Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие в начальной школе. Зимующие птицы

Конспект внеклассного занятия для учащихся начальных классов
Цель:
• Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».
Задачи:
• Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.
• Вызвать желание помочь зимующим птицам
• Учить замечать характерные особенности строения птиц.
Оборудование:
Картинки изображением зимующих птиц, мяч, рисунок кормушек, коробки, зерно.
Предварительная работа: дается задание детям найти информацию о зимующих птицах.
Ход занятия:
Ведущий:
- Ребята, сегодня пойдет разговор о птицах. Послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц»:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Ребята, как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами? (зимующие птицы)
Ведущий:
- Ребята, рассмотрите картинке и назовите птиц, которые здесь изображены.
Дети:
- Ворона, воробей, сорока, голубь.
Ведущий:
- Молодцы, а сейчас послушайте загадку отгадайте, о какой птицы говорится в загадке?
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)

Ведущий:
- Правильно воробей. Расскажите про воробья. Какой он?
Дети (рассказ о воробье):
Воробей - маленький, серенький, шустренький, по двору шныряет, крошки собирает. Воробьи летают стайкой. Глядя из окна дома на этих птиц, можно узнать, холодно ли на улице: если они взъерошены, будто надуты, - береги нос и уши, а когда на улице тепло - они гладенькие, аккуратненькие.
Ведущий:
- Это птица всем известна. Послушайте загадку и скажите, о какой птицы говорится.
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)

Ведущий:
- Посмотрите и расскажите про ворону. Какая она?
Дети:
- Ворона - крупная, серо-черная, ходит большими шагами, вперевалочку. Любит наблюдать за окружающим с забора, с крыши, с деревьев, близко к себе не подпускает, обитает на свалках, кормится там.
Это большая, черная, хитрая, важная птица.
(рассказ о вороне)
Ведущий:
- Молодцы ребята, отгадайте последнюю загадку
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Ведущий:
- Ребята расскажите, что вы знаете о дятле?
Дети (рассказ о дятле)
- Дятел - лесной доктор, санитар леса. У дятла очень крепкий клюв, без него дятлу хуже, чем нам без рук. А еще у него сильный хвост, поэтому он садится не на ветку дерева, а прямо на его ствол. «Носит черный жилет, красный берет». Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывает жучков из – под коры…
Ведущий:
- Ребята, а каких птиц мы еще не назвали? Расскажите о них.
Сорока - белобока, непоседа, длиннохвостая, самая «болтливая» птица.

Синица - с желтеньким брюшком, на грудке черный галстук. Выискивает в коре деревьев насекомых. Любит лакомиться несоленым салом, мясом.

Голубь - «птица мира», воркует, ходит частыми шагами, кормится стаей, медлителен.

Снегирь носит снежное название, прилетает зимовать к нам с севера, летом туда возвращается. У самца грудка яркая, у самки - серенькие перья. Снегирь любит ягоды рябины, почки деревьев. У ягод выбрасывает мякоть, съедает косточки. Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.

