Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия для учащихся 12-14 лет, обучающихся в коррекционных школах 2 вида по теме: Чайные традиции

Конспект занятия «Чайные традиции»
Автор: Лилия Равилевна Насырова, воспитатель ГБОУ Бакалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 вида, с. Бакалы
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия для учащихся 12-14 лет, обучающихся в коррекционных школах 2 вида. Данный материал будет полезен воспитателям, работающим в среднем звене. Этот конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории возникновения чая и чайных традиций, развития любознательности у детей среднего школьного возраста.
Цель: Перелистать страницы многовековой истории чая с начала его распространения до поры, когда он стал любимым напитком большинства стран мира
Задачи:
- Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
- Речевые: развивать связную речь, остаточный слух, обогащать словарь детей: самовар, чайные плантации, изобретение, чайные брикеты, спрессованные.
- Воспитательные: возродить интерес к чаепитию, ознакомить воспитанников с историей появления чая в России, воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.
Оборудование: самовар, стол, накрытый скатертью,
чайный сервис, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядность: выставка рисунков самовара, выполненных учащимися, пословицы о самоваре, чае, самовар.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, музыкальная пауза, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Здравствуйте, дорогие ребята!
-Начинаем наше занятие.
Как вы меня слышите?
Проведем фонетическую зарядку
Будем правильно говорить звук «ч»
Будем читать правильно, выразительно, соблюдая логическое ударение.

Подавай мне чашку чая
Ведь люблю я русский чай
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай.

Сейчас прочитаем это стихотворение вместе.
- Максим, прочитай стихотворение, обрати внимание на букву с ______
- Расиль, прочитай первые 2 строчки, обрати внимание на
звуки в, р, ш
-Разина, прочитай, обрати внимание на звуки ш, с.
Работа за экраном.
- Послушайте и повторите:
У меня красивая чашка.
Мама приготовила вкусный чай.
Я люблю пить чай.

Сегодня наше занятие посвящено чаю. Вряд ли есть среди нас человек, который никогда не пил чай. Чай помогает общению, укрепляет здоровье. Впервые на Руси чай попробовали 20 сентября 1638 года.
Привез его боярский сын Василий Старков от монгольских ханов. (на экране отображаются слайды с изображением боярина Василия Старкова)
Чай всем понравился. Сначала им пользовались как лекарством и пили только по праздникам, т.к. в России его не выращивали, а ввозили из – за границы. Он стоил очень дорого.
Родиной чая считается Китай. Давным - давно пастухи заметили, что овцы, пощипав листьев чая, начали быстро бегать (резвиться), взбираться на горы. Они решили попробовать сами: высушили, заварили и, почувствовали, что и сами стали сильнее, стали бодрыми, здоровыми.
- Что означает в переводе с китайского слово «чай»?
Перевод с китайского простой «Ча» означает листок молодой (на доске)
- Вот мы сказали, что родина чая - Китай.
- А где же еще выращивают чай?
Вы обращали внимание на чайные коробки?
- Чай выращивают в Грузии, Индии, Азербайджане.
( Детям раздаю чайные пачки- они находят страну -изготовителя)
Информация : Раньше в Китае измельченные, а потом спрессованные , т.е. сжатые ( на доске) в брикеты ( пакеты) листья долго использовали в качестве денег.
Вот так ценился чай!
- Ребята, какие вы знаете частушки про чай?
- Споем?
(Дети выходят со своими инструментами: мелофон, деревянные ложки, бубен, деревянные бельевые прищепки).
- Молодцы, спасибо!
- Как вы думаете, где выращивают чай?
-Чай выращивают на огромных плантациях ( плантация- это большая земельная площадь) – (на мультимедиапроекторе показываю различные чайные плантации )
- Ребята, кто из вас хочет рассказать стихотворение о чае?
- 1 ученик
Чай в жару нас освежает
А в морозы согревает
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит
Сокрушит любой недуг
Чай здоровью лучший друг
( недуг- болезнь)
( сокрушит – сломает)
2 ученик
Здесь без всякого сомненья
Чай душистый всех вас ждет
Несколько сортов варенья
Пироги, ватрушки, торт.

3 ученик
Если холодно – согреет
Жарко – жажду утолит
Заболеешь иль устанешь
Крепкий чай надо попить

Проведем небольшой конкурс « Веселые художники» ( 2 ком. по 3 человека). Нужно нарисовать чайник.
1-й ученик – рисует чайник
2-й ученик – носик и ручку
3-й ученик – крышку (2-3 мин)

- Ребята, а как правильно заваривать чай? В какой посуде лучше заваривать?
- В фарфоровой посуде.
( Учащиеся рассказывают и показывают процесс заваривания чая.)
-Знаете ли вы пословицы о чае?
Задание: « Закончи пословицу»
1. Выпей чайку………забудешь тоску.
2. Чай пить…………...не дрова рубить.
3. Чай не пить………...на свете не жить.
4. За чаем не скучаем………….по 3 кружки выпиваем.
5. В хорошей посуде……и чай вкуснее.
- Ребята, сейчас мы пьем чай из электрочайников и используем пакетики. А знаете, как в старину пили чай?
- Из самоваров.
-Правильно, молодцы!
Самовар главный предмет чайных застолий.
- У вас или у ваших бабушек и дедушек есть самовар?
Изобрели самовар в 18 веке в России. Родина самовара – Урал. Первый самовар изобрел Назар Лисицын
(просмотр слайдов об изобретении Назара Лисицына) . Внутри самовара делали трубку, в нее засыпали шишки, их поджигали, раздували огонь и вода закипала. Если в доме есть самовар, то считали раньше, что семья богатая.
- Кто расскажет стихотворение о самоваре?
1 ученик
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

2 ученик
Давно на белом свете
Живет, совсем не стар
Веселый и блестящий
Российский самовар.

3 ученик
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку

4 ученик
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока
5 ученик
Самовар поет, гудит
Только с виду он сердит
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар
( Просмотр слайдов о самоваре)
-Ребята, вы любите загадки?
1. Шипит и кипит
Всем чай пить велит (самовар)

2. Перед употребление сухой и твердый
После употребления сырой и мягкий (чай)
3. Ножек четыре, шляпок – один
Нужен, если станет
Чаевничать вся семья (стол)

4. Маленькое, сдобное колесо съедобное
Я одна не съем, разделю ребятам всем (бублик)
Чайный этикет
-Прочитаем вместе правила чаепития (дети читают с экрана проектора).
-Ребята, а вы соблюдаете эти правила при чаепитии?
Конкурс «Лучший самовар» (рисунки детей вывешиваются на доске, жюри оценивает работы детей).
Итог занятия
Работа за экраном:
- О чём мы сегодня говорили?
- Какая страна является родиной чая?
- Где выращивают чай?
- Кто изобрёл первый самовар?
- Вам понравилось занятие?

- Все работали сегодня хорошо, молодцы!
Занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия в 6 классе «Одуванчик - солнечный цветок Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края»

Похожие статьи:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Опубликовано: 1115 дней назад (15 ноября 2013)
Просмотров: 2497
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!