Конкурсы для педагогов и детей

Как избежать синдром «сгорания»!

Светя другим, сгораешь сам? Как избежать синдром «сгорания»!
Педагоги и психологи люди посвятившие себя самой светлой деятельности помощи в становлении личности человека. Оказываются самыми беззащитными перед сжигающей «чумой» эмоционально истощения, профессионально выгорания. Что это и как не допустить его возникновения. Вот о чем мы сегодня и поговорим!
Синдром «сгорания»
– это состояние переживаемое специалистом в сфере деятельности человек – человек (психолог, менеджер, педагог и т.д.) характеризуемое умственным, эмоциональным и физическим истощением. Он может включать следующие компоненты: деперсонализацию, то есть потерю заинтересованности в объекте своего труда, бесчувственное отношение к клиентам и к работе в целом, снижение значения профессиональных успехов, осознание своей профессиональной неуспешности, недостаточной профессиональной грамотности , а также эмоциональное опустошение, потеря интереса, усталость от работы.
Основные причины синдрома сгорания:
1. Диссонанс между возможностями и требованиями. Ресурсы психолога не в состоянии обеспечить предъявляемую ему нагрузку.
2. Диссонанс между этическими убеждениями и требованиями работы.
3. Диссонанс между притязаниями личности и требованиями профессии. Например, стремлением показать свою значимость и требованием соблюдать нейтральную позицию.
4. Конфликты в коллективе. Неоднозначное, предвзятое отношение руководства.
5. Диссонанс между ожидаемым вознаграждением и реальным стимулированием труда. Например, несоответствие зарплаты затрачиваемым средствам.
В.Е. Орел выделяет следующие возникновению «синдрома сгорания»:
Возраст. Наиболее чувствительные группы:
19-25 лет. Возможные причины: несоответствие реальной ситуации новой профессии имеющимся ожиданиям;
40-50 лет. Подведение промежуточных итогов в профессиональной жизни, переосмысление своих удач и поражений, сопоставление желаемого и достигнутого и т д.;
Пол. Большое значение имеет гендерная роль и её соответствие профессии: профессии требующие от мужчины демонстрации чисто мужских качеств (мужественность, силу, выносливость и т.д.), боле стрессогенны и способствуют усилению возможности усиления синдрома сгорания. Также обстоит ситуация и с женщинами. Профессии требующие демонстрации чисто женских качеств (сопереживание, эмоциональность, воспитательные умения) наиболее стрессогенны для них.
Синдром сгорания у женщин выражается склонностью к эмоциональному истощению, опустошенности и усталости. У мужчин это выражается в склонности к потере интереса к труду, циничному, негуманному отношению к клиенту.
«Личностная выносливость» - способность личности быть высокоактивной, гибко реагировать на различного рода изменения. Высокий уровень личной выносливости проявляется в значительных профессиональных достижениях и низком уровне деперсонализации и эмоционального истощения.
Индивидуальная стратегия сопротивления сгорания состоит в следующем: активная жизненная позицию способствует снижению этого риска, наоборот, пассивная стратегия сопротивления приводит к увеличению степени сгорания.
«Локус контроля» показатель экстернальности в значительной степени связан с синдромом сгорания. Показатель интернальности связан с высоким уровнем профессиональной эффективности, незначительной склонностью к сгоранию.
Меры предотвращения синдрома «сгорания»
Систематическое повышение квалификации (тренинговые группы, супервизия и т.д.)
Психологическая разгрузка
Допуск к проведению занятия только после специального обучения
Психологический комфорт и поддержка
Коррекция предвестников
Комфортные условия
Подводя итог важно отметить, что в педагогике, как и в медицине, действует один непреложный принцип: «Профилактика всегда лучше, чем самая героическая реанимация». Берегите себя! Не допускайте даже возникновения предвестников выгорания. Отсидеться здесь не получится, только отреагирование, только работа над собой, только поток новых знаний, ярких впечатлений, нового положительного опыта и радости осознания личных побед. Удачи всем и новых свершений!

Рекомендуем посмотреть:

Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Профилактика Что делать при стрессе? Конспект тренинговой программы «Пять шагов к победе над стрессом!». Часть 2. Вводное занятие Конспект тренинговой программы «Пять шагов к победе над стрессом!» Часть 3. Второе занятие

Похожие статьи:

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Конспекты занятий для детей 6-7 лет по развитию памяти | Эффективный психолог. Какой он?
Опубликовано: 397 дней назад (3 ноября 2015)
Просмотров: 307
Рубрика: Мои статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!