Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методическая разработка урока географии для 6 класса

Конспект урока географии для 6 класса
Методическая разработка урока географии по теме: «Гидросфера – водная оболочка Земли» для учащихся 6 класса
Автор: Обухова Надежда Викторовна учитель географии высшей категории КГУ «Средняя школа №12»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района» Костанайская область, Республика Казахстан

Предлагаю учителям географии методическую разработку урока по теме: «Гидросфера – водная оболочка Земли».
В разработке обозначены цель и задачи урока, содержится план урока, описан подробный ход урока. Предложены разнообразные формы и методы разных этапов урока.
Также для эффективного закрепления знаний, полученных на уроке, предложено контрольное тестирование.

Цели и задачи урока:
- Расширить кругозор. Закрепить и систематизировать знания учащихся.
- Развивать познавательный интерес, умения наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, делать общие выводы, устную речь, логическое мышление;
- Формировать картографическую грамотность.
- Воспитывать валеологическую культуру, чувство взаимопомощи, коммуникативные навыки, умения коллективной работы в группах с учётом личностных интересов; активную жизненную позицию, чувство Казахстанского патриотизма.

Оборудование: физическая карта мира и Казахстана, атласы, учебник географии для 6 класса, контурные карты, презентация и видеофрагменты по теме урока, тестовые задания.
План урока:
1.Состав гидросферы.
2. Вода – уникальное вещество.
3. Океаны в сравнении.
4. Моря и озёра.
5. Реки.
6. Значение воды. Охрана.
Ход:
1. Организационный момент:
- Готовность к уроку.
- Психологический настрой учащихся на урок.
- Формулирование цели и задач урока.
- Определение плана работы на уроке.

1.Состав гидросферы.
Цель:
- Закрепить ранее изученное, расширить знания по теме «Гидросфера»;
- Развивать устную речь, логическое мышление;
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование:
Карта полушарий, карта-схема «Состав гидросферы».

Вопросы для повторения: (фронтальная беседа с учащимися)
- что такое гидросфера?
- что такое Мировой океан?
- какую часть поверхности Земли занимают воды Мирового океана? (97%)
Работа со схемой «Состав гидросферы».
Схема есть в учебнике (можно вывести схему на интерактивную доску срвзу, либо создавать её при помощи учеников).

2. Вода – уникальное вещество.
Цель:
- Расширить и закрепить знания по теме «Гидросфера».
- Доказать наличие агрегатных состояний виды и переходы из одного состояния в другое.
- Развивать познавательный интерес, умения наблюдать за явлениями природы,
- Расширить кругозор.
- Воспитывать валеологическую культуру, чувство взаимопомощи, социальной адаптации.

Оборудование:
- слайды, схемы, кластеры, физическая карта полушарий и Казахстана,
схема «Круговорот воды в природе».
1) Работа со слайдами.
Цель: определить агрегатные состояния воды.
Самостоятельная работа. Сравнить со слайдом - кластером. Записать в тетрадь.

2) Работа со схемой «Круговорот воды в природе».
Вопросы для проблемного обсуждения:
Как происходит круговорот воды в природе? (Устные ответы учащихся).
Какой можно сделать вывод?
(Вода находится в постоянном движении. Она никуда не исчезает с планеты Земля. Круговорот воды связывает между собой все оболочки Земли).

Общие выводы (Что повторили? Что узнали нового?):
Примерные ответы учащихся:
- повторили состав гидросферы;
- объяснили «Круговорот воды в природе».
- изучили агрегатные состояния воды в природе.

Музыкальная пауза.

3. Океаны в сравнении.
Цель:
- Расширить и закрепить знания по теме «Гидросфера»;
- Сформировать у учащихся представление об океанах;
- Развивать умения сравнивать, анализировать, делать общие выводы;
- Воспитывать навыки коллективной работы в группах с учётом личностных интересов.

Оборудование:
- физическая карта полушарий, глобус, схема «Площадь океанов», контурные карты.

Работа в творческих группах (4 группы по названиям океанов) по карточкам-заданиям.
Карточки-задания:
При помощи картографических источников (карты атласа, таблицы в материале учебника и т.д.)
1. Найти … океан на карте.
2. Какие материки он омывает?
3. Самое глубокое место в океане (определите, работая со схемой-слайдом).

Полученные результаты запишите в таблицу:
1) Название океана
2) Место по площади, площадь млн кв км
3) Какие материки омывает
4) Какие материки омывает
5) Самое глубокое место, глубина в м.

Озвучивание результатов работы, сравнение с результатами таблицы на слайде (выводится заполненная таблица).

