Конкурсы для педагогов и детей

Игровая программа "Мир, в котором я живу" в начальной школе

Сценарий игровой программы для младших школьников "Мир, в котором я живу"
Автор: Колесникова Наталия Тимофеевна, учитель начальных классов русской школы им. Л. Н. Толстого в Милане, Италия.

Описание материала: предлагаю вам сценарий игровой программы "Мир, в котором я живу" для начальной школы. Содержание игровой программы «Мир, в котором я живу» направлено на создание хорошего настроения у детей, пополнение новых знаний, сплочение в единый коллектив детей и взрослых. Участникам игровой программы предоставляется возможность самовыразиться, самореализоваться, объединиться со всеми в радости. Данный материал будет интересен учителям начальной школы, педагогам-организаторам, классным руководителям. Материал можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в школе, а также в детском оздоровительном лагере при организации досуга детей.

Цели: способствовать формированию экологически ориентированного поведения у учащихся, развитию интереса к познанию природы, наблюдательности; содействовать совместному взаимодействию педагога, детей и родителей; создавать условия для самовыражения, самореализации ребенка, благоприятную среду для формирования и сплочения коллектива, развития личности в нем.
Ход мероприятия
Вступительная беседа.
Совсем близко пора года, которую обожают все школьники. Это долгожданное лето. Каждый из вас не раз задумывался о том, где провести летний отдых так, чтобы он стал полезным, ярким, незабываемым. Кто-то поедет в оздоровительный лагерь, где жизнь полна интересных и любимых занятий. Кто-то - в деревню, где будет наслаждаться легким дуновением лесного ветерка, гладью речной воды, щебетом лесных птиц, запахом цветов, ягод и грибов. Некоторые отправятся в увлекательные путешествия и познавательные экскурсии. Для каждого из вас лето - это распахнутые двери в новое и интересное. Но, где бы вы ни оказались, везде придется общаться с окружающей природой, а значит знать особенности животного и растительного мира.
Наше мероприятие носит название «Мир, в котором я живу», лозунг нашего мероприятия «Мой класс, мой дом и я – дружная семья!», т. к. участниками игровой программы являются дети и их родители.


Условия игры
В игре принимают участие 6 пар (ребенок и один из законных представителей, мама или папа). Семейные пары проходят 5 этапов игры. По сумме баллов определяется пара-победитель. Остальные учащиеся выступают в роли зрителей.

1 тур «Головоломка»
Участникам игры задаются вопросы и даются варианты ответов. Участники располагают ответы в очередности задаваемых вопросов. Для ответа используются карточки с цифрами 1, 2, 3.

Какие растения называют символом Мира? Солнца? Навязчивости?
1) олива;
2) лотос;
3) лопух.
(Плоды оливы – маслины употребляют в пищу и используют для получения масла. Древние греки называли ветвь оливы символом мира.
У египтян лотос служил символом солнца, т. к. лотос к вечеру закрывался, а утром снова раскрывался.
С большим усилием приходится отдирать прицепившиеся к одежде семена навязчивого растения – лопуха.)
Ответ: 1, 2, 3.

Какие птицы строят гнезда из глины? Из ветвей и прутьев? Не строят гнезда?
1) кукушка;
2) грач;
3) ласточка.
Ответ: 3, 2, 1.

Кто глазами по-разному смотрит? Ногами слышит? Руками сон сторожит?
1) кузнечик;
2) осьминог;
3) хамелеон.
(Глаза у хамелеона вращаются независимо друг от друга. Одним глазом хамелеон наблюдает за жертвой, а вторым посматривает вокруг, чтобы его самого враги не застали врасплох.
Звуки кузнечик издает движением крыльев. Поют только самцы. А вот слышать ногами могут и самцы, и самки. На задних ногах у них имеются длинные щели – это и есть «уши».
Во время сна все щупальца осьминога плотно прижаты к телу кроме двух нижних. Стоит прикоснуться к этим двум сторожевым «рукам», осьминог сейчас же просыпается.)
Ответ: 3, 1, 2.

Какие растения называют золотым яблоком? Земляным орехом? Земляным яблоком?
1) картофель;
2) арахис;
3) помидор.
(В Италии «помидор» стал новым овощем, что означает «золотое яблоко».
Земляной орех – арахис имеет интересную особенность: ко времени созревания стручков, плоды закатываются в землю, чем и объясняется их название.
В Россию картофель завез Петр 1. Его начали выращивать сначала как декоративное растение, а потом в качестве продукта питания и назвали «земляным яблоком»).
Ответ: 3, 2, 1.

Какое растение ловит насекомых? Цветет раз в жизни? Называют ключиками от весны?
1) первоцвет весенний;
2) бамбук;
3) росянка.
(Как только на лист росянки сядет комар или муха, щетинки сжимаются, липкий сок обволакивает жертву и сам лист смыкается. Через несколько дней лист снова раскрывается.
Бамбук растет с поразительной быстротой, по 60-90 см в сутки, тогда как скорость роста дуба – 30 см в год, кактуса 1-2 см в год. Живет бамбук до ста лет, цветет один раз в жизни и, дав плоды, отмирает.
Первоцвет весенний называют ключиками от весны, т. к. он зацветает первым).
Ответ: 3, 2, 1.

У какой птицы самый длинный язык? Самый длинный хвост? