Конкурсы для педагогов и детей

Классный час в 5 классе: Семейный альбом

Воспитательный час на тему: «О чем рассказывает семейный альбом?»
Автор: Прикман Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы, Омская область, Полтавский район
Описание: Данным материалом могут воспользоваться учителя 5 классов. После проведения мероприятия дети поймут, что родословную своей семьи нужно знать и хранить.
Цель: познакомить учащихся, о чем рассказывает семейный альбом.
Задачи: научить детей собрать альбом о родословной своей семьи, воспитывать уважение к своему роду, его традиций, семейных реликвий, развивать
Вступительное слово учителя
Что может быть прекраснее того дня, когда до отчего порога, под родную родительскую крышу слетаются дети, внуки, правнуки, чтобы низко поклониться матери и отцу за вечную заботу и ласку, за бессонные ночи, когда снимали жар с нашего стола и выпекали душистый хлеб.
Каждый человек должен знать свою родословную, помнить своих прадедов, знать, чем они занимались, как жили, чем славились. Надо изучить «дерево своего рода». Чем больше род, тем крепче становится дерево, и каждой веточки или корни есть свое имя.
Что же помогает каждому из нас узнать о своем прошлом, о своих корнях?
Кто-то, не подумав, спросит: а для чего все это хранить? Что думаете вы?
Прежде всего, потому что это большая ценность, чтобы позже показать детям, внукам, правнукам, далеким и близким товарищам. Старшее поколение до сих духовных удостоверений было весьма экономным и бережливым, Редко найдешь в деревне пожилую женщину, которая бы не приберегла в сундуке предметы традиционной одежды своей матери или бабушки. В домашних архивах непременно найдем родовые метрики, которым, как говорят, нет цены, каждый такой предмет является живым свидетельством о конкретных людях и, наверное, наибольшую ценность в семейном архиве занимает одна вещь.
Итак, сегодня мы говорим о семейный альбом.
А ведутся ли в ваших семьях альбомы – летописи?
Какие именно фотографии содержатся в этих альбомах, какие записи занесены?
А нужно ли подписывать фотографии?

Помните, что в вашем альбоме должны найти место фотографии ваших родителей и членов семьи, дорогих вашему сердцу людей.
А сейчас прошу поделиться своими рассказами о семейном альбоме.
(Рассказы учеников)
В моей семье тоже есть альбом – летопись. Я изготовила его вместе с мамой для своей бабушки на ее 70 – летие. Для бабушки это был самый ценный подарок, ведь мы собрали в нем историю ее семьи: начиная от родителей, заканчивая правнуками.
(Демонстрация собственного альбома и комментарий к отдельным фотографиям)
Но еще большей святостью, еще большим уважением, признаком любой будет вывешен портрет бабушки или дедушки, отца или матери. Потому что это не просто традиции, это память о тех, кто творил историю, с кого надо брать пример. Но, к сожалению, не во многих современных семьях найдешь на стене родительские фотографии. Зато сколько певцов, футболистов... А убрана вышитым рушником портрет отца или матери почему-то считается признаком старомодности.
А что вы можете сказать по этому поводу?
У кого из вас дома можно увидеть портрет родного человека в вышитом рушнике?
Как бы вы оформили одну из стен своего дома портретами, чтобы это было и красиво и почетно?

Наверное, не найдется такой семьи, где бы не собирались за семейным столом.
Когда чаще это происходит?
А какие праздники стали традиционными в вашей семье?
(Рассказы учеников)
Немало важную роль в семейном архиве занимают письма, открытки. И умеем ли мы приберечь обычные письма от родных? Нередко приходится видеть, когда на свалках мусорщиков валяются листы с мелким рукописью самых дорогих людей. Неуважение к письмам в полной мере характеризует общую культуру человека. Не вечные же наши родители, придет время, когда память о них останется лишь в вещественных воспоминаниях – письмах, фотографиях, других памятниках.
А ведется переписка? С кем?
Что вам приятнее было бы получить sms – сообщение или письмо, написанное собственной рукой?
А какие письма хранятся в ваших архивах?
Читали ли вам письма ваши родители?
Что нового и интересного для себя вы узнали?
А может кто-то хочет поделиться интересным рассказом?

Люди одни письма хранят, другие нет. Как бы вы оценили такую ситуацию: парень дружит с девушкой. Долгое время они переписываются и случается так, что они расстаются. И тогда каждый уничтожает письма.
Как, по вашему мнению, поступить в такой ситуации: уничтожить письма или сохранить на память?
Я считаю, что их обязательно надо сохранить, ведь не все между ними было плохое, были и радостные дни, и именно письма помогут это вспомнить, а особенно, когда этот человек был тебе очень дорог. Но помните, очень некультурно читать чужие письма без разрешения.
У вас на столах есть цветные кленовые листочки. Напишите на них слова, словосочетания, предложения, которые бы говорили о том, что значат для вас семейные реликвии.
(Ученики выполняют, записывают под звуки мелодии о семье и затем прикрепляют на доску, где нарисовано дерево)
А теперь давайте проведем конкурс на лучшего знатока поговорок, пословиц, песен, стихов о семье, семью.
У нас на доске записан эпиграф. Как вы считаете, что означают эти слова?
Итог
Письма и фотографии – это память. Не одна мать-старушка, не одна вдова еще и сейчас тихонько откроет сундук и самостоятельно читает письма, написанные сыном или мужем.
В свое время известный поэт А. С. Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно; неуважение к ним есть постыдное легкомыслие».
А с чего же начинается легкомыслие?
Наверное, из забытого на подоконнике письма, забытой фотографии...
Помните об этом, берегите семейные реликвии, семейные альбомы, чтобы потом, на склоне лет, передать своим детям. Род следует знать. Это не просто красивые слова, это обязанность не только перед прошлым, но и будущим поколениям.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о толерантности в 5 классе Классный час в 5 классе Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав»

Похожие статьи:

Классные часы в 5 классе. Разработки

Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения

Классный час на тему животные для 5, 6 класса

Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»

Участник №171 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Классный час: «Красота души человеческой», 4 класс | Классный час: «Безопасный интернет», 5-6 класс
Опубликовано: 287 дней назад (24 февраля 2016)
Просмотров: 1670
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Светлана Васильевна Лелекина # 24 февраля 2016 в 18:51 0
Очень интересный классный час, содержательный! Возьму на заметку.
Марина Анатольевна Карасева # 24 февраля 2016 в 19:24 0
Здравствуйте Надежда Сергеевна! Очень понравился конспект классного часа о семейных ценностях.Обязательно возьму на заметку.
Даниил Витальевич Тихонов # 25 февраля 2016 в 15:24 0
Хороший час!!! Фото сейчас, почти, у каждого только на носителях. А альбом уже нынешняя молодежь и не привыкла вести, а это очень важно ведь. Спасибо, многое возьму на заметку!
Татьяна Гуляева # 25 февраля 2016 в 20:45 0
Здравствуйте, Надежда Сергеевна! У Вашего классного часа очень актуальная тема. Мы не должны растить "иванов, не помнящих родства". Любовь к Родине в большом смысле слова начинается с семьи. И чем больше мы будем говорить на такие темы с нашими детьми, тем сильнее будет Россия в эти сложные времена.
Спасибо за ваш труд!
Голосую непременно!