Практическая работа:
Нанести на контурной карте океаны, обозначить самое глубокое место.
Подведение итога изученного:
- повторили названия и местонахождение океанов на планете Земля;
- узнали площадь океанов и самое глубокое место каждого океана;

Музыкальная пауза.

4. Моря и озёра.
Цель:
- Расширить кругозор, сформировать представления о морях и озёрах;
- Развивать познавательную деятельность.
- Формировать картографическую грамотность.
- Воспитывать коммуникативные качества.
Оборудование:
Карты, глобус, картинки, слайды, контурные карты.

Словарная работа (работа в творческих группах):
Задание: найти определение, записать в тетрадь
1 группа:
Море – небольшая часть океана, отделённая от него берегами материков и островами.
Всего морей – около 60.
2 группа:
Виды морей (по расположению относительно суши):
1. внутренние – глубоко вдаются в материк (Средиземное, Чёрное, Балтийское, Красное). 1 пара учеников
2. окраинные – слабо обособленные от океанов островами и полуостровами (Норвежское, Охотское). 2 пара
3. межостровные – окружены кольцом островов (Соломоново, Филиппинское, Сулавеси). 3 пара
Озвучить результаты.
3 группа:
Части моря: 1. Залив – часть мирового океана, вдающаяся в сушу, но имеющая с ним свободный обмен.
2. Пролив – узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющие водные бассейны (Гибралтарский, Магелланов, Мозамбикский, Ла-Манш).

4 группа:
Озеро – естественное углубление суши, заполненное водой. Отличие от моря? (не имеют прямой связи с океаном) 3 подгруппа
Водохранилища – искусственные водоёмы.
Казахстан: Бухтарминское и Усть-Каменогорское - самые крупные.

Слайд-шоу «Самый-самый»:
Просмотр слайдов с комментированием учителя.
Каспийское - 1 место по площади;
Байкал – самое глубокое;
Титикака - самое высокогорное;
Мёртвое – самое солёное;
Чад – изменяет свою площадь.
Какие крупные моря и озёра Казахстана вы знаете?

Практическая работа.
Нанести на контурную карту озёра Казахстана: Аральское море и озеро Балхаш.
Итоги:
- узнали определение моря, изучили составные части и виды морей.
- познакомились с самыми известными морями мира.

5. Реки.
Отгадайте загадки:
- Зимой срываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь. (река).
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Цель:
- Расширить и систематизировать знания учащихся.
- Развивать картографическую грамотность, познавательную активность.
- Формировать умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Оборудование:
Глобус, карта, слайды, контурные карты.

Выяснение уровня знаний по теме:
- какие реки Казахстана вы знаете?
- какие реки протекают по территории Костанайской области?

Словарная работа:
Река – естественный поток воды, текущий по выработанному им руслу.
Русло – углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.

Практическое задание:
обозначить на контурной карте: Нил, Амазонку, Иртыш.

Итог:
- изучили части реки,
- познакомились с самыми известными реками мира.

Отдых: Просмотр видеофрагментов ( животные водоёмов ..)

6. Значение воды. Охрана.
Цель:
- расширение кругозора;
- развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- воспитание активной жизненной позиции, чувства Казахстанского патриотизма.

Работа в творческих группах:
1. Значение воды:
Примерные ответы учащихся:
- Вода – колыбель жизни.
- содержится во всех живых организмах.
- среда обитания многих живых организмов.
- средство поддержания жизни живых организмов.
- хозяйственные нужды человека.

2. Охрана:
Примерные ответы учащихся:
- разумное использование;
- производственные фильтры;
- строительство очистных сооружений;
- живые «фильтры»;
- запрет и жёсткий контроль за сбрасыванием отходов, мусора, горюче-смазочных материалов.

Итоги:
- Вода – основа жизни на Земле.

Оценки за урок.

Релаксация.

Тестовый контроль.
1. Водная оболочка Земли:

А) литосфера; В) гидросфера; С) атмосфера.

2. вода в твёрдом состоянии:
А) айсберг; В) роса; С) облако.

3. Место начала реки:

А) исток; В) русло; С) устье.

4. вода превращается в лёд при температуре:

А) выше 0 градусов; В) при 0 градусов; С) ниже 0 градусов.

5. Самый большой океан:

А) Индийский; В) Тихий; С) Атлантический.
Домашнее задание:
- найти пословицы и поговорки, в которых говорится о значении воды.
- работа с физической картой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Развитие моторики пальцев рук
Опубликовано: 3608 дней назад (3 мая 2014)
Просмотров: 5064
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!