Конкурсы для педагогов и детей

Сочинение к 70 - летию Победы. Разговор с дедом

Сочинение «Разговор с дедом. Дети войны»
Автор: Милорадова Любовь, учащаяся 8 «В» класса СОШ №1 с углубленным изучением английского языка, город Рыбинск Ярославской области
Руководитель: Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №30 «Теремок», город Рыбинск Ярославской области
Цель: пополнение знаний о Великой Отечественной войне, развитие интереса к изучению истории своей семьи.
Задачи:
- развивать интерес к исследовательской деятельности;
- расширять кругозор, словарный запас;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих соотечественников.
Описание:
Вашему вниманию представлена работа моей дочери. Она написана в виде диалога внучки и деда, который в годы войны был ребёнком. Сочинение построено на контрастах: условия жизни, обучения современных подростков противопоставлены переживаниям и проблемам детей военного времени. Сочинение может быть использовано педагогами на уроках истории, тематических классных часах в 5-11 классах. Учащиеся расширят знания о тяготах, которые пришлось пережить их ровесникам во время войны.
Разговор с дедом. Дети войны
Мой дедушка, Милорадов Альберт Борисович, родился в 1937 году. Его детство и школьные годы пришлись на военное и послевоенное время. Он — ребёнок Войны.

Время суровое, годы тяжёлые.
Страшно звучит: «Это … дети войны!»
Чем они жили? И как они выжили
До (да и после) Победной весны?!

Голод, бомбёжки да плачи надгробные -
Маленьким детям страшнее вдвойне.
- Дедушка, мне расскажи поподробнее
Всё, что запомнил ты сам о войне.


- Мне было четыре года, когда началась Великая Отечественная Война. Кроме меня в семье было ещё трое детей: старший - Георгий (Гура) и младшие — Вера и Боря.

На фотографии слева направо: мой дедушка — Алик, его мама — Надежда Евдокимовна, Боренька, папа — Борис Андреевич, Вера и Гура.

- Наши отец и мать были учителями. Жили мы в заволжском районе города Рыбинска. У отца был костный туберкулёз, и его, не взяв в армию, отправили на трудовой фронт. Он строил оборонительные укрепления: рыл противотанковые рвы, валил деревья в районе сёл Охотино и Глебово, несмотря на то, что у него открылись и загноились раны.
Уже осенью 1941 года немцы начали бомбить наш город. Они стремились уничтожить ГЭС, шлюзы, элеватор, нефтебазу, авиационный завод, железнодорожный узел.
Помню, как ужасающе гудели заводы, фабрики и даже пароход, предвещая очередной вражеский налёт. Мать поспешно прятала нас в землянке, вырытой прямо в огороде. Недалеко от нашего дома, в роще, располагалась зенитная батарея, которая отражала налёты врага. Поэтому орудийные залпы были оглушительно-страшные. От них содрогалась земля. Мы вздрагивали и жались к матери. Бомбёжки были в основном ночью. Помню огромное зарево на ночном небе в районе Копаево, когда бомба попала в нефтехранилище.

- Я засыпаю и вижу цветные,
Яркие, сладкие, добрые сны.
Ужасов нет в них совсем. А какие
Сны приходили к вам, дети войны?

- Весной 1942 года фашисты стали совершать налёты и днём.
Однажды моя родная тётя вела меня и Гуру из детского садика. Мы шли навстречу людям, идущим с городской переправы. Внезапно появился немецкий самолёт. Он летел очень низко, почти касаясь макушек деревьев. Раздалась пулемётная очередь. Все бросились на землю. А тётя Тоня силой уронила меня с братом и сама упала на нас, прикрывая своим телом. Пули скосили штакетник забора, под которым лежали мы, дрожа от страха. Родные говорили, что именно после этого обстрела волосы мои стали расти дыбом.

Это произошло наяву. Но пережитый страх долго преследовал меня по ночам. Во снах мне не раз, снова и снова, приходилось переживать жуткий испуг. И каждый раз я просыпался в холодном поту.
До сих пор отчётливо помню голову фашиста в шлеме с очками, сидевшего в задней кабине самолёта.

- Помню, как мать повела нас с Гурой смотреть сбитый немецкий бомбардировщик. Он лежал в центре города, напротив пожарной каланчи. У нас — мальчишек — это вызвало бурю восторга и радости! А у матери обострило чувство опасности.
Летом 1942 года, считая небезопасным оставаться в городе, мать перевезла нас в деревню (рядом с селом Прозорово Брейтовского района). Там мы прожили поселенцами до 1943 года.
Вспоминаю, как ранней весной мы возвращались с сенным обозом в Рыбинск. Ехали в санях. Мать, закутав нас от холода, спрятала в сене. Помню, как было страшно, когда на полпути обоз стала преследовать стая волков. Лошади бешено неслись, почуяв их. Старики и женщины-возницы кидали подожжённые охапки, чтобы отпугнуть стаю. Мы громко плакали. Волки отстали только перед самым городом.

