или обманом, или за плату должен попасть беззащитный малыш. Лучше попробуйте рассказать ему, как отважный зубной врач день и ночь готов сражаться за его зубки, как помогают ему в этом все его знания, как почетно быть хорошим зубным врачом. Кстати, о хороших врачах: человек в белом халате, которому вы доверяете своего малыша, должен быть не только отличным специалистом. Ни на минуту он не имеет права забыть, что перед ним сидит маленький напуганный человечек, что страх мучает его гораздо больше, чем зубная боль. Умение вовремя дать крохотному пациенту поиграть в зеркальце или щипчики, разрешить закрыть рот на пять минут и передохнуть – вот что необходимо. А если у зубоврачебного кресла стоит не человек, а бездушная машина, не лучше ли заглянуть в соседний кабинет?
И помните: все ваши усилия не окажутся напрасными ведь очень скоро ваши дети подрастут, начнут все настойчивее и придирчивей смотреться в зеркало, и хорошо, если собственная улыбка не заставит их броситься к дорогостоящим специалистам и предъявить вам справедливые претензии: где же вы были? Почему не помогли, не заметили? В общем, берегите зубы смолоду.
Ю.Трутнева («Дочки - матери». 2000№9).

Кое- что о зубной щетке.
Такая привычная с детства и простая вещь – зубная щетка.
Но и она умеет быть коварной. Не уделите ей должного внимания – и она отомстит вам целым букетом болезней.
Щетка – предмет сугубо индивидуальный. Мало того, что микрофлора полости рта у всех разная, она к тому же у кого-то может оказаться инфицированной (например, больной зуб). Кариес через щетку не передается, вероятность же позаимствовать пародонтоз, бактериоз и венерические болезни есть всегда.
Разнообразие щеток и фирм, их выпускающих, сегодня так велико, что посоветовать, какую именно надо покупать, трудно. Но есть некоторые общие правила.
Предпочтение надо отдавать щеткам не с натуральной, а искусственной щетиной. Она и портится меньше, и микробы с нее смываются проще. К тому же искусственные волокна жестче и лучше вычищают пространство между зубами.
Желательно, чтобы на щетке был индикатор изнашиваемости, то есть цветная полоса на щетине. Как только она «смылась» (через два – четыре месяца), щетку пора заменить. Если индикатора нет, знайте: в среднем щетка служит около трех месяцев. Когда щетина теряет жесткость и упругость, чистка зубов становится бесполезным занятием.
Купив новую щетку надо вымыть ее горячей водой с мылом. Обдавать кипятком не рекомендуется: можно испортить щетину, расплавить пластмассу. После каждой чистки зубов основательно прополаскивайте щетку также горячей водой, удаляя все остатки пасты между щетинками. Микробы, обитающие на зубах, легко смываются водопроводной водой
Хранить этот важный предмет личной гигиены надо в открытом виде в чистом стакане щетиной вниз, чтобы с нее стекала влага. Через какое – то время щетку переворачивают – она должна полностью высохнуть на воздухе. Если вы того не делаете. Лучше сразу ставить ее на ножку. И не забывайте периодически выливать из стакана воду и споласкивать его. Стаканчик у каждого члена семьи должен быть свой. Можно использовать и специальные держатели с несколькими отверстиями, в которых щетки находятся достаточно далеко одна от другой.
Не рекомендуется оставлять щетку в мыльном или любом другом жидком растворе, да и просто в воде, где создаются прекрасные условия для «тепличной» жизни микробов и бактерий. Не храните и в футляре, где она будет преть и портиться. Он нужен только для поездок.

Е.Соколова, врач стоматолог («Здоровье». 2000. №6)
Мини-газета «Здоровье детей».
Выпуск 2. «ПОМНИТЕ - здоровье начинается со стопы!».
Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется все многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто – в 20 – 40 % случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является нерациональная сменная обувь.
Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят, начиная с пятилетнего возраста.
Повторим, что наиболее часто встречающаяся деформация стопы у дошкольников связана с нарушением ее рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей.
Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести е его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы - справа или слева – приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.
Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно – сосудистой, дыхательной и т. д.).
Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы начиная уже с раннего возраста.
Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребенка в детском саду, влияют на свод стопы? Их делят на две группы: внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы ).
В этой статье речь пойдет о профилактической сменной обуви, способствующей предупреждению деформации стопы. Какой же должна быть обувь для дошкольника?
Первое. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потертости, мозоли.
Второе. Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25 º.
Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы их ослаблению и более быстрому утомлению.
Слишком мягкая подошва ( например в чешках) также недопустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жесткому грунту, асфальту или полу.
Третье. Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной - это приводит к снижению поперечного свода и формированию поперечного плоскостопия.
Итак, высота каблука не должна превышать 5 -10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчает удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви.
Четвертое. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию (плоско-вальгусные стопы).
Пятое. Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев.
Шестое. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц, снижению свода и деформации пальцев.
Седьмое. Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви. Перегрев стопы с формированием в последующем плоскостопия.
Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью); иметь достаточно гибкую (но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10мм, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы. Конструкция обуви должна обеспечивать достаточный уровень воздухообмена.
Собирая ребенка в детский сад, особое внимание необходимо обратить на сменную обувь с точки зрения ее соответствия требованиям профилактической обуви.
Нарушение гигиенических требований к обуви является использование летних туфель без фиксированного задника с открытой носочной частью, домашних тапочек с мягким задником без крепления (ремешка) для достаточной фиксации стопы, а также использование старой, изношенной, порой не соответствующей размеру и форме стопы обуви длительное пребывание в которой может принести непоправимый вред здоровью ребенка.
Дошкольное воспитание №8 2005г.
П. Храмцов, доктор медицинских наук,
Е. Сотникова, доктор медицинских наук, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН
Мини-газета «Здоровье детей».
Выпуск 3. «Компьютер и здоровье»
Мы живём в XXI веке, и раз уж нам никуда не деться от научно-технического прогресса, давайте поговорим о влиянии современной техники на здоровье человека, а особенно на организм ребёнка. Многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего в стрелялки малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей. Отчасти это правда, и нам необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы компьютерные игры отныне приносили к нам в дом только положительные эмоции.
Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:
Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.
Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Излучение
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: «Не слишком ли много «но»? Запретить – и всё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит, сколько хочет, а сейчас – нечего делать!» Позволю вам напомнить, уважаемые оппоненты, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось. Ещё профессор Преображенский, герой замечательной книги Булгакова «Собачье сердце», говорил: «На человека можно воздействовать только внушением». Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье вашего малыша и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.
Итак, семь основных правил при работе малыша за компьютером
(которые также необходимо соблюдать и взрослым):
• При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
• Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).
• Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.
• Соблюдать правильную рабочую позу.
• Не работать на компьютере в темноте.
• Следить за содержательной стороной игр и программ.
• После занятий умыться прохладной водой.
«Компьютер – только для игр и развлечений»
Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе. Но прежде чем мы поговорим о подготовке детей к школе с помощью компьютера, разрешите мне провести небольшой экскурс и рассказать вам о том, где впервые начали применять компьютерные технологии в дошкольном образовании.
Первыми исследователями в области применения компьютера в работе с дошкольниками были американские учёные Массачусетского технологического института. В 1971 году группа новаторов во главе с Сеймуром Пейпертом разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей. С одобрения Министерства образования США и внушительном финансировании, в 80-х годах XX века объём этих исследований значительно расширился.
В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в работе с дошкольниками в Советском Союзе (1986 год) связан с д/с №37 города Шауляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс, где дошколята занимались два раза в неделю по 10 – 15 минут. Специально для них были разработаны учебные программы, направленные на подготовку к школе: освоение и закрепление знаний по математике и обучение грамоте. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.
Проблема подготовки ребёнка к школе с помощью компьютера обсуждалась и на Первом Всесоюзном семинаре «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания» (Москва, 1989 год), а также на других Всесоюзных конференциях и форумах, что позволило впоследствии перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах в Росси и СНГ.
Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.
Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.
Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.
И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.
Подводя итоги, хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.
Мини-газета «Здоровье детей».
Выпуск 4. «Семь родительских заблуждений о морозной погоде»
Семь родительских заблуждений о морозной погоде.
1 . Многие считают, что ребенка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Особенно опасно слишком тепло одевать детей, уже умеющих ходить. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.
2. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна быть плотно прилегать к телу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободно, но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги – шерстяные носки и теплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.
3. Многие считают: если малышу холодно, он обязательно даст об этом знать. Ребенок до 2-3 лет еще не может сказать «Мне холодно», не умеет стучать зубами и дрожать. Жировая прослойка под кожей у него еще очень мала, и система терморегуляции сформировалась не до конца. Единственной реакцией сильно замерзшего малыша станут бледность и непреодолимое желание спать. Имейте в виду: момент, когда тело ребенка расслабляется, сигнал опасности! Не радует и «умилительная» зимняя картинка – спящий в санках ребенок. Ведь он не движется – он отдан в неласковые руки мороза.
4. Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. На тот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Для младенца, которому всего несколько дней от роду, прогулки должны быть ограничены, особенно в сильные морозы (ниже 10 градусов). Но если ребенку исполнился месяц, смелее гуляйте подольше – несколько часов. Максимально допустимая температура для прогулок с малышом первого года жизни – 15 градусов; а опасные «спутники» зимнего воздуха высокая влажность и ветер. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой – особенно дает тепло пища, богатая углеводами и жирами. Поэтому лучше выйти погулять сразу после еды.
5. Многие считают – беда, если у ребенка замерзнут уши. В сильный мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков, шапок-ушанок, шапок – шлемов. Однако если у ребенка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они.
Анатомическое строение детского уха таково, что просвет евстахиевых труб гораздо шире, чем у взрослого. Даже при легком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из – за этого возникают отиты, а не из – за того, что «застудили» уши. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла. А уши надо закалять с самого рождения – не надевать слишком плотно прилегающие многочисленные платочки и шапочки.
6. Многие считают: раз ребенок замерз, нужно как можно быстрее согреть его. Это и верно, и неверно. Согреть нужно, но не в «пожарном порядке». Например, если положить замерзшие пальчики ребенка на батарею центрального отопления или подставить их под струю горячей воды – беды не миновать. Резкий контраст температур может вызвать сильную боль в переохлажденном участке тела или, хуже того, нарушение работы сердца! Чтобы согреть малыша, прежде всего, переоденьте его в теплое сухое белье, положите в кровать и укройте одеялом. Обычной комнатной температуры вполне достаточно. Если ребенок озяб, можно предложить ему негорячую ванну – пусть поплавает, порезвиться.
7. Многие считают, что простуженный ребенок не должен гулять. Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Держать больного ребенка неделями в квартире – не лучший выход. Наверное, вы замечали, что на свежем воздухе даже насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего, если будет и морозец. Следите, чтобы ребенок не дышал ртом, чтобы его не продуло ветором и он не вспотел. Не позволяйте ему много двигаться: ни к чему пока беготня или катание с горки. Гуляйте «за ручку» - чинно и благородно, как говорили в старину.
(Журнал «Здоровье». 1998.№12).
Мини-газета «Здоровье детей».
Выпуск 5. Фитотерапия.
Фитотерапия - одна из самых древних медицинских наук. В переводе с греческого она означает лечение травами.
Фитотерапия благотворно влияет на работу всего организма, оказывая общеукрепляющее и иммуномодулирующие воздействие. Фитотерапия высокоэффективна, безвредна, практически не имеет противопоказаний. С помощью лекарственных трав сама природа по матерински нежно, мягко, максимально щадящее воздействует на больного. В организм человека при этом поступает целый комплекс родственных ему биологически активных соединений, которые легко проникают в ткани и действуют на уровне внутриклеточного обмена.
Нельзя сказать, что растительные препараты полностью заменят синтетические лекарства, но фитотерапия имеет ряд преимуществ перед другими методами лечения. Они обладают более мягким действием, менее токсичны и не вызывают привыкания.
Растение как природный фактор здоровья имеют ярко выраженный медицинский аспект. Ценность его изучения заключается в том, что на территории региона произрастает достаточное количество видов растений, имеющих оздоровительное и лечебное значение.
Греческий врач Диоскорид в своем сочинении «О лекарственных средствах» описал более 500 видов лекарственных растений.
На Руси лекарственные растения успешно применялись с древнейших времен. Вначале лечения лекарственными травами занимались служители языческого культа, затем церковные служители, а несколько позже и медицинские работники. Постепенно стали появляться первые «Травники» описывающие лекарственные растения. Они были основаны на занятиях народной медицины. В России «аптекарские огороды» были созданы в 17 в. И в начале 18 столетия. Из них сохранился созданный в Москве 1706г. по указу Петра 1 аптекарский огород, преобразованный в 1805г. в Ботанический сад.
Средствам народной медицины уделяли в свое время серьезное внимание ученые – врачи, военачальники, государственные деятели. Так как, А.В.Суворов, выдающийся русский полководец, в своей книге «Наука побеждать» писал «Немецкие лекарствица из далека, тухлые, сплошь бессильные и вредные. Русский солдат к ним не привык. У вас есть в артелях корешки, травушки-муравушки… Солдатское слабительное ревень и корень коневого щавелю». Высказывания и приказы Суворова не утратили актуальности и в современных условиях. Некоторые специалисты правильное и разумное использование растений при различных заболеваниях относятся к одному из признаков здорового образа жизни.
Применение натуральных растительных средств в лечебных и биоэнергетических целях показало, что действенность и безвредность фитопрепаратов превосходит современные искусственные медицинские препараты и лекарства. Уникальные целебные свойства растений проверены веками. Естественные оздоровительные средства не токсичны, в большинстве своем не обладают побочными эффектами, не разрушают гармонию и слаженность работы органов и систем человека, стимулирует процесс саморегуляции.
Растения это природно-климатический фактор здоровья, проявляющийся в экологическом, гигиеническом, медицинском, культурологическом аспектах.
Лечебных растений науке известно много, но лишь одно шестая часть их используется на практике. При этом важно знать особенности этих растений, научиться оптимально, использовать их целебные свойства, знать сроки их сбора и особенности заготовления и применения.
Лекарственные растения или лекарственные травы эффективны только при правильном применении. Огромное значение имеет качество лекарственных трав, место сбора, нахождение рядом трасс железных и автодорог, промышленных и иных предприятий линий электропередач, жилых комплексов. ПОМНИТЕ! Травы – это лекарства. Их следует применять только по назначению или после консультации с врачем.
Для оздоровления детей, часто болеющих ОРЗ, наряду с общими оздоровительными процедурами рекомендуют фитотерапию: коктейли лечебных трав (корень валерианы, мяты, пустырника, шалфея и зверобоя) из расчета 1 чайная ложка травы на 0,5 литра воды. Детям аллергическими проявлениями к этому составу добавляется череда, а детям с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта – ромашка. Для полоскания полости рта рекомендуется отвары эвкалипта, коры дуба, зверобоя, 2 раза перед дневным и ночным сном.
Мини-газета «Здоровье детей».
Выпуск 6. Правила закаливания…
Закаливание – это система профилактических мероприятий направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды
Сущность закаливания заключается в том, что под влиянием окружающей обстановки, особенно свежего воздуха, солнечных лучей и воды, в организме ребенка вырабатывается способность приспосабливаться к изменениям условий жизни. В частности, закаленный организм детей быстро приспосабливается к колебаниям внешней температуры (жаре и холоду, к ветру, дождю), а также к физической нагрузке.Закаленные дети обычно здоровы, жизнерадостны, их организм обладает высокой сопротивляемостью к разным болезням. У них всегда хороший аппетит и спокойный сон. Они без вреда для здоровья даже зимой долго находятся на воздухе, легко переносят обтирание и обливание прохладной и холодной водой. У таких детей редко бывает
насморк и кашель, воспаление легких и ревматизм. Кроме
того, закаленные дети не
так легко, как незакаленные,
заражаются инфекционными
болезнями (гриппом,
коклюшем, корью и т.п.),
а если и болеют, то
переносят болезни легко
и почти без осложнений.

Основными принципами закаливания являются – постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка и контроль врача. Нельзя сразу подвергать детей резким колебаниям температуры; надо постепенно приучать их к снижению или повышению ее, чтобы организм безболезненно приспособился к жаре или к холоду. Закаливающие процедуры необходимо проводить ежедневно в определенной последовательности, учитывая возраст ребенка, физическое состояние, состояние здоровья и нервной системы. Наконец, обязательно периодически показывать ребенка врачу, чтобы тот постоянно наблюдал за эффективностью закаливания.

Солнце, воздух и вода –
наши лучшие друзья…
Лучшими средствами закаливания
служат воздух, вода и солнечные лучи.
Умелое применение их всегда
благотворно влияет на здоровье ребенка
и прекрасно укрепляет его организм.

Свежий воздух…
Длительное пребывание детей на свежем воздухе совершенно необходимо для их нормального роста и развития.
Колебания температуры воздуха – это простейшая, наиболее доступная форма закаливания. Постепенно надо приучать ребенка к пребыванию на воздухе в легкой одежде. Нельзя укутывать детей теплыми шарфами, платками. Если нет больших морозов, во время прогулок или игр на улице шея ребенка должна быть открыта, на голову рекомендуется надевать лишь одну теплую шерстяную шапочку. Весной и осенью лучше всего носить легкую, но достаточно теплую одежду и только зимой надевать меховые шубки и шапки. Вместе с тем ноги ребенка в холодную и особенно сырую погоду должны быть обуты в сухую и теплую обувь. Излишне укутанные дети малоподвижны и быстро мерзнут, чем легко одетые их товарищи. Участвуя в подвижных играх, слишком тепло, одетые ребята сильно потеют, быстро устают и часто подвергаются простудным заболеваниям.
Приучайте детей гулять и играть на открытом воздухе в любую погоду. Отменять ежедневную прогулку здоровому ребенку надо только при сильном дожде или большом морозе. В теплое весеннее и особенно летнее время ребенок большую часть дня должен проводить на воздухе. Полезно воспитывать у детей привычку, играть, заниматься и спать в теплую погоду при открытом окне, а в прохладную – при открытой форточке.
Вода…
Для закаливания детей водой применяют обтирание водой, обливание и купание. Наиболее простая, общедоступная водная процедура – обтирание тела ребенка мягкой рукавичкой или губкой, смоченной вводе, температура которой первое время 30 – 32 С; постепенно снижается (через каждые 3 дня) на 1 С; и может быть доведена для 3-4 летних до 22С;, а для 5-6 летних до 18-19С;.
Обтирать детей рекомендуется следующим образом: мокрой, слегка отжатой рукавичкой сначала быстро обтереть руки, шею, грудь, живот, спину и ноги; сейчас же после этого растереть их сухим полотенцем до легкого покраснения кожи. Дети 5-6 лет могут обтираться самостоятельно, под наблюдением взрослых.
Более сильной процедурой является обливание, которое летом можно проводить на воздухе. Взрослый обливает ребенка из лейки, кувшина и т.п. водой 30С;, последовательно снижая ее так же как при обтирании, затем быстро вытереть ребенка насухо.
Самый лучший и наиболее приятный способ закаливания в летнее время – купание в реке или озере. Пребывание в воде начинать с 1-2 мин. и постепенно доводить до 5-8 мин. Не следует входить в воду слишком разгоряченными или охлажденными. В воде заставлять детей двигаться и следить за тем, чтобы у них не было «гусиной кожи», резкого побледнения и посинения. После купания, даже в жаркую погоду, не забывайте хорошо вытереть ребенка и одеть его, а в прохладную погоду немного побегать.
Купание ребенка допустимо только с разрешения врача. Оно противопоказано детям, недавно
перенесшими воспаление легких,
плеврит, страдающими болезнями
сердца, почек и др. заболеваниями.
Хорошо закаляет детей ежедневное
мытье ног на ночь прохладной водой
круглый год. Температура воды
постепенно снижается с 28С; до 16 С;.
Эта гигиеническая процедура должна
стать для ребят привычной и в 5-6
летнем возрасте выполняться ими
самостоятельно.
Солнце…
Солнечные лучи – прекрасное
средство для укрепления и
закаливания организма детей.
Под их воздействием гибнут
болезнетворные микробы,
улучшается качественный
состав крови, повышается усвояемость питательных веществ тканями тела и улучшается общий обмен.
Вместе с тем при неумелой дозировке солнечные лучи могут принести ребенку вред. Поэтому принимать солнечные ванны разрешается только по назначению врача.
Для таких процедур выбирают сухое место, защищенное от ветра, стелют ребенку покрывало и укладывают голеньким на спину ногами к солнцу, обязательно одев на голову легкую светлую панаму. Положение ребенка надо последовательно менять: поворачивать его сначала через каждую мин. со спины на бок, затем на живот, и на др. бок. Через каждые 3 дня облучения тела увеличивать на 1 мин., постепенно довести продолжительность солнечной ванны до 20 мин. После ванны желательно обтереть или облить малыша водой, нагретой в тазу на солнце, затем вытереть его кожу насухо и отправить в тень для отдыха на 20-30 мин. Солнечные ванны лучше всего принимать с 9 до 11 часов утра, т.к. в это время теплое действие солнца еще невелико, а количество наиболее полезных ультрафиолетовых лучей максимально.
Неумеренное пользование солнечными лучами может привести к ожогам и вызвать у ребенка вялость, слабость или, наоборот, чрезмерное возбуждение, плохой сон. Поэтому взрослым следует очень внимательно наблюдать за состоянием ребенка на солнце, при необходимости обратиться к врачу. Солнечные ванны противопоказаны детям при пороках сердца и заболеваниях крови.
В режим дня каждого ребенка необходимо включать закаливание.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии Беседа с элементами игры, для детей старшей группы на тему: ЗОЖ Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры Беседа для детей подготовительной группы. День борьбы с туберкулёзом

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста о здоровье

Родительское собрание в ДОУ. Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка | Родительское собрание на нравственную тематику в ДОУ
Опубликовано: 447 дней назад (16 сентября 2015)
Просмотров: 3517
+3
Голосов: 3
света # 16 сентября 2015 в 23:04 +1
Молодец Надежда Геннадьевна! Активно просвещаешь родителей, интересная форма работы.
Любовь Николаевна Чагина # 17 сентября 2015 в 12:43 +1
Очень и интересный и полезный материал. Понравилась идея работы с родителями. Как правило не все родители читают консультации, размещённые в родительском уголке. С такой подачей материала появляется уникальная возможность донести материал до каждого родителя. Думаю использовать вашу идею в своей работе. Спасибо за ваш труд!
Валентина Николаевна Виденеева # 18 сентября 2015 в 13:07 0
Здравствуйте,Надежда Геннадьевна! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с Вашей мини-газетой "Здоровье детей". Материал мне очень понравился, интересный, насыщенный. Новая форма работы с родителями. В любое время родители могут почитать мини-газету, взять домой. Если в мини-газету добавить фото детей или иллюстрации, Ваш материал стал бы весомей. Родителям всегда приятно увидеть своего ребёнка на фотографии, а в мини-газете "Здоровье детей" детского сада, просто, чудесно. Обязательно воспользуюсь Вашей мини-газетой "Здоровье детей". Успехов Вам в дальнейшей работе! С уважением, Валентина.