Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дезадаптация как социальный феномен

Дезадаптация как социальный феномен
“Отклоняющимся“ (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа”. [18,с.9] брошюра

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде поступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально- пассивной позиции - самоубийство, суицид.

Особенно большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом получила такая форма социально-пассивных отклонений как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма, такое поведение получило на Западе название - саморазрушающего поведения.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности. [19,с.388]

Авторские подходы к определению понятия «ДЕЗАДАПТАЦИЯ» Г. М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров - дезадаптация - психическое состояние, возникшее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

В.Е. Каган - дезадаптация - расстройство объективного статуса в семье и школе, затрудняющего учебно-воспитательный процесс.
К. Роджерс - дезадаптация - состояние внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека.

Н.Г. Лусканова И.А.Коробейников - дезадаптация - некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, в крайних случаях невозможной.

А.А. Северный - функционирование индивида неадекватное его психофизиологическим возможностям и потребностям и/или условиям среды и/или требованиям микросоциального окружения.
С.А. Беличева - дезадаптация явление интегративное, имеющее ряд видов: патогенную, психосоциальную, и социальную (в зависимости от природы, характера и степени дезадаптации).
М. А. Хуторная - проявление нарушений межличностных отношений и нарушения образа «Я» ребенка, с точки зрения связи ре¬бенка с окружающим миром. [, с.166-167] соц пед Суртаева

Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.
В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), энурез и т.д.), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. “В общей сложности по данным Санкт-Петербургского детского психотерапевта А.И.Захарова до 42% детей дошкольного возраста страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов.”[18,с.10]

Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения.

“Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяют проблемы олигофрении, проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей и подростков. У олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несколько профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих подростков, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-педагогических условий и коррекционно-развивающих программ”. [18, с.14]

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность. [22,с.96-98] соц пед Никитина
Социальная дезадаптация – нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, социальных установок. [20, с.390] краткий словарь

Временная дезадаптация – нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности. [, с.168] соц пед Суртаева
Авторские подходы к определению понятия «АДАПТАЦИЯ» «Адаптация» (от лат adaptare - приспособлять) - 1.- приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся ус¬ловиям среды. 2. В теории Т. Парсонса А. - вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функ¬циональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Д. Джери, Дж. Джери Адаптация - путь, которым социальные системы любого рода (например, семейная группа, деловая фирма, национальное государство) «управляют» или отвечают на среду своего обитания. Согласно Толкоту Парсонсу, «адаптация - это одно из четырех функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить».
В.А. Петровский - адаптация философско-психологическое яв¬ление. В самом широком смысле - характеризуется состоянием ре¬зультата деятельности индивида и принятой им цели; как некая способность любой личности «строить свои витальные контакты с миром»

Б.Н.Алмазов - философское понятие социальная адаптация конкретизируется по крайней мере в трех направлениях: адаптационное поведение, в интересах среды воспитания; адаптационное состояние (отражающее отношение человека к условиям и обстоятельствам, в которые он поставлен воспитательной ситуацией); адаптация как условие эффективного взаимодействия несовершеннолетнего со взрослым в системе воспитания»; а адаптивное, как «внутреннюю готовность учащегося принять обстоятельства воспитания», выдвигает на первый план психологический аспект.
Адаптация социальная - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Для личности адаптация социальная носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поис¬ковая активность. [с.163] Суртаева

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно - нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок. Формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и “красивой” жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию. Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий процесс. [15,с.147-149] Холостова

Глубоко понимая детскую психологию, А.С. Макаренко отмечал, что в большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем сирот. Предательство со стороны близких ребенку взрослых наносит ему непоправимую психическую травму: происходит надлом детской души, потеря веры в людей, справедливость. Детская память, сохранившая непривлекательные стороны домашней жизни, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач. Такое детство нуждается в реабилитации - восстановлении утраченных возможностей жить нормальной, здоровой и интересной жизнью. Но этому может помочь только гуманизм взрослых: благородство, бескорыстие, милосердие, сострадание, совестливость, самоотверженность...

Значимость реабилитационно-педагогической работы особенно возрастает в кризисные периоды жизни общества, вызываю¬щие значительные ухудшения в состоянии детства. Своеобразие момента для реабилитационной педагогики состоит в том, чтобы найти действенные меры преодоления проблемной ситуации детства педагогическими средствами.
Какой же образ ребенка, нуждающегося в реабилитации, возникает в нашем сознании? Скорее всего, это:
• дети-инвалиды;
• дети с особенными нужда¬ми в образовании;
• дети улиц;
• дети с девиантным поведе¬нием;
• дети с ослабленным здоро¬вьем, с хроническими соматическими заболеваниями и др.

Все разнообразие определений подростков, нуждающихся по различным причинам в педагогической реабилитации, может быть сведено к названию «особенные подростки». В качестве одного из основных признаков, по которому подростки могут быть отнесены к категории «особенных», является их дезадаптация — нарушенное взаимодействие индивида со средой, которая характеризуется невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям и запросам. [20,с.7]
Понятие «дезадаптация» считается одним из центральных понятий реабилитационной педагогики в рассмотрении проблем, нуждающихся в педагогической реабилитации детей. Именно подростки с нарушениями средовой адаптации в первичном учебном коллективе и должны рассматриваться как основной объект педагогической реабилитации.

Учеными Института психотерапии (С.-Петербург) «школьная дезадаптация» рассматривается, как невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоопределения. [9,с.5-14] Морозов

В психологической литературе подростковый возраст отмечается как кризисный, когда происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подростки характеризуются особой чувствительностью, беспокойством, раздражительностью, повышается недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости. Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего, будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное. [6, с. 79] кон

Значительная часть воспитанников центра - социальные сироты. У них есть оба или один родитель, но их наличие лишь увеличивает социальную дезадаптацию ребенка в силу разных причин.

Таким образом, можно говорить, что безнадзорные дети воспитываются в основном в неполных семьях, где родители имеют повторный брак. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.

Много семей находится без постоянного заработка, т.к. родители в таких семьях являются безработными и не пытаются трудоустроиться. Основными источниками дохода являются получение пособия по безработице, пособия на ребенка, в том числе пенсии по инвалидности ребенка, по потере кормильца, алименты на ребенка, а также попрошайничество, как ребенка, так и самих родителей.

Таким образом, безнадзорность и беспризорность огромного количества детей является следствием лишения или ограничения тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.

Достаточно высок процент детей, поступающих в центры и требующих защиты государства по причине асоциального поведения родителей. В большинстве семей один из родителей злоупотребляет алкоголем, или пьют оба родителя. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, часто применяются наказания по отношению к детям: как словесные упреки, так и применение физического насилия.
Большинство воспитанников при поступлении в центр не имеют навыков самообслуживания, т.е., воспитываясь в семье, они не получили необходимых санитарно-гигиенических и хозяйственно- бытовых навыков.

Таким образом, несовершеннолетние, находящиеся в специализированных учреждениях, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии.

Для них характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. Или беспризорные дети имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими.

Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. У детей, имеющих опыт беспризорной жизни, снижена самооценка, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты. Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении с взрослыми. С одной стороны, они сами немало пострадали от действий взрослых, с другой стороны, у детей складывается потребительское отношение к родителям.

Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во-первых, это может быть вариант изоляции - стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего "Я".

Другой вариант может проявляться в оппозиции, которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант- агрессия характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти. [23, с.50-54].

Медицинское обследование детей в центре показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Некоторые дети по несколько лет не были на приеме у врача, а поскольку они не посещали и детские дошкольные учреждения, то были полностью лишены медицинского наблюдения.

Особенностью подростков, находящихся в центре, является пристрастие к табакокурению. Около воспитанников имеют опыт курения, что приводит к такому заболеванию, как острый трахит.

Специалистами отмечено, что безнадзорные и беспризорные дети имеют большие проблемы в интеллектуальном, психическом и нравственном развитии.

Из всего выше указанного можно составить обобщающий портрет ребенка, нуждающегося в социальной реабилитации. В основном это дети 11-16 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное: родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью.

Поэтому сегодня необходимо проводить социально-педагогическую реабилитацию дезадаптированных детей и подростков.

Для успешного осуществления адаптации дезадаптированных детей, «выбитых» из жизненной колеи, их подготовки к самостоятельной жизни в социуме мной разработана программа «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков посредством трудовой деятельности в КУ СРЦН», которая имеет рецензию. Разработанная мной программа адаптирована к данной категории участников эксперимента, внедрена и использована на практике.
Мы объективно оценили результаты эксперимента, вывели процентное соотношение практической готовности к труду подростков до начала эксперимента и на момент завершения. Степень эффективности определяется уровнем социальной активности дезадаптированных подростков Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и способностью самореализоваться в социальной среде.

Конечный результат положительный, т.к. в ходе реализации программы труд способствовал формированию интереса подростков к труду на общую пользу, развитию потребности и способности трудиться, воспитанию устойчивых волевых качеств, формированию нравственных качеств личности, социально ценных установок на все виды трудовой деятельности, воспитанию дисциплины, трудолюбия, ответственности, социальной активности и инициативы. Что является основой успешной социализации личности подростка.

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая игра для детей 5-7 лет. Дружная семейка Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Памятка родителям. Как перестроить ребенка с каникул на учебу Публикация педагогом статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

Похожие статьи:

Неделя психологии в ДОУ

Программа курса: «Психолого-педагогические аспекты урока»

Опубликовано: 3778 дней назад (14 ноября 2013)
Просмотров: 18730
+2
Голосов: 2
Елена Грехнева # 9 октября 2019 в 21:22 0
Интересная информация, узнала много нового и познавательного для себя. Спасибо.