Модная форма, рюкзак и мобильный,
А на обложках принцессы видны,
Краски, альбомы, пенал самый стильный...
- Как же учились вы, дети войны?


- В сентябре 1944 года я пошёл в первый класс школы №4 города Рыбинска. Вместо портфеля - сумка от противогаза, самодельные тетради (мать разлинеивала их из разных листов бумаги). Электричества не было, поэтому уроки учили, пока не стемнеет. Один учебник выдавался на троих-четверых ребят, которые жили по соседству. Школа считалась мужской. В классах — разновозрастные мальчишки: рядом с семилетними сидели и десяти-двенадцатилетние, которые из-за войны не могли учиться. Писали сначала карандашом. Затем лучшим ученикам разрешали — чернилами. Зимой в каждом классе топили свою печку. Каждый ученик должен был принести по полену. В переменки затевали борьбу за право погреться у печки. И ждали окончания уроков, когда учительница приносила в класс поднос с кусочками чёрного хлеба. Дома хлеб чаще заменяла дуранда — концентрированный корм для скота. Для нас и дуранда была лакомством. Ведь всегда хотелось есть...
Помню, как учителя успокаивали учеников, в семьи которых приходили «похоронки»...

В ночь на 9 мая 1945 года к нам в окно радостно застучали соседки: «Вставайте! Победа! Война кончилась!» Казалось, что все невзгоды позади. Первые мысли о том, что теперь хлеба будет вдоволь: «Ну, завтра наедимся!» Нам, мальчишкам, в голову не приходила мысль о возможном послевоенном голоде. Самым голодным был 1947 год. Он унёс жизнь и нашего шестилетнего Бореньки...

Со взрослыми пройдя через войну,
Вы наконец-то дождались Победы!
Чтоб вместе восстанавливать страну.
Так жили и взрослели наши деды!

Рекомендуем посмотреть:

Сочинение о Великой Отечественной войне, 5 класс Сочинение ко Дню Победы, 4 класс Сочинение. Великая Отечественная война, 4 класс Мой прадедушка участник Великой Отечественной войны. Сочинение
Участник №167 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Стихотворение к 250-летию памяти Михаила Васильевича Ломоносова | Дидактическое пособие по трудовому воспитанию для дошкольников своими руками
Опубликовано: 603 дня назад (16 апреля 2015)
Просмотров: 1887
Рубрика: Рассказы
+14
Голосов: 14
Надежда Павловна Панфилова # 16 апреля 2015 в 22:31 +2
С большим интересом прочитала разговор с дедом.Сочинение даёт полную картину жизни детей в военное время,их лишений и страданий.Свои поставленные задачи и цель Вы достигли. Нашим детям странным покажется выражение "писать на газете",а вместо чернил-сажа с печи.Но так это было,так рассказывала моя мама, о своём послевоенном детстве.Спасибо, за трогательную беседу. Примите голос.
Наталия Альбертовна Фомичева # 17 апреля 2015 в 06:59 +1
Спасибо!
Татьяна Галютина # 17 апреля 2015 в 11:04 +2
Наталия Альбертовна и Любаша,с замиранием сердца и со слезами на глазах прочитала сочинение "Разговор с дедом.Дети войны".В сочинении показана война глазами ребенка,который пережил все тяготы военного времени.Это забыть нельзя!Читается все на одном дыхании,подобраны хорошие стихи,замечательные иллюстрации.Спасибо за публикацию!Голосую!Всего вам хорошего!
Наталия Альбертовна Фомичева # 17 апреля 2015 в 20:57 +2
Спасибо огромное за такие отзывы! Особенно приятно, что понравились стихи и рисунки. Они авторские. Сочиняли и рисовали вместе с дочерью.
Любовь Сергеевна Новоселова # 17 апреля 2015 в 12:03 +3
С большим интересом прочитала разговор с дедом.Сочинение даёт полную картину жизни детей в военное время,их лишений и страданий. Мне очень понравилось.
Елена Анатольевна Таносова # 19 апреля 2015 в 14:35 +2
Здравствуйте, Наталия Альбертовна! Замечательная работа! Очень трогательное сочинение. Чудесные рисунки! Вы молодец! Спасибо Вам и дальнейших успехов!
Марина Константиновна Загарских # 20 апреля 2015 в 17:47 +2
Прочитала на одном дыхании. На мой взгляд, получилась очень личная история.
Хороший материал для классного часа!
Светлана Ивановна Куприй # 25 апреля 2015 в 08:33 +2
Здравствуйте, Наталия Альбертовна и Люба. Спасибо вам за минуты душевного волнения, вызванные сочинением "Разговор с дедом. Дети войны". Вам удалось показать чувства детей войны! Читается все на одном дыхании! Отдельное спасибо за подобраные стихи и иллюстрации. Мой голос вашей публикации!
Оксана Ивановна Гарина # 27 апреля 2015 в 16:14 +2
Прочитала и получила массу душевного тепла. Спасибо!
Татьяна Михайловна Чичайкина # 27 апреля 2015 в 18:11 +2
Здравствуйте, Наталия Альбертовна и Люба.С большим интересом прочитала ваше сочинение. Прекрасная работа!Замечательные иллюстрации!!Успехов вам!Примите и мой голос!!
Елена Алексеевна Дичко # 4 мая 2015 в 20:11 +2
Замечательная работа, трогает за душу. Продолжайте, Любовь Альбертовна, воспитывать в детях патриотизм.
Светлана Анатольевна Калиуллина # 6 мая 2015 в 19:21 +2
Спасибо Наталия Альбертовна. У вас очень талантливые ученики, благодаря вашему труду, конечно.Очень щемящие за сердце чувства испытываю когда соприкасаюсь с этой темой.
Людмила Федоровна Тайшихина # 7 мая 2015 в 16:10 +2
Здравствуйте, Наталия Альбертовна и Люба. Ваше сочинение прочитала с большим интересом. Прекрасное сочинение!Замечательные иллюстрации!!Успехов вам!Примите и мой голос!!
Татьяна Владимировна Сысолятина # 7 мая 2015 в 19:19 +2
Здравствуйте! сколько лет вашей дочери? Моей 8 лет. Я тоже участвую с ней в разных конкурсах.У вас прекрасное сочинение.У вас столько много работ и наград! Скажите трудно загрузить работу на конкурс?
Наталия Альбертовна Фомичева # 10 мая 2015 в 11:22 +1
Подробно ответила в личном сообщении) hoho
Татьяна Владимировна Сысолятина # 10 мая 2015 в 13:09 +2
Большущее спасибо!
Анна Михайловна Сергеева # 15 мая 2015 в 23:45 +2
Здравствуйте, Наталия Альбертовна! Болшое спасибо за приклашение. С удовольствием познакомилась с работой вашей ученицы -" Сочинение к 70 - летию Победы. Разговор с дедом".Цель и задачи сочинения вполне соответствуют предоставленному материалу.Замечательно, что вы развиваете интерес у своих учеников к исследовательской деятельности,прививаете чувство патриотизма и уважения к участникам Великой Отечественной войны. Сочинение может быть использовано педагогами на уроках истории, тематических классных часах в 5-11 классах. Учащиеся расширят знания о тяготах, которые пришлось пережить их ровесникам во время войны.
Миляуша Фаязовна Хафизова # 20 мая 2015 в 22:24 +3
Много говорим о партиотизме, об уважении к старшим. Ваш материал помогает сделать это доступным и понятным.Очень интересное представление материала в виде диалога с дедом. Как часто в жизни этого как раз и не хватает, спасибо за хорошую работу.
Наталья Михайловна Клинцова # 13 июня 2015 в 19:03 +2
Наталья Альбертовна! Спасибо за работу. Очень трогательно и полезно. Такое нужно помнить и рассказывать детям.
Карен Рафаелович Мартиросян # 16 июня 2015 в 17:36 +3
Наталия Альбертовна .....когда я прочитал как люди спасаются от обстрела из пулемета из самолета ...то вспомнил как я сам видел глаза летчика в истребителе СУ в Нагорном Карабахе я родом оттуда летчик летел очень низко над одной высоткой что некуда было спрятаться и я лег на землю и остался жив .....поэтому хорошо понимаю как было трудно людям в годы ВОВ ... вообще всем людям низкий поклон и фронтовикам и работающим днем и ночью в тылу несмотря на разные болезни ....вот сейчас поколение берет пример отваги своих предков....даю голос
Анна Викторовна Писарева # 5 июля 2015 в 23:34 0
Добрый вечер !Наталья Альбертовна!Сочинение «Разговор с дедом. Дети войны» тронуло... Очень полезно ,интересно проводить работу с учащимися на такие темы!возьму на заметку!спасибо!голосую!!!