Конкурсы для педагогов и детей

Интегрированный урок-путешествие по математике и окружающему миру в 1 классе

Конспект нестандартного урока - путешествия по математике для начальной школы, 1класс
Автор: Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики" Республика Крым
Урок- путешествие в 1 классе "Дальний север" (математика 1 класс)

Описание: данный конспект урока будет интересен учителям начальных классов при повторении и закреплении вычислительных навыков табличного сложения и вычитания в пределах 10, при развитии навыков решения задач. В ходе урока идёт развитие познавательного интереса, расширение детского кругозора о просторах нашей Родины.
Цель: создание условий для закрепления и обобщения умений и навыков приобретённых детьми по теме.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Закрепить и обобщить навыки табличного сложения и вычитания в пределах 10.
2.Закрепить название компонентов действий сложения и вычитания, зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.
3.Закрепить умение ориентироваться в геометрических задачах, вычерчивать отрезки.
4.Закрепить умение решать задачи изученных типов.
5.Формировать представление о животном мире севера. Обогащать словарный запас, связную речь.
Развивающие задачи:
1.Развивать навык беглого, правильного счёта.
2.Развивать воображение, мышление, память.
3.Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание.
4.Развивать познавательную активность, эмоции детей, умение преодолевать трудности.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание.
2.Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.
3.Создать эмоциональный и психологический климат в классе, для восприятия учебного материала.
4.Воспитывать у учащихся чувства товарищества, любви к Родине, животным, окружающему миру.

Тип урока: урок – путешествие, закрепление знаний, интегрированный.
Формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Метод:
-словесный (беседа);
-практический (задания );
-наглядный: иллюстрации, музыкальное сопровождение.

Планируемые результаты:
предметные: знать состав чисел, название компонентов при сложении и вычитании, уметь решать задачи и выражения изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку с доски, контроль в форме сличения с эталоном.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений, доказательства.
Личностные: имеют познавательный интерес о природе севера, ориентировать на бережное отношение к природе, способность к самооценке, вызвать чувства коллективизма, сочувствия, радости от выполненной работы.
Здоровьесберегающие: создание для детей комфортных условий для работы .
Интеграция: математика, окружающий мир, литературное чтение.
Технологии обучения: технология создания учебных ситуаций, здоровьесберегающая.
Ход урока
I. Организационный момент. Перед началом урока звучит песня о зиме " Кабы не было зимы" .
1) Прежде чем начать урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
2) Проверка готовности к уроку: карандаш линейка, карточки с числами от 1 до 10.
II . Мотивация учебной деятельности.
- Как вы думаете, почему звучала такая песня? (Зима, снег, скоро каникулы).
- Какие зимние развлечения вы знаете?
- А вы любите кататься на санках? В Крыму ещё нет снега, но мы можем побывать виртуально в тех местах, где в это время года всегда есть снег, мороз, лёд.
-Я предлагаю вам сейчас совершить необычное путешествие. А отправимся мы с вами на дальний север нашей Родины, где трещат морозы, дуют сильные ветры, где бывает полярный день и полярная ночь.
Познакомимся с обитателями животного мира крайнего севера, покатаемся на необычном транспорте. Мы увидим одно из семи чудес света, которое создала природа. Научимся преодолевать трудности, будем смелыми, дружными. Суровый климат севера проверит нас, как мы можем думать, решать важные задачи.
Отгадайте загадку. ( О собаках или о северных оленях)
Кто без компаса и карты
Мчится в тундре
Тянет нарты.
В ночь полярную и день
Это - северный олень.


Словарная работа. Знакомство с новыми словами.
Каюр- рулевой собачьей упряжки.
Нарты- санки, на которых мы помчимся по заснеженной равнине.

Конечно, в последние десятилетия, с появлением снегоходов острая необходимость в ездовых собаках отпала, но интерес к этому виду передвижения не исчез. Многие путешественники, по-прежнему катаются на этом необычном транспорте.

-Пересчитали собак в упряжке. (Количественный и порядковый счёт).
-Пересчитали оленей в упряжке.
-В какой упряжке больше животных?

3.Сообщение темы и цели урока. Сложение и вычитание чисел первого десятка.
4.Актуализация опорных знаний.
А) Фронтальный опрос.
- Вы заметили, что вокруг всё покрыто снегом, дуют холодные ветры. Мы сможем преодолеть трудности? Проверим при помощи устного счёта.
-Назовите число предыдущее 8.
-Какое число получаем, когда прибавим один?
-Назовите соседей числа 7.
-Назовите третий день недели.
-Число5 увеличить на 4.
-Число 9 уменьшить на 3.
-Сколько крыльев у телёнка, хоботов у жеребёнка?
Вы молодцы! Я вижу, что холод вам не страшен. Все согрелись!

Б) Счёт парами, тройками. (фронтально).

В). Индивидуальная работа по карточкам.
-Вот мы добрались до крайней точки суши, и перед нами открывается сказочная картина Северного Ледовитого океана.

1).-Чтобы узнать обитателей моря, нам надо ответить на вопросы и выполнить задание.
- Как называются числа при сложении? (вычитании).
2).Индивидуальные карточки ( или работа в парах).
-Заполните таблицы, а цифры в ответах и буквы помогут вам узнать, называние животных и птиц.
Слагаемое 4 4 5 4 2 6 7
Слагаемое 5 3 5 4 5 4 2
Сумма
9- Ь; 8-в; 9-м; 10-д; 7-е; 5-д. (Медведь).

Слагаемое 3 7 4 6
Слагаемое 7 1 3 3
Сумма

9- ж; 8- о; 10- м; 7-р. (Морж).

Уменьшаемое 9 7 8 6 10
Вычитаемое 4 6 5 5 4
Разность

6-ц; 1- е; 5- п; 3- с. (Песец).

Уменьшаемое 6 5 8 9 10 7
Вычитаемое 4 4 8 3 6 4
Разность

3-ь; 2- т; 4-н; 1-ю; л-0; 6-е; (Тюлень).

Уменьшаемое 7 9 7 10
Вычитаемое 4 5 6 8
Разность

4-О; 2- А; 3-С; 1-В. (Сова)
Проверка. Просмотр слайда, чтение названия животных.

3) Геометрическая задача.
По снежному льду надо идти на лыжах. На пути показался снежные сугробы и ледовый торос (нагромождение) льдин. Чтобы преодолеть преграду, надо выполнить задание. Читаем задание.

«Первый отрезок 7 сантиметров, а второй - на 4 сантиметра короче. Начертить второй отрезок».
-Что известно в условии задачи?
-Что означает: на 4 сантиметра короче?
-Начертите второй отрезок.
-Проверим, как вы решили задачу.
-Молодцы, вы отлично справились с заданием.

4. Физкультминутка.
В дороге все трудились
И немного притомились ,
Давайте для разрядки,
Начинаем все зарядку.
( Звучит мелодия песни « Увезу тебя я в тундру…").

5.Решение задачи.
- Вдруг появились белые медведи. ( Интересная информация. Чтение).

Самые большие хищники в мире - белые медведи. Они обитают на Аляске, в Канаде, России, Гренландии и Норвегии. Приблизительно шестьдесят процентов этих животных сосредоточено в Канаде. Во всех странах охотится на этих удивительных зверей - незаконно. Однако даже это не отменяет того факта, что животные находятся на грани вымирания. Причина - резкое изменение климата в последнем столетии.
Новорожденные детеныши имеют размер средней крысы, весят меньше чем пол килограмма. Белые медведи обычно живут около 25 лет.
Когда белые медведи проголодаются, они начинают охотиться на тюленей. И кстати, поймать желанную добычу не так то и просто. Для этого нужно неподвижно сидеть во льду у проруби и ждать, когда тюлень вынырнет наружу. Вот тогда полярный медведь и вонзает зубы в голову своей жертвы.
Учитель.
- Белый медведь что- то хочет у вас спросить.
-Что такое задача?
-Из каких частей состоит задача?
-Какую роль в задаче имеет вопрос? (От вопроса зависит действие решения задачи).
( чтение задачи).
«Один медведь поймал 6 рыбок, а второй медведь - на 2 меньше. Сколько рыбок поймал второй медведь?
-Что нам известно в условии задачи?
-Что означает: на 2 меньше?
-Какой вопрос задачи?
-Каким действием будем решать задачу?
-Дайте ответ на вопрос задачи.
-Запишите решение задачи в тетради.
-Прочитайте решение и ответ задачи.
-А кто решил по-другому?
-Измените условие этой задачи так, чтобы она решалась действием сложения? (Ответы детей).
-Молодцы! Вы справились с заданием медведя.
6. Закрепление знаний. Решение круговых примеров.

-Моржи сбились с пути. Поможем им найти дорогу
4+5= 7+2=
4+2= 1+8=
6-1= 8-3
9-5= 5+3=

Молодцы! Помогли моржам найти правильный маршрут.
ИТОГ урока.
Подведём итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? Что больше всего понравилось?
-На полях тетради поставьте себе оценку, кто на уроке хорошо работал.
-Кто нарисовал солнце? ( капельку дождя, тучку).
-Я желаю вам успехов на следующих уроках. А теперь посмотрим одно из чудес природы.
-Вот и наступила полярная ночь.
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)
Северное (или полярное) сияние — это необычайно красивое природное явление.
Северное сияние — это свечение верхних слоев атмосферы. Первым описал это явление и нашел ему объяснение Михаил Ломоносов. Интенсивность северного сияния напрямую зависит от активности Солнца.
Мы наблюдаем седьмое чудо природы - ПОЛЯРНОЕ (СЕВЕРНОЕ) СИЯНИЕ.
(Просмотр иллюстраций или фрагмента фильма).

Рекомендуем посмотреть:

Решение и оформление простых задач в 1 классе Конспект урока - сказки по математике в 1 классе Конспект урока по математике в 1 классе Конспект урока математики для 1 класса

Похожие статьи:

Конспект урока по математике в 1 классе по ФГОС

Конспект урока математики для 1 класса

Конспект урока математики в 1 классе

Конспект урока математики в 1 классе. Число 9, цифра 9

Конспект урока по математике в 1 классе (УМК «Гармония»)

Урок-игра в начальной школе, 4 класс: Правила дорожного движения | Классный час в 1 классе. Герой Советского Союза Амет - Хан Султан
Опубликовано: 334 дня назад (10 января 2016)
Просмотров: 1050
+5
Голосов: 5
Людмила Николаевна Лыткина # 10 января 2016 в 15:57 +3
Очень познавательный урок - путешествие. Использование иллюстраций, интересных задач, физкультминутки,все гармонично и плавно переходит от одного момента урока к другому.
Надежда Павловна Панфилова # 10 января 2016 в 16:03 +1
Спасибо, Людмила Николаевна, за внимание к работе и первый голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 10 января 2016 в 16:51 +3
Надежда Павловна, здравствуйте! Как я рада видеть Вас у нас на Крайнем Севере. С интересом знакомилась со всеми этапами урока, и каждый из них связан с животным миром Арктики. Мне кажется, ребята были так увлечены необычным путешествием, что без малейшего затруднения справлялись со всеми заданиями. Спасибо за урок! С большим удовольствием голосую.
Надежда Павловна Панфилова # 10 января 2016 в 18:21 +1
Здравствуйте, Татьяна Александровна! Спасибо Вам за добрые слова. Мы так соскучились по настоящей зиме! Так и возникла идея помечтать о катании на санках, лыжах. Но без "интересных моментов" у меня не обошлось. Не понимаю, почему появился шрифт "В"?
Надежда Николаевна Бартенева # 10 января 2016 в 20:59 +2
Надежда Павловна, урок интересный, содержательный. Материал подобрали доступный для детей. Нашим детям будет интересно на уроке, так как такие обитатели с нами рядом не живут. Возьму Ваш урок к себе в копилку. Спасибо.
Алла Ивановна Ефимова # 10 января 2016 в 23:02 +2
Здравствуйте, Надежда Павловна! Давно ваших работ не было, уже по ним заскучали.
Интересный конспект, увлекательные задания все это в игровой форме.
С огромным удовольствием голосую №2 и желаю творческого вдохновения.
Надежда Павловна Панфилова # 10 января 2016 в 23:08 +2
Алла Ивановна, здравствуйте! Рада слышать от Вас такие приятные и важные слова. С началом учебного года так всё окружило: аттестация, первый класс, т.д.- всего не перечесть. Очень скучаю, но в сутках только 24 часа. Спасибо за комментарий.
Светлана Сергеевна Гомзякова # 13 января 2016 в 14:42 +2
Отличный урок!!!! Возьму на заметку!!! Идея отлично подойдет для бинарного открытого урока по математике и географии, например в 6 классе!!! Отличный способ для закрепление знаний и демонстрации уже имеющихся!!! v
Надежда Павловна Панфилова # 13 января 2016 в 15:45 +1
Светлана Сергеевна, огромное спасибо за комментарий.
Валерий Григорьевич Вершинин # 13 января 2016 в 23:49 +1
Надежда Павловна, здравствуйте! С большой радостью отдаю вам голос. Ваш урок - достойный пример для педагогов, особенно, - молодых. Представлен не только для детей, но и взрослых, интересный познавательный материал. От восхищения в голове смешались мысли, " в зобу дыханье спёрло"! Вы молодец и умница!
Надежда Павловна Панфилова # 14 января 2016 в 06:14 +1
Здравствуйте, Валерий Григорьевич! Спасибо Вам за высокую оценку работы. С уважением,Н.П.
Вера Александровна Орехова # 19 января 2016 в 22:25 +1
Надежда Павловна, интересный урок -путешествие вы представили нашему вниманию.
На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Обучающимся надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Спасибо!
Примите мой голос +1.
Желаю успехов!!!
Наталья Ильинична Андриевская # 5 июня 2016 в 17:53 +1
Большое спасибо за интересный материал. Использованы разнообразные формы работы. Всё это активизирует познавательный интерес к математике и познанию окружающего мира. Особое спасибо за прекрасный наглядный материал.