Конкурсы для педагогов и детей

Развитие моторики пальцев рук

Как развивать моторики пальцев рук у детей школьного возраста. Советы и рекомендации для родителей
Развитие моторики рук - одна из важнейших задач, стоящих перед школой и родителями. Только совместными усилиями можно добиться отличных результатов. Ежедневно на каждом логопедическом занятии отводится 2-3 минуты на пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры.
Работа по развитию мелкой моторики рук также проводится перед занятием.
Перед рисованием эффективно выполнить упражнения с пальцами, причём необходимо уделить внимание всем пальцам.
Отличным тренажером для пальцев является процесс рисования нетрадиционными способами. Например, оттиск. Из картона вырезаются шаблоны, покрываются гуашевыми красками и печатаются на бумагу. Рисунки получаются аккуратными и эстетичными. Особенно хорошо использовать оттиск при рисовании казахских орнаментов.
Для улучшения результата следует играть в пальчиковые игры, выполнять упражнения для развития моторики рук (как мелкой, так и крупной) не только в школе, но и дома. Для этого создана картотека игр и упражнений для родителей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок развивает мелкую моторику, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчит обучение навыкам письма.
Начинать тренировать пальчики ребёнка нужно с первых дней жизни, чтобы развивать статические и динамические движения пальцев рук, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности, развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую).
Свободное время с ребёнком можно провести, играя в пальчиковые игры (пальчиковый театр, рисуем руками). Существует ещё много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, например:
- лепка из глины и пластилина;
- рисование, раскрашивание картинок;
- изготовление поделок из бумаги, природного материала;
- конструирование;
- застёгивание и расстёгивание пуговиц (кнопок, крючков), завязывание и развязывание лент (шнурков, узелков на верёвке), завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков;
- всасывание пипеткой воды;
- открывание и закрывание дверцы или шкатулки;
- нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, венков из цветов;
- переборка круп;
- графическая работа в тетрадях и альбомах.

Для снятия напряжения родители с самого рождения малыша могут выполнять следующие приёмы массажа рук:
- поглаживание: совершается в разных направлениях;
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает её);
- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажёр);
- массаж с помощью специального мячика: им нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев, мячик должен быть твёрдым, то есть не должен легко деформироваться;
- сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей психических познавательных процессов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в младшей группе «В мире игрушек» Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками Игровое пособие по развитию мелкой моторики для младшей группы детского сада Конспект занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста
Методическая разработка урока географии для 6 класса
Опубликовано: 633 дня назад (16 марта 2015)
Просмотров: 637
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Мадина Закариевна Губайдуллина # 16 марта 2015 в 17:23 +2
Здравствуйте,Надежда Викторовна! Очень познавательный материал. Из вашего материала я узнала много интересного. Обязательно использую ваши советы в работе. Успехов!
Елена Владимировна Дьячкова # 16 марта 2015 в 18:40 +1
Надежда Викторовна, очень понравился Ваш материал. Действительно мелкая моторика пальцев рук очень важна для правильного развития ребенка. Ведь все процессы связанные с речевым развитием ребенка напрямую зависят от моторики пальцев рук. Более того, указанные Вами упражнения действительно помогают подготовить руку ребенка к письму и дальнейшему успешному обучению в школе. Думаю Ваша статья очень пригодится как воспитателям подготовительных к школе групп, так и родителям будущих первоклассников.
Александра Михайловна Матюкина # 16 марта 2015 в 21:49 +1
Добрый вечер! Тоже работаю над этим вопросом уже года 3. Провожу занятия для дошколят в школе, но только в компьютерном классе. Считаю что через мелкую моторику развивается память, внимание. Успехов в работе
Надежда Владимировна Жукова # 17 марта 2015 в 06:59 +1
спасибо за публикацию материала. Использую в своей работе.