Конкурсы для педагогов и детей

Филворды (венгерские кроссворды) по сказкам к урокам литературного чтения для учащихся начальной школы

«Сказочные» филворды к урокам литературного чтения для учащихся начальной школы
Автор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию «сказочные» филворды.
Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Может быть использован учителем на уроках литературного чтения при закреплении и обобщении знаний по изученным русским народным сказкам, а так же во внеклассной работе.
Цель: закрепление знаний об изученных произведениях, формирование интереса к русским народным сказкам.
Задачи:
- проверить знания обучающихся по изученным произведениям;
- развивать логическое мышление, сообразительность, интеллектуальные и познавательные способности обучающихся;
- воспитывать интерес к чтению.
Филворд (венгерский кроссворд) – это своеобразный кроссворд, в котором нужно найти слова среди написанных букв. В отличие от обычных кроссвордов, в которых нужно записать разгаданное слово по его определению по горизонтали и по вертикали, филворд представляет собой поле из клеток, в которые уже вписаны буквы. Слова в филворде могут размещаться в любом направлении, но нигде не пересекаться, а также не могут располагаться по диагонали. Иногда в филворде после того, как найдены все слова, могут остаться буквы, из которых составляют новое слово – общий ответ на данную головоломку. Филворды для учащихся можно составлять на любые темы и по любому предмету.
Мои ученики с удовольствием разгадывают филворды, которые я составляю к урокам в программе PowerPoint. Они представляют собой сетку квадратов (6x6) с записанными буквами. Ученики находят слова по теме урока, нажимая на квадраты (при нажатии квадраты выделяются другим цветом). Для слабых учеников можно использовать вопросы-подсказки, а также обозначать количество слов в сетке филворда или даже количество букв в каждом слове.
Филворд №1 к русской народной сказке «У страха глаза велики»

Вопросы – подсказки (с указанием количества букв в каждом слове):
- Эта героиня сказки брала воду из колодца. - 7 букв (бабушка)
- В сказке ее называют хохотушка. - 6 букв (внучка)
- Она так испугалась, что прибежав домой, сказала: «Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» - 7 букв (курочка)
- Кто от страха прибежал в лес, лег под кустик и подумал: «Вот страсти - то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!» - 5 букв (зайка)
- У этого героя сказки ведра были с наперсточек. – 5 букв (мышка)
- Что упало с дерева, под которым сидел один из героев сказки, и ударило этого героя прямо в лоб? - 6 букв (яблоко)
Филворд №2 к русской народной сказке «У страха глаза велики»

Вопросы – подсказки:
- Какое животное с испугу «увидела» бабушка? (медведище)
- Внучке показалось, что это был… (волк)
- Она подкралась к курочке и чуть ее не сцапала. (лиса)
- Он показался мышке большим, страшным, усатым. (котище)
- Кто, как показалось зайцу, гнался за ним? Найдите в файнворде 2 слова. Каждое слово называет один, а не много предметов. (охотник, собака)
Филворд к русской народной сказке «Крошечка - Хаврошечка»

Вопросы – подсказки:
- Как звали трех дочек хозяйки? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка)
- Что должна была собрать Крошечка - Хаврошечка, завязать в платочек, схоронить в саду и каждое утро поливать? (косточки)
Филворд к русской народной сказке «Иван-царевич и Серый волк»

Вопросы – подсказки:
- Какое дерево с золотыми плодами было у царя Берендея? (яблоня)
- Кто сначала съел коня, который принадлежал Ивану-царевичу, а потом служил ему верой-правдой? (волк)
- Что не должен был трогать руками Иван-царевич, когда добрался до царства царя Афрона и взял птицу? (клетка)
- До чего дотронулся Иван-царевич, когда перелез через стену крепости, зашел в конюшню и поймал коня златогривого. (уздечка)
- Как звали царя, у которого была дочь Елена Прекрасная. (Далмат)
- Где росло дерево с золотыми плодами у царя Берендея? (сад)
- Что осталось в руках у Ивана – царевича, когда он поймал Жар-птицу, но не смог ее удержать, потому что птица встрепенулась и улетела? (перо)

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворды по русским народным сказкам для детей средней группы (4-5 лет) Кроссворд с ответами по сказкам для младших школьников Кроссворд с ответами по сказке Катаева "Цветик-семицветик", 2 класс Создание филвордов в программе PowerPoint. Пошаговая инструкция с фото
Участник №227 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки»
Сценарий праздника 23 февраля для учащихся 1,2 классов | Конспект урока окружающего мира в 4 классе. Вредные привычки
Опубликовано: 636 дней назад (8 марта 2015)
Просмотров: 3454
+35
Голосов: 37
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 8 марта 2015 в 18:56 +3
Достаточно интересным занятием на уроках ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ являются кроссворды и филворды, которые заставляют ребят мыслить самостоятельно, вызывают интерес к изучаемой теме. В отличие от загадки данный вид кроссворда развивает память, увеличивает словарный запас, позволяет оживить такие этапы урока как закрепление и повторение изученного материала. Так же такая разновидность кроссворда, как филворды, хорошо развивают зрительную память и учат правильному написанию слов. Для выполнения этого задания нужна концентрация внимания.
