Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова

Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова."
Автор: Новикова Надежда Викторовна, воспитатель, МДОУ "Детский сад №2 "Солнышко" комбинированного вида, г.Оленегорск, Мурманская обл.
Данный материал будет интересен воспитателям групп раннего возраста от 1 года до 2 лет, молодым специалистам.
Задачи:
1. Формировать навыки самообслуживания действия с бытовыми предметами (ложка, чашка и т.д.);
2. Развивать восприятие смысла художественного слова (потешек, песенок, стишков);
3. Обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников.

Раннее детство – период становления органов, систем и прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Ранний возраст – период не только быстрого физического, но и интенсивного психического развития ребенка: формирование восприятия, мышления, речи, памяти, чувства, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками..
Всё психическое развитие ребенка осуществляется под влиянием окружающих его взрослых. В основу обучения детей раннего возраста положено развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, подмечать, сопоставлять, обобщать, необходимых в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний и жизненного опыта.
Взрослый вводит ребенка в незнакомый ему мир: учит действиям с игрушками, другими предметами, создает условия для самостоятельной детской деятельности, открывает прелесть родной речи, воспитывает доброжелательность, полезные привычки.
Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в развитии ребенка.
В воспитательной работе надо использовать в качестве примера правильные навыки и поступки детей и взрослых.
Психолого-педагогической основой этого приема является склонность детей к подражанию.
Понимание речи окружающих и способность подражания использую в обучении детей раннего возраста культурно-гигиеническим навыкам.
Главное в обучении спокойствие, терпение и повторение. Песенки, стишки, потешки делают процесс воспитания и обучения более увлекательным.
Художественное слово - важнейшее средство воспитания маленького ребенка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослых и детей, происходит знакомство ребенка с окружающим миром. Детям раннего возраста нравится ритмичная речь, сама музыка слова. Еще не понимая смысла, ребенок с радостью слушает народные песенки и потешки, с удовольствием выполняет первые «гимнастические упражнения», под ритм пестушек, приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм. Первые слова, действия, навыки возникают именно как потребность ответить на знакомые слова, выразить свои чувства, умения.
С помощью потешек, пестушек, песенок ребенок усваивает родную речь, понимая и используя ее, знакомится с окружающими его предметами, постигает первые нравственные уроки. Образы, создаваемые в потешках, понятны детям с момента рождения: это «котенька-коток», «заинька», «петушок-петушок». Этих персонажей взрослые просят укачать ребенка, петушку пеняют, что он деткам спать не дает, собачку уговаривают, чтобы она не лаяла и не пугала детку. Ребенок очень быстро запоминает содержание потешек, стишков, песенок, активно включается в игру. Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в его сознании и которое он, подрастая, желает получить еще и еще раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного творчества народа.

В своей работе с малышами использую произведения устного народного творчества, сопровождая все режимные моменты, в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков, правил поведения.
Фольклорные произведения необычайно вариативны, ведь они не имеют канонического образца, поэтому, играя с ребенком можно вносить что-нибудь свое: адресуя конкретному ребенку, использовать его имя или какие-то характерные черты.
Например:
Наша Маша (имя ребенка) маленька,
На ней шубка аленька
Опушка бобровая,
Маша (имя ребенка) чернобровая.
*
А Ванюша (имя ребенка) попляши!
Твои ножки хороши,
Еще нос сучком,
Голова пучком.
Встречая утром детей, обязательно приветствую ребенка по имени, акцентирую внимание на каких-то деталях его внешнего вида (красивая шапочка, ботиночки и т.д.), вечером прощаясь, обращаю внимание родителей на какой-то маленький успех их малыша, говоря добрые слова похвалы, тем самым у ребенка закладывается поведенческий ритуал: встречи – расставания.
Например:
Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.
*
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька (имя ребенка) хороший,
Коленька (имя ребенка) пригожий.
*
Ах, ты моя девочка - сладкая конфеточка
Золотая белочка, сиреневая веточка.
*
Во саду - садочке
Выросла малинка.
Солнце ее греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Выросла Лизуша! (имя ребенка)
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Песенки и потешки помогают ребенку в приобретении культурно-гигиенических навыков. Так при умывании ребенка поэтапно обучаю: вначале закатываем рукава, затем подставляем ручки под струю воды, попеременно охватывая ладонью тыльную сторону каждой руки, производя моющие и трущие движения. Смочить мыло, намылить руки, тереть одной рукой о другую, положить мыло, смыть пену. А также умывая лицо.
При умывании использую потешку:
Водичка, водичка умой Маше (имя ребенка) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
После умывания учу правильно пользоваться полотенцем. Обращаю внимание, что нужно пользоваться только своим полотенцем, которое находится на своем определенном месте.
Во время кормления малыш стремится к самостоятельности: держать ложку, зачерпывать густую пищу, затем направлять ложку ко рту, аккуратно брать кружку, чтобы не разлить воду. В 1 год 6 месяцев ребенок ест первое и второе блюдо с хлебом самостоятельно. Во время кормления использую разные потешки, например:
Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша,
Съели мы с тобою кашу
Правда, каша хороша?
*
Это – ложка, это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
*
Умница Катенька (имя ребенка),
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
*
Пришел кисель,
На залавочке присел,
На залавочке присел,
Поесть Катеньке (имя ребенка) велел.

Учу малышей, что выходя из-за стола после еды, они должны благодарить взрослого и задвигать за собой стул.
В раннем возрасте ребенок учится чистоте, опрятности, аккуратности. Учу замечать небрежность, неаккуратность в своем внешнем виде. Например, показываю куклу и говорю, что платье у куклы красивое, чистое, волосы аккуратно причесаны, на голове бантик. Причесывая куклу, учу детей опрятности во внешнем виде, при этом читаю детям потешку:
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
*
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане (имя ребенка) делаем прическу.
Приучаю малышей к раздеванию с помощью взрослого, затем к частичному раздеванию самостоятельно, а также учу запоминать свои вещи и аккуратно складывать их в одно место.
Одевая ребенка, читаю потешку:
Вот они сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот – с левой ножки,
Вот так хорошо!
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Дети с удовольствием слушают и выполняют действия: одевание, раздевание.
При укладывании ребенка спать, читаю потешку, чтобы быстрей засыпал, например:
Баю – баю – баюшки,
В огороде - заюшки.
Зайки бегают крючком,
Повернись, Сашок, бочком!
*
Баю, баюшки, бай - бай,
Глазки, Маша (имя ребенка), закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива,
Будь умна,
При народе будь скромна.
Спи, до вечера
Тебе делать нечего.
Баю, баюшки, бай - бай,
Глазки, Маша (имя ребенка), закрывай
При пробуждении детей ото сна, тоже читаю потешку, например:
Потягушечки, порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки – хватушечки,
Ноги – побегушечки.
При этом потягивая за ручки, ножки, побуждаю к движению и тем-самым к пробуждению, этим закрепляется потребность в бодрящей гимнастике после сна.
Воспитываю у детей привычку вести себя спокойно, не кричать, благодарить за угощение, заходя в группу – здороваться, уходя – прощаться. Каждый раз, ободряя и поощряя ребенка словом, улыбкой.
Работая на группе раннего возраста, учитываю возрастные особенности детей для привития культурно-гигиенических навыков, правил поведения, полезных привычек. К каждому режимному моменту: умыванию, кормлению, укладыванию спать, а также для воспитания опрятности, одеванию и раздеванию, составила картотеку потешек, стишков, пестушек, песенок. Для единства требований по воспитанию данных навыков родителей и воспитателя подготовила консультации для родителей, а также тексты стишков, потешек, как рекомендации для использования их дома. Вырабатывать правильные хорошие привычки очень кропотливая работа, для этого необходимы последовательность и настойчивость в своих требованиях. И всегда необходимо быть спокойной, доброжелательной, не проявлять нетерпение, если у малыша что-то не получается, не спешить ему на помощь.

Рекомендуем посмотреть:

Советы молодым мамам Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором Занятие по ритмике для детей 9-10 лет: Кадриль для детей Потешки про зверят для детей 3-4 лет

Похожие статьи:

Потешки для детей

Потешки для малышей про овощи, фрукты и разные продукты

Русские народные потешки для детей 2-3 лет

Русские народные песни и потешки для детей

Потешки с движениями для самых маленьких

Дидактическая игра для детского сада своими руками. Мастер-класс "Собери цветок" | Развлечение в группе раннего возраста от 1 года до 1,5 лет. Сценарий
Опубликовано: 3036 дней назад (3 января 2016)
Просмотров: 10004
+24
Голосов: 24
Зинаида Аркадьевна Старцева # 3 января 2016 в 05:11 +7
Здравствуйте, Надежда Викторовна! Поздравляю с публикацией на сайте. Материал интересный, практический, пригодится в работе коллегам-дошкольникам. В группе Вами создана обстановка, способствующая формированию культурно-гигиенических навыков. Эта задача является основополагающей в работе с детьми раннего возраста, так как именно ранний возраст является является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков, а также для успешности социализации детей, для сохранения и укрепления здоровья детей. Огромную роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример, поскольку ребёнок автоматически усваивает принятые в семье правила. Замечательно, что Вы ведёте целенаправленную систематическую работу и с детьми, и с родителями. Ваша публикация актуальна, поскольку привитые ребёнку навыки впоследствии превратятся в привычку культурного поведения и роль художественного слова в этой работе велика. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, сопровождая действия потешками, четверостишиями, у него легко вырабатывается привычка следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
С удовольствием оставляю первый комментарий и дарю голос № 1.
Небольшое уточнение по оформлению, Надежда Викторовна, в начале текста необходимо указывать данные автора публикации, то есть Ваши, подробнее здесь: https://ped-kopilka.ru/sertifikaty/svidetelstvo-o-publikaci.html
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 12:18 +4
Спасибо за первый голос и такой обстоятельный комментарий! Замечание Ваше учту!
Татьяна Сегреевна Алексеева # 3 января 2016 в 14:16 +4
Очень практичный, актуальный материал, спасибо, с удовольствием буду использовать в своей работе
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 14:47 +3
Спасибо!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 3 января 2016 в 16:08 +5
Надежда Викторовна, уверена, что материал пригодится в работе многим педагогам.
Спасибо за приглашение, было очень интересно познакомиться с опытом вашей работы. Что же касается оформления материала, я бы добавила цель публикации и стихи выделила курсивом(для лучшего восприятия).
Желаю вам успехов в новом году!голос №2
С уважением, Т.Н.
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 17:59 +2
Да, Вы правы, к сожалению поздно спохватилась, не успела отредактировать. Благодарю за голос и за комментарий!
Татьяна Александровна Толстикова # 3 января 2016 в 16:08 +6
Надежда Викторовна, добрый вечер! С удовольствием познакомилась с вашей публикацией. Внуку скоро полгодика, и Ваш материал для меня бесценная находка. Он уже с удовольствием слушает мои прибаутки, радуется ладушкам, но многие забыто. Буду вспоминать и учить снова. Спасибо! С удовольствием голосую.
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 17:59 +2
Спасибо! Рада!
Галина Юрьевна Ерышова # 3 января 2016 в 17:44 +3
Спасибо за интересный материал! Работа по формированию культурно-гигиенических навыков, да еще у малышей,-это титанический труд! Примите мой голос за огромную работу! С Новым годом!
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 18:00 +2
Спасибо большое!
Ирина Анатольевна Князева # 3 января 2016 в 17:46 +3
Надежда Викторовна! С удовольствием ознакомилась с Вашей публикацией! Тема до боли знакома, сама проработала в группе раннего развития более 15 лет, но мне она всегда интересна! Очень нужный материал, способствующий воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования в игровых моментах художественного слова. Такой материал будет очень полезен не только молодым педагогам в работе, но и нам стажистам. С Новым годом! Творческих идей и удачи! Голос!
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 18:01 +2
Огромное спасибо!
Елена Юрьевна Шишлакова # 3 января 2016 в 18:33 +4
Добрый вечер, Надежда Викторовна!
Внимательно прочитала Вашу публикацию. Ваша работа направлена на привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, несёт большую воспитательную ценность нравственного начала личности ребёнка (здороваться, прощаться, благодарить). Всё это важно заложить на этапе данного возраста. Вы широко используете художественное слово, фольклор. Дети по особенному реагируют на потешки, стихи, внимательно слушают, стараются подражать смысловому звучанию, обыграть с помощью взрослого. Ваш материал очень познавательный, наработанный, имеет большую практическую значимость.
Спасибо за приглашение и примите голос!
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 18:49 +3
Спасибо за голос и комментарий!
Самира Гасановна Гасанова # 3 января 2016 в 19:50 +2
Здравствуйте,Надежда Викторовна! С удовольствием прочитала Вашу публикацию.Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Спасибо за приглашение и примите голос!

Желаю вам успехов в новом году!
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 20:01 +2
Благодарю за комментарий и голос!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 3 января 2016 в 21:01 +3
Благодарю за приглашение, Надежда Викторовна. Воспитание КГН всегда будет актуально в работе с детьми-дошколятами, а уж о группе раннего возраста и говорить нечего. Актуальный материал, который обязательно пригодится педагогам-практикам. Спасибо, примите голос!
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 21:53 +2
Спасибо большое!
Алла Ивановна Ефимова # 3 января 2016 в 23:03 +3
Материал интересный, познавательный. Замечательные стихи, действительно пригодится многим.
Посылаю вам голос №7.
Надежда Викторовна Новикова # 3 января 2016 в 23:55 +2
Спасибо!
Елена Вениаминовна Богатырева # 4 января 2016 в 02:46 +4
Надежда Викторовна, Ваша публикация заслуживает внимания. Видно, что ВЫ проводите ежедневную, кропотливую работу с детьми и для повышения эффективности овладения детьми различных культурно-гигиенических навыков, удачно используете художественное слово. Голосую.
Надежда Викторовна Новикова # 4 января 2016 в 11:49 +3
Спасибо!
Елена Викторовна Багрова # 4 января 2016 в 11:37 +6
Здравствуйте,Надежда Викторовна!Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. Актуальный материал, который обязательно пригодится педагогам-практикам. Спасибо, примите голос!Удачи!
Надежда Викторовна Новикова # 4 января 2016 в 11:48 +3
Спасибо!
Надежда Викторовна Новикова # 4 января 2016 в 11:58 +5
Уважаемые коллеги, друзья! Огромное спасибо за добрые слова, поддержку! Ура! Получила Свидетельство о публикации! Очень благодарна, что вы уделили свое внимание, время в эти праздничные дни моей работе! СПАСИБО!!! v
Ирина Юрьевна Ручина # 4 января 2016 в 18:11 +8
Надежда Викторовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Очень практичный, актуальный материал, мне понравился. Ваш материал пригодится в работе многим педагогам. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Надежда Викторовна Новикова # 4 января 2016 в 19:30 +3
Благодарю!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 5 января 2016 в 11:24 +7
Надежда Викторовна, спасибо за приглашение. Ваша статья "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова " получилась интересной, доступной для восприятия. Вырабатывать правильные хорошие привычки нужно с малолетства, и Вы обобщаете свой опыт работы в этом деле, он будет интересен коллегам и родителям. Голосую +1!
Надежда Викторовна Новикова # 5 января 2016 в 20:34 +3
Спасибо за оценку!
Ольга Васильевна Яковлева # 5 января 2016 в 15:54 +4
Здравствуйте, Надежда Викторовна. Ценный, актуальный, полезный материал Вы опубликовали. Подобраны замечательные потешки и песенки. Спасибо за то, что делитесь опытом работы! Дальнейших творческих успехов! голос
Надежда Викторовна Новикова # 5 января 2016 в 20:35 +2
Спасибо большое!
Елена Михайловна Боева # 5 января 2016 в 23:08 +5
Спасибо, Надежда Викторовна за добрые советы. Думаю, они мне пригодятся - внучок подрастает...
Надежда Викторовна Новикова # 15 января 2016 в 11:07 0
Спасибо!
Любовь Зайцева # 5 января 2016 в 23:11 +3
Надежда Викторовна, спасибо за приглашение. Очень необходимый материал для воспитателей, работа с фольклором - самое нежное прикосновение к детской душе. Это то, чему надо учиться и помнить, и передавать другим. +1! Спасибо и успехов!
Надежда Викторовна Новикова # 7 января 2016 в 13:05 0
Спасибо за добрые слова!
Наталья Николаевна Сегенюк # 14 января 2016 в 06:05 +2
Надежда Викторовна, спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с вашей работой по воспитанию к.г.н. у детей раннего возраста. Материал будет очень полезен педагогам, особенно начинающим. Воспитывать детей с художественным словом интереснее, и, не только ребенку, но и взрослому. Особенно такие стишки, прибаутки и припевочки действуют, когда ребенок утром расстроен и плачет, прислушиваясь к вашему голосу и к словам, которые вы проговариваете, он быстрее успокаивается. +1
Надежда Викторовна Новикова # 15 января 2016 в 11:09 0
Спасибо за комментарий!
Людмила Анатольевна Корякова # 19 января 2016 в 14:24 +1
Надежда Викторовна, уверена, что материал пригодится в работе многим педагогам.
Спасибо и успехов!
Надежда Викторовна Новикова # 3 февраля 2016 в 14:10 0
Спасибо!
Марина Викторовна Киселева # 23 января 2016 в 17:00 +1
Надежда Викторовна!
Спасибо за сообщение из опыта работы!
Это большой плюс в нашей работе!
Всё начинается с воспитания культурно - гигиенических навыков!
Здоровье для детей самое главное, как и для всех!
Всего Вам самого доброго!
Надежда Викторовна Новикова # 3 февраля 2016 в 14:09 0
Спасибо!
Наталья Анатольевна Проскурякова # 1 февраля 2016 в 10:28 +1
Уважаемая Надежда! Дети младших групп охотно будут соблюдать все ваши просьбы, быстрее обучатся всем навыкам услышав такие прекрасные стихотворения, потешки. Внимание у малышей рассеивается, собрать их "воедино" можно только с помощью таких нужных, интересных занятий.
Надежда Викторовна Новикова # 3 февраля 2016 в 14:09 0
Вы совершенно правы! Спасибо за комментарий!
Лидия Алексеевна Бугатаева # 2 февраля 2016 в 15:12 +1
Спасибо за приглашение Надежда Викторовна!Очень замечательная и познавательная статья, много интересного.В младшем возрасте возрасте дети с помощью художественного слова хорошо закрепляют культурно гигиенические навыки.Удачи в вашем нелегком труде. Успехов.
Надежда Викторовна Новикова # 3 февраля 2016 в 14:07 0
Спасибо за комментарий!
Татьяна Викторовна Бабкина # 18 мая 2016 в 09:33 0
Добрый день Надежда Викторовна! Спасибо большое за ваш материал. Воспитание КГН очень важно в раннем возрасте, а если с применением художественного слова - это просто чудо ! Мой голос вам!