Конкурсы для педагогов и детей

Работа над правилами орфографии в начальной школе в занимательной форме

Работа над правилами орфографии в занимательной форме
Автор: Бартенева Надежда Николаевна
Место работы: учитель начальных классов, МКОУ СОШ №1, город Макарьев

Статья: Работа над правилами орфографии в занимательной форме в начальной школе
Все дети в классе находятся на разных ступенях развития: у одного – хорошо развита зрительная память, у другого слуховая память. Третий имеет богатое воображение, а у четвёртого его нет совсем. Но задача учителя состоит в том, чтобы всеми возможными способами развивать у детей природные задатки, индивидуальные способности формировать устойчивый познавательный интерес. Самым действенным является познавательный интерес. Формируется он разными средствами. Одним из таких средств является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное помогает детям усвоить любой материал.
Я хочу рассказать о том, как я работаю над правилами орфографии в 3- 4 классах. Я приведу фрагменты уроков.
На эту работу я отвожу 7-15 минут. С детьми мы определились работать на трёх строчках.
План работы
1.На доске схема, рисунок (рисую я)
2.Ставлю проблемную ситуацию
3.Обыгрываем с детьми правило
4.Повторяем правило (со слабыми детьми учим)
5.Сильные дети в это время придумывают свои слова на это правило и записывают
6.Пишем слова с этой орфограммой

Фрагмент урока №1 «Безударные гласные в корне слова (детям название орфограммы не называю).
Ребята, сегодня с горки будут кататься слова, кататься будут парами.
1. Строю горку (именно с гласными, которые мы проверяем).
Дети тоже пишут.

Пишут прописными буквами.
2. Записывают слова. Ряды –
- цвет (дети пишут)
3. Ставлю проблему. Какая орфограмма спряталась? Докажите.

4. Работу начинают сильные дети. Они догадываются, а за ними повторяют другие дети. Сильные дети придумывают свои слова и записывают. С остальными детьми учим правила, опираясь на схему, рисунок.
Тяжёлый – тяжесть, леса – лес, потянулись – тянет.

Фрагмент урока №2. Игра «Попади в цель»
1. На первой строчке из трёх пишу гласные, которые мы проверяем (это цель).

2. Читаю слова, первый раз дети слушают эти слова (слов на доске нет).
Позвонил, весна, рядочки, гряда, холодный (слова- снежки). 3.Вступают в работу сильные дети, называют орфограмму, говорят правило. На 2ой, 3ей строчке пишут слова ( где какую писать безударную гласную будут и называют проверочное слово) далее в работу включаются и остальные дети.

Ставят ударение, выделяют корень.
4. Со слабыми детьми повторяем правило, если нужно.
5. Дети придумывают и записывают свои слова.
Фрагмент урока №3. «Назови поезд»
1. Вместе с детьми на второй строчке рисуем поезд.

В вагонах путешествуют слова (пишем слова).
2. Ставлю перед детьми вопрос. Как называется поезд?
Ответы детей: имя существительное, неодушевленные существительное, нарицательные существительные и другие варианты.
Задаю вопрос. Какое слово лишнее и почему?
Трава-1 склонение, остальные – 3 склонение.

Фрагмент урока №4. «Мягкий знак после шипящих»
На доске рисунок.

Рассказываю историю. Однажды мышь украла кусочек сыра. Сидела мышка в кустах и лакомилась.
А мимо проползал уж. Услышала его мышь и притаилась.
Назовите орфограмму. Какие слова вам помогли узнать эту орфограмму.
Расскажите правило. Пишем слова с этой орфограммой.

Фрагменты №1-№4 – это закрепление изученных правил.
На этапе изучения нового материала, я также ввожу элементы занимательности.
Фрагмент №1. Глаголы-исключения.
Цель: познакомить уч-ся с глаголами – исключениями, запомнить их.
Дети должны знать глаголы.
В левой части записаны глаголы, в правой части рисуем человечка.

Начинаем запоминать глаголы.
Глаза - смотреть, видеть.
Нос – дышать.
Уши – слышать.
Руки – держать, вертеть.
Эти 6 глаголов дети быстро запомнили. Чтобы запомнить ещё 4 глагола, составляем такую цепочку: если тебя обидели (обидеть), ты что делаешь 1. Можешь терпеть (терпишь) обиду.2.Ненавидишь того человека. 3. Или гонишь.
Останется запомнить слово – зависеть.

Орфографические минутки детям очень нравятся. Они по содержанию разные. Составляю я их, связывая с темой урока, или со словами с этой орфограммой, которые встречаются в упражнениях, учитывая время года. В 4 классе дети уже сами составляли орфографические минутки и мы применяли их на уроке.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа с детьми по теме: Зимушка-забавушка Воспитание культуры поведения у младших школьников (собрание из цикла родительского всеобуча) Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления
Опубликовано: 333 дня назад (12 января 2016)
Просмотров: 1094
Рубрика: Мои статьи
+4
Голосов: 4
Светлана # 25 января 2016 в 23:09 +2
Надежда Николаевна, здравствуйте! Интересно! Использовать можно.
Надежда Николаевна Бартенева # 2 апреля 2016 в 18:57 +1
Светлана, здравствуйте! Спасибо.
Галина Васильевна Егорова # 4 февраля 2016 в 16:15 +2
С интересом познакомилась с вашим материалом. Я первый раз вижу такой способ работы с орфограммами. Хочу сказать по вашим фрагментам уроков, что вы используете технологии ФГОС - проблемное обучение, исследовательская деятельность. А это очень важно в современном образовании. Сама публикация оформлена аккуратно и грамотно. Только темы пишите разными заголовками. Примите голос за работу.
Надежда Николаевна Бартенева # 4 февраля 2016 в 19:11 +1
Галина Васильевна, здравствуйте!Огромное спасибо за комментарий.