Надежда Владимировна, благодарю вас за приглашение!
Ваш материал поможет многим педагогам сделать урок интересным и нескучным, а также разнообразит любое внеклассное мероприятие. Успехов вам!
Голосую за активизацию познавательной деятельности учащихся!
С уважением, Т.Н.
Надежда Владимировна Рябиченко # 8 марта 2015 в 19:13 +2
Татьяна Николаевна, очень признательна Вам за добрые слова о моей работе! Мне очень приятно! Спасибо!
Ирина Анатольевна Тарасова # 8 марта 2015 в 20:11 +2
Надежда Владимировна! Добрый вечер! Спасибо за приглашение. Если я правильно поняла, то филворды, сделанные вами используются на уроках литературы как презентация!? Материал действительно очень полезный и интересный! Можно использовать филворды и на других уроках, на этапах закрепления материала или повторения. Очень хорошая идея! Голосую за вашу работу!!
Надежда Владимировна Рябиченко # 8 марта 2015 в 20:26 +2
Ирина Анатольевна, спасибо Вам за отзыв о моей работе. Вы все правильно поняли, филворды, сделанные мною, используются на уроке как презентация.
Ирина Анатольевна Болтачева # 8 марта 2015 в 20:45 +2
Надежда Владимировна, спасибо за приглашение. Очень полезно повторять пройденный материал в действии, а этому способствует использование филвордов и кроссвордов. Дети таким образом запоминают основных действующих лиц. Желаю ВАМ творческих идей и поздравляю с весенним днем 8 марта!!!
Надежда Владимировна Рябиченко # 8 марта 2015 в 21:23 +1
Ирина Анатольевна, благодарю от всей души за комментарий и поздравления! Я Вас тоже поздравляю с праздником!
Наталья Михайловна Щёголева # 9 марта 2015 в 05:30 +2
Надежда Владимировна, здравствуйте! Очень заинтересовалась вашей работой. Обязательно предложу своему сыну-третьекласснику ваши задания, правда, хотелось их иметь уже в готовом виде (презентация), но и так тоже неплохо. Можно распечатать на принтере, а можно и так показывать, на компьютере. Благодарю вас за труд!
Надежда Владимировна Рябиченко # 9 марта 2015 в 10:08 +1
Наталья Михайловна, благодарю Вас за отзыв!
Любовь Михайловна Верхотурова # 9 марта 2015 в 07:06 +2
Надежда Владимировна, интересный и необычный приём вы используете на своих уроках. Вы очень творческий и талантливый педагог! Голос!
Надежда Владимировна Рябиченко # 9 марта 2015 в 10:09 +1
Благодарю вас, Любовь Михайловна, за положительный отзыв!
Наталья Викторовна Уварова # 9 марта 2015 в 11:19 +1
интересный материал, но самой наверно такую презентацию не сделаль
Надежда Владимировна Рябиченко # 9 марта 2015 в 12:16 0
Уважаемая Наталья Викторовна, спасибо Вам, что заглянули в мой блог и высказали свое мнение о моей работе. Верно, такую презентацию не каждый сможет сделать самостоятельно. Поэтому все, кого заинтересует презентация, напишите мне личное сообщение.
На данном сайте администрация может разместить презентации по просьбе авторов разработок. Но, к сожалению, я не знаю, как их можно скачать. По этой причине не стала просить администраторов сайта разместить ее.
Если кто то из коллег знает, как можно скачивать презентации, поделитесь, пожалуйста, опытом.