Физкультминутка.
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Чтение произведения Г. Скребицкого «В зимнюю стужу»
«В зимнем тумане встает холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.
Вдруг словно весенний ветерок прошу мел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над лесом. Да ведь это клесты - природные северяне! Им не страшны наши морозы.
Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Я сто ял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой...
Утреннее солнце ярко освещало зеленые вершины елей, гроздья румяных шишек и веселых пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Любуясь клестами, я вдруг заметил, как один из них подлетел к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещеру, и тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц - особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому убедиться.
Крадучись я подобрался к этой ели, и полез вверх по стволу. Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет. Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нем, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка - самочка клеста.
Неловким движением я качнул ветку, испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы. Над самым гнездом свешивались заснеженные ветки. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж: сучьев старой ели, будто наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.
Я поскорее слез с дерева...
Стоя под деревом, я тер закоченевшие в шерстяных варежках руки и все думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа».
Ведущий. О каких зимующих птицах говорится в рассказе? (Ответы.)
Кто помнит, какого цвета самка клеста? (Серо-зеленого.) Найдите ее на картинках. Какое оперение у самца? (Красноватое.)
Что нового вы узнали о клестах? Птенцы появляются на свет в стужу. Клеста особенный - верхняя и нижняя части скрещиваются. Таким клювом удобно доставать семена из шишки.
Ребенок.
Птица прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит;
Голоском речистым, чистым -
Кле-кле-кле! - поет со свистом;
Тем еще известна птица,
Что морозов не боится;
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой.
- Ребята посмотрите внимательно на картинку, скажите, что на ней изображено.
Дети:
- Кормушка.
Ведущий:
- Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
Дети:
- Люди.
Ведущий:
- Для чего они это сделали?
Дети:
- Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
- Хорошо ребята, мы с вами вспомнили многих птиц. А сейчас мы с вами немного отдохнем.
Упражнение «Назови ласково».
Ведущий бросает мяч ребенку и называет птицу, например:
Синица – синичка
Голубь - голубок
Воробей – воробушек
Молодцы!
- Ребята, в холодное время года перед зимующими птицами стоит вопрос: как прокормиться? Корма, который находят птицы зимой в природе мало. Поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильем человека. Зимующих птиц много. Есть птицы, которых мы видим каждый день, недалеко от дома, в парке. Их можно назвать птицы нашего двора.
- Сегодня я принесла нам коробки. Давайте попробуем сделать кормушки для птиц, и во время прогулки повесить их на участке.
- Ребята, чем мы будем кормить птиц? Вот я принесла вам разные крупы (пшено, рис), семечки, пшеницу.
Кормушка наша пока пуста, но кто прилетит к ней, зависит от того, что мы в нее положим.
Воробей любит семена подсолнуха, крупы, хлеб (только не черный!) .
Синица любят не только разные крупы, но и долбить мёрзлое мясо и сало...
Дети кладут корм в кормушки.
Ведущий подводит итог занятия.
- Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
- Каких птиц вы увидели?
- Сегодня, когда мы с вами выйдем на прогулку, мы вынесем кормушки, положим в них зерно, пшено и накормим птиц.
В заключение дети делают рисунки с призывом помогать зимующим птицам.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?» Познавательное развлечение для младших школьников «Разгадай загадку» Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Формула счастья

Похожие статьи:

Определение ценностных ориентиров ребенка

Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»

Воспитательная работа в начальной школе

Ученическое самоуправление в начальной школе

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Занятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе. Гжель
Опубликовано: 633 дня назад (16 марта 2015)
Просмотров: 2060
+2
Голосов: 2
Галина Дмитриевна Пикалова # 16 марта 2015 в 22:42 +1
Очень интересный и познавательный материал!Конспект разработан чётко и понятно!После такого занятия у детей останется богатый багаж знаний!Побольше бы таких занятий!Примите мой голос!
Наталья Витальевна Позняк # 17 марта 2015 в 11:41 +1
Здравствуйте,Надежда Владимировна!Мне очень понравилось Ваше занятие.Занятие насыщенное,интересное,познавательное.Примите мой голос.Творческих Вам успехов.
Вероника Владимировна Латышева # 23 марта 2015 в 17:37 +1
Добрый день,очень понравилось ваше занятие. Очень познавательное для детей. С другой с стороны ваши ученики уже и сами много знают о птицах и охотно делятся своими знаниями.Урок построен очень логично, продумана подходящая по теме физкульт.минутка. Но самое главное ваш урок воспитывает доброе отношение к природе.Спасибо вам. Примите мой голос.
Надежда Владимировна Останина # 30 марта 2015 в 21:44 0
спасибо)
Наталья Петровна Мамедова # 30 марта 2015 в 05:57 +1
Замечательное занятие, познавательного плана. Очень понравилось, что оно сопровождается показом фото птиц. Ребятишки еще раз наглядно смогут закрепить полученные знания. Мой голос
Надежда Владимировна Останина # 30 марта 2015 в 21:44 0
Спасибо)