Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в младшей и средней группах ДОУ

Конспект НОД в младшей и средней группах ДОУ по теме «Как Чирик петь учился»
Автор: Шорикова Надежда Львовна, музыкальный руководитель ГБОУ № 620 «РОСТОК», г. С-Петербург.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей и средней групп (3-5 лет) по теме «Как Чирик петь учился». Возможны варианты названия: 2й вариант - «Кто как разговаривает»; 3-й вариант: «Кто в лесу как поет (поет лучше всех»).
Данный конспект будет полезен музыкальным руководителям в дошкольном образовании и учителям музыки начальной школы. Это конспект познавательного занятия с использованием инновационной технологии Дополненная Реальность.
Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» «Эстетическое развитие».
Цель: формирование у дошкольников первичных музыкальных представлений о средствах музыкальной выразительности;
Задачи: Совершенствовать формирование представлений о природе и её обитателях, развивать у детей навыки слушания музыки, воспитывать культуру и эстетический вкус, развивать умение ориентироваться в пространстве, навык самонаблюдения.
Демонстрационный материал: Объекты Дополненной реальности, представляют собой 3D модели с включенными в них возможностями управления движением, звуком, видео файлом. В данную НОД включены 6 Объектов, соответствующих картинкам в тексте.
Раздаточный материал: эмблемы с пчелками на ленте на каждого ребенка, маски медведя и аиста на одного ребенка.
Методические приемы: Поисковая беседа, наводящие вопросы, релаксация при слушании музыки (как удобно – сидя, лежа на коврике).
1 занятие. Ход НОД
Музыкальный педагог. В лесу живут разные звери и птицы. Они, как мы, разговаривают друг с другом, перекликаются, а ещё и поют.
Отправимся и мы в лес. (в зависимости от времени года можно использовать для сопровождения различную музыку, например, Прокофьев «Утро», из Программы О. П. Радыновой, диск7 №34, Григ «Летний вечер» (тот же диск, № 37)
Прогулка по залу, находим птичку (сидит на веточке в корзиночке, на пеньке)
Чирик здоровается с ребятами и говорит на ушко. Музыкальный руководитель передает его «слова».
Музыкальный педагог. Чирик говорит, что хочет научиться петь? /узнать, кто как разговаривает? / кто в лесу лучше всех поет? (ответ в зависимости от варианта сценария).
Отправимся мы по дорожке на поиски самого лучшего певца.
Сцена 1. Встреча с кузнечиками

Музыкальный педагог. Узнайте, кто это на полянке под кустом? Если дети уже знакомы с объектом, можно попросить узнать. Если это первое знакомство, можно попросить узнать насекомое, понаблюдать за ними.
Музыкальный педагог. Что делают кузнечики?
Ответы – прыгают, затем шагают вместе.
Музыкальный педагог. Кто им помогает веселиться?
Дети: Их друг, который играет на пианино.
Музыкальный педагог.Давайте и мы поиграем с кузнечиками! Проводится игра с наблюдением и слушанием марша Прокофьева "Шествие кузнечиков".
Музыкальный педагог. Кузнечики танцевали или пели?
Дети: - ходили, прыгали, танцевали, не пели.
Обсуждаем, научили ли они петь Чирика. Отправляемся дальше по дорожке.
Сцена 2.Встреча со шмелем

Музыкальный педагог. Что за насекомое сидит на цветочном кусте?
Ответы – шмель, пчелка.
Музыкальный педагог. Посмотрите, что он делает (запускает сцену «Полет шмеля» с музыкой)
дети при повторном слушании начинают подражать полету, жужжат, изображая звук.
Дети: Шмель трудится, собирает нектар.
Музыкальный педагог. музыка рисует нам его полет, его жужжание. Смог шмель научить Чирика петь?
Ответы детей. Поиграем в игру с пчелками: Медведь и пчелы.
(Назаренко. Игры с дошкольниками. Игра «Медведь и пчелы».
Отправляемся дальше по дорожке.
Сцена 3. Встреча с Мошкой

Музыкальный педагог. Шли мы по дорожке и встретился нам домик. А в нем – окошко. Активируется объект появляется окно. (клавиша 1)
Музыкальный педагог. Кто там стучится в наше окошко? Заглянем? – Клавиша 2 - активируется объект «Мошка».
Музыкальный педагог – ребята, кто был за окошком?
Дети: – Мошка, муха.
Музыкальный педагог: Поиграем с мошкой (дети летают под музыку "Куперен, Мошка". Теперь расскажите про неё!
Рассказ детей о том, что мошка делала, - хотела попасть в домик, стучала в окошко, жужжала,но потом улетела.
Музыкальный педагог:Попрощаемся до следующего занятия, на котором мы опять отправимся в путешествие.
До встречи!
Занятие 2.
Вступительные слова:
Музыкальный педагог. Вспоминаем, кого встретил Чирик в прошлый раз? –
Ответы детей.
Музыкальный педагог. пойдем по дорожке, может, встретим настоящего певца?
Сцена 4. Встреча с Жабой

Педагог включает ОДР, звучит голос жабы.
Музыкальный педагог. послушайте, кто так разговаривает?
Дети: - Давайте посмотрим, кто это?
Предлагается кнопкой вызвать героя. Появляется Жаба, рассматриваем, характеризуем её голос. (громкий, резкий). Научит она петь Чирика, ребята? - ответы детей.
-Возможно проведение игры «Аист и лягушки», где Аиста играет один ребенок (одевает маску Аиста), а все дети изображают лягушек.
(Сборник: Назаренко. Игры с дошкольниками. Игра «Аист и лягушки»)
Музыкальный педагог. Отправимся дальше.
Сцена 5. Встреча с Гайкой.

Музыкальный педагог. На полянке неподалеку жила одна мышка. Но она была не простая, а сказочная, из мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь». Вызывает объект Гайка.
Музыкальный педагог. Мне опять что-то Чирик говорит (подносит игрушку к уху).
Чирик спрашивает, что Гайка умеет. (другие варианты детей)
Гайка «отвечает» – «Посоревнуемся?» (кнопка программы 7)
Педагог вызывает чтение скороговорки:«Тридцать три вагона в ряд тараторят, говорят».
Предлагает детям постарше повторить скороговорку, помладше - повторить отдельные буквы или слова, вызывая в программе текст скороговорки.
Музыкальный педагог. Ребята, Гайка учит нас петь или говорить?
Дети: Говорить. Хорошо произносить звуки нужно, чтобы хорошо петь.
Сцена 6.Встреча с соловьем

Музыкальный педагог.
Наше путешествие привело нас в удивительную часть леса. Послушайте, какие звуки звучат в нем (активизируется объект, кнопкой вызывается вид цветущей ветки, и звучит пение птиц) Ребята, кто красиво так поет?
Дети: Птицы, они поют весной. Называют разных птиц.
Музыкальный педагог. Позовем эту птичку. (вызывает модель соловья, он «поет».) Оцениваем пение, предлагается посмотреть, как поет живой соловей в лесу? Смотрим видео.
Музыкальный педагог.Как, ребята, вы думаете, Соловей научит Чирика петь?
Ответы детей. Обсуждение, какая это может быть песня, каким голосом мы будем петь его песенку? Вопросы про тембр, высоту, эстетические характеристики – красота, легкость, выразительность.
Музыкальный педагог Давайте послушаем пение певицы. О ком она поет? Послушаем.
Вызывается объект «Видео». Звучит романс Алябьева «Соловей», видеофрагмент фильма. Обсуждаем пение.
Споем любую выученную заранее песню о птичке. Завершаем путешествие.
Выводы: Использование объектов Дополненной реальности позволяет разнообразить познавательную деятельность детей, сделать её активнее. Технология развивает пространственное мышление, умение координировать свои действия, наблюдая за ними на экране, и соотнося их с видимым на экране объектом – персонажем или явлением природы. В этом уникальность применения данной образовательной технологии.Ценна также возможность в одной программе использовать видео, музыкальное сопровождение с функциями управления и того и другого.
Вполне возможно данном НОД использование вместо объектов обычные картинки, или презентации с персонажами - птицами и зверями.
Приложение: фото использования объектов Дополненной Реальности на занятии:
Объект «Жаба», фото 1: Наблюдение за появившейся жабой на камне.
Объект «Соловей», фото 2: Дети размещаются вокруг ветки, на которой появится Соловей.
Фото 1

Фото 2

Примечания: Предлагаю просмотреть мою статью и видео для конкретизации терминов и общего представления о технологии, вот ссылка: http://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-lvovna-shorikova/dopolnenaja-realnost-v-obrazovani-doshkolnikov.html

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальное развитие ребенка Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе на тему: Осень Конспект игрового познавательного занятия с элементами сенсорного развития. Младшая группа Тематический день с детьми младшей группы
Детям - о Блокаде Ленинграда. Комплексное занятие для старшей - средней группы с презентацией
Опубликовано: 613 дня назад (4 апреля 2015)
Просмотров: 1007
+3
Голосов: 3
Татьяна Ивановна Шикина # 4 апреля 2015 в 18:36 0
Здравствуйте, Надежда Львовна! Спасибо за интересное музыкальное занятие. Очень понравилась Ваша инновационная технология Дополненная реальность, на самом деле мы, учителя начальных классов, каждый день этой технологией пользуемся, но не знали, что она так называется.В нашей школе 8 классов начальной школы, расположенных на одном этаже. И только с 13 января мы получили доступ к мультимедийной доске. Теперь вот пользуемся с удовольствием технологиями, а так отстали от инноваций. Ваша разработка грамотно и чётко построена. Желаю Вам творческих успехов. Буду ждать новых приглашений в мир музыки и творчества.
Надежда Львовна Шорикова # 4 апреля 2015 в 21:11 0
Татьяна Ивановна, действительно, на мультимедийной доске можно показывать различные объекты и управлять ими. Дополненная реальность предполагает ещё и программу, в которой заложена возможность в реальном времени наблюдать за классом (группой) и распознавать ОДР-маркер с помощью веб-камеры. В маркер запрограммирован тот или иной объект из библиотеки объектов.У меня в занятии есть несколько объектов - мошка, шмель, Гайка и так дальше. Видя их, дети могут наблюдать и за собой, а объект появляется среди них на экране( доске). Именно поэтому она дополненная - она дополняет реальный мир виртуальными объектами.Очень бы хотелось, чтобы Вы тоже смогли такой программой пользоваться, мы бы могли обмениваться нашими методическими приемами через этот замечательный сайт Педкопилка!! Спасибо Вам, ждем Ваших новых работ!
Любовь Сергеевна Новоселова # 5 апреля 2015 в 09:10 +1
Здравствуйте, Надежда Львовна! Спасибо за приглашение на замечательное музыкальное занятие. Сказочно, увлекательно с применением новых технологий , но в тесном содружестве с музыкальным материалом. Дальнейших творческих успехов, голосую.