С уважением, Н.В.
Татьяна Петровна Цуканова # 9 марта 2015 в 12:14 +3
Надежда Владимировна, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась С Вашими замечательными филвордами, пыталась разгадать без подсказок, довольно увлекательное занятие! Таким способом полезно повторять пройденный материал в действии. Это хорошая тренировка памяти. Спасибо за предоставленное удовольствие и идею! Желаю ВАМ творческих идей! Мой голос. С уважением Т.П.
Надежда Владимировна Рябиченко # 9 марта 2015 в 12:18 0
Татьяна Петровна, благодарю Вас за внимание к моей работе и положительную оценку!
Регина Сириновна Сабирзянова # 9 марта 2015 в 18:35 +2
Добрый вечер, Надежда Владимировна! Примите голос! Замечательный материал, несомненно, будет востребован коллегами, т.к. поможет лучше организовать работу с учащимися начальной школы! Успехов! Беру в закладки!
Надежда Владимировна Рябиченко # 9 марта 2015 в 20:34 0
Регина Сириновна, благодарю Вас за добрые слова о моей работе! Вам тоже желаю успехов!
Тамара Александровна Новичкова # 9 марта 2015 в 21:26 +1
Здравствуйте! Меня очень заинтересовала ваша публикация. Вы используете на своих занятиях необычный и интересный приём работы в виде филвордов. А какую большую подготовительную работу нужно провести, чтобы придти на урок с подготовленным филвордом и создать презентацию. Такие задания помогают развивать мыслительную деятельность, вызывают интерес к изучаемой теме, обогащают словарный запас, развивают зрительную память. Хочется отметить грамотное оформление публикации и пожелать вам, Надежда Владимировна, удачи. +1
Надежда Владимировна Рябиченко # 9 марта 2015 в 21:36 +1
Тамара Александровна, благодарю Вас за положительный отзыв о моей работе!
Ирина Ивановна Жабина # 9 марта 2015 в 23:03 +3
Очень занимательный материал! Дети более внимательно будут читать, зная, что на уроке может быть такое задание, а не привычный тест (вот вам и мотивация к чтению). Как воспитатель, планирую использовать Ваш материал на родительском собрании. Спасибо!
Надежда Владимировна Рябиченко # 10 марта 2015 в 17:17 0
Ирина Ивановна, спасибо за отзыв. Рада, что мой материал пригодится Вам в Вашей работе. Всего Вам доброго!
Антонина Михайловна Юмашева # 9 марта 2015 в 23:17 +2
Добрый вечер, Надежда Владимировна, здорово! Я ни когда не видела такого вида кроссворды, довольно увлекательное занятие получилось с ними! Очень здорово! Фотоматериал отличный, чёткий, яркий, инновационный! Отличная мотивация для проведения урока! Считаю Ваш материал полезным и интересным, мне очень понравился! Удачи и творческих идей Вам!
С уважением А.М.
Надежда Владимировна Рябиченко # 10 марта 2015 в 17:18 +1
Антонина Михайловна, благодарю Вас за положительный отзыв о моей работе!
Наталья Суслова # 10 марта 2015 в 13:39 +2
Надежда Владимировна, спасибо за приглашение. Очень интересный вариант работы над текстом... Спасибо за предоставленный материал! Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!
Надежда Владимировна Рябиченко # 10 марта 2015 в 17:41 +1
Благодарю Вас, Наталья Викторовна!
Ирина Николаевна Ступченко # 10 марта 2015 в 18:24 +2
Постоянно использую на уроках разные викторины, игры, ребусы. Среди этих игровых моментов нередко попадаются и кросворды, филворды и сканворды. Дети с удовольствием принимают участие в этих этапах урока. Поэтому Ваша работа привлекает внимание и требует высокой оценки. Примите голос и +5!
Надежда Владимировна Рябиченко # 10 марта 2015 в 18:26 +1
Ирина Николаевна, Благодарю Вас за высокую оценку моей работы!
Александр Семенович Жбанов # 11 марта 2015 в 18:42 +2
Очень даже интересно! "Работать" глазами, руками при правильной расстановке букв очень полезно, "включаются" дополнительные извилины в голове, вырабатывается терпение и еще много других полезных свойств содержат подобные задачи.Необычно! Спасибо, Надежда Владимировна! Голос!
Надежда Владимировна Рябиченко # 12 марта 2015 в 18:06 +1
Александр Семенович, благодарю Вас за внимание к моей работе и положительную оценку!
Анна Александровна Знакомова # 12 марта 2015 в 18:50 +2
Надежда Владимировна, здравствуйте! Я ни когда не видела такого вида кроссворды, довольно интересное занятие! Детям нравятся уроки с подобным материалом. Ваш конспект очень полезен.Спасибо.
Надежда Владимировна Рябиченко # 13 марта 2015 в 16:54 +1
Благодарю Вас, Анна Александровна, за положительную оценку моей работы!
Ирина Михайловна Чикова # 13 марта 2015 в 15:26 +2
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я впервые встретилась с таким видом кроссвордов. Очень познавательное, развивающее логику, внимание, упражнение. Очень хорошо, что ваши ученики умеют разгадывать такого рода кроссворды.С помощью таких познавательных заданий, Вы прививаете интерес к своему предмету! Нахожу ваш материал очень интересным!
Надежда Владимировна Рябиченко # 14 марта 2015 в 20:26 0
Спасибо, Ирина Михайловна.
Надежда Владимировна Рябиченко # 13 марта 2015 в 17:00 +1
Ирина Михайловна, благодарю Вас за добрые слова. Очень признательна Вам за положительный отзыв и поддержку!
Ольга Владимировна Гудым # 13 марта 2015 в 23:33 +2
Надежда Владимировна,с интересом познакомилась С Вашими филвордами, пыталась разгадать без подсказок, довольно увлекательное занятие! Мне было интересно. Представляю как это занятие нравится детям. Спасибо за предоставленное удовольствие! Желаю вам творческих находок! Мой голос.
Надежда Владимировна Рябиченко # 14 марта 2015 в 20:30 0
Благодарю вас, Ольга Владимировна, за положительный отзыв!
Ольга Петровна Мещерякова # 14 марта 2015 в 16:16 +3
Как интересно!!!! Представляю, как интересно вашим ученикам на уроках чтения! Надо тоже попробовать. А вы - молодец!
Надежда Владимировна Рябиченко # 14 марта 2015 в 20:35 +2
Ольга Петровна, спасибо за оценку моей работы!
Лилия Ахмадхановна Александрова # 14 марта 2015 в 16:49 +7
Надежда Владимировна, добрый вечер! С интересом посмотрела ваши работы. Материал доступный и познавательный, увлекательный, особенно для работы с одаренными детьми. Можно использовать для проверочной работы и обобщающего материала по изученным темам.А в год литературы тем более полезная разработка. Спасибо вам за труд!Мой голос.
Надежда Владимировна Рябиченко # 14 марта 2015 в 20:37 +4
Лилия Ахмадхановна, благодарю Вас за внимание и положительную оценку моей работы!
Ирина Юрьевна Ручина # 14 марта 2015 в 20:20 +7
Надежда Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Сказочные» филворды к урокам литературного чтения получились у Вас очень интересные, познавательные, мне понравились. Такие занятия у детей развивают логическое мышление, сообразительность, интеллектуальные и познавательные способности. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Надежда Владимировна Рябиченко # 14 марта 2015 в 20:39 +4
Ирина Юрьевна, спасибо Вам огромное за добрые слова!
Вера Александровна Орехова # 17 марта 2015 в 06:29 +6
Надежда Владимировна, спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с предложенным материалом, узнала для себя много нового и интересного. Вы закрепляете знания об изученных произведениях, формируете интерес к русским народным сказкам, через интересные и познавательные "сказочные филворды".
Развиваете логическое мышление, сообразительность, интеллектуальные и познавательные способности обучающихся,
воспитываете интерес к чтению.
С удовольствием голосую +1.
Желаю удачи!!!
Надежда Владимировна Рябиченко # 17 марта 2015 в 21:06 +3
Вера Александровна, благодарю Вас за положительный отзыв о моей работе!
Ольга Валерьевна Авдонина # 21 марта 2015 в 17:44 +4
Очень интересные задания! Моя дочка учится в начальной школе, ей тоже было очень интересно!
София Андреевна Доронина # 21 марта 2015 в 19:34 +4
Очень хорошая работа красочная и яркая.Успехов в дальнейшем творчестве
Наталья Игоревна Ремизова # 28 марта 2015 в 14:34 +4
Здравствуйте, Надежда Владимировна, спасибо за приглашение, я ещё новичок на этом сайте. Очень интересная работа с филвордами, можно использовать и в 5-х классах! Спасибо за идею! Творческих успехов!
Лилия Масагутова # 31 марта 2015 в 02:03 +2
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Очень увлекательный и познавательный материал! Спасибо! Примите мой голос. Желаю творческих успехов!
Татьяна Владимировна Парфенова # 15 апреля 2015 в 12:18 +2
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Очень интересная подборка к литературным произведениям! Эти филворды можно использовать и с нашими детьми, имеющими нарушения зрения. Спасибо, за материал!
Елена Григорьевна Полякова # 18 апреля 2015 в 14:26 +2
Предложенные филворды весьма интересная и увлекательная работа для детей, развивающая познавательный интерес, тренирующая память и внимание. Я думаю, что их можно использовать для смены вида деятельности и оживления течения урока на любом этапе. Хорошо бы опубликовать мастер-класс по поэтапной разработке филвордов, т.к. этим владеют немногие. Спасибо, что пригласили. Успехов!
Ирина Алексеевна Кушнарева # 21 апреля 2015 в 22:29 +1
Добрый вечер, Надежда Владимировна. Мне понравились филворды. Они многофункциональны, развивают все психические процессы: восприятие, внимание, мышление, память. Частая смена деятельности не дает возможность детям отвлекаться, а это для них самое главное. Молодец! Примите мой голос.
Юлия Николаевна Петрова # 22 апреля 2015 в 17:35 +1
Спасибо, за интересный материал. Обязательно в субботу использую на классном часе)))))))
Людмила Федоровна Кокшарова # 30 июня 2015 в 22:27 +1
Надежда Владимировна, с большим удовольствием посмотрела ваш материал очень интересно.
Светлана Александровна Шаравьева # 9 июля 2015 в 14:22 +1
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Вы делаете великое дело: прививаете у учеников интерес к чтению. Все учителя в настоящее время сталкиваются с такой серьезной проблемой, что дети не хотят читать книги. Используя филворды на уроках литературы, Вы талантливо решаете этот вопрос! Творческих успехов Вам в работе!С удовольствием отдаю свой голос мудрому педагогу!
Майя Михайловна Копыльцова # 5 августа 2015 в 21:47 +1
Добрый вечер, Надежда Владимировна, здорово! мне очень понравились ваши филворды, обязательно изучу ваш мастер-класс по созданию филвордов, раньше никогда не встречала похожей информации, Спасибо большое, успехов!
Светлана Витальевна Вострякова # 28 ноября 2015 в 20:56 +1
Здравствуйте. Весьма интересный материал. Очень креативно и современно. Никогда не встресала подобные работы, сама такие филворды никогда не отгадывала. Представляю, как увлекутся дети. Творческих успехов.
Светлана Николаевна Золотухина # 30 ноября 2015 в 20:10 +1
Очень занимательный материал. Я сама с огромным интересом отгадывала кроссворды и познакомилась с филвордами. Раньше никогда не встречала подобную информацию. Думаю это мне пригодится в работе. С удовольствием голосую.
Анастасия Павловна Горунова # 19 декабря 2015 в 22:11 +1
попробую со своими детьми. спасибо
Евгения Викторовна Васильева # 22 ноября 2016 в 13:39 +1
Здравствуйте, очень интересный материал. Стоит взять на заметку))Спасибо))
Наталья Викторовна Курилова # 23 ноября 2016 в 08:34 +1
Надежда Владимировна,спасибо за предоставленный материал.Сама очень люблю разгадывать разные загадки, но почему-то не задумывалась об использовании филвордов на уроках,например, физики.Кроссворды,сканворды использовала, а вот про филворды забыла.Вы подсказали замечательную идею.Спасибо!
Наталья Викторовна Полторацкая # 28 ноября 2016 в 21:07 +1
Добрый вечер, Надежда Владимировна!Благодарю за приглашение! Замечательный, интересный материал почерпнула на Вашей страничке! С филвордом доселе не была знакома, в своих занятиях по Народному музыкальному творчеству использовала кроссворды, тесты. Думаю, в моей работе материал займет большое место! Внимательно изучу Ваш мастер-класс по созданию филвордов! Спасибо! творческих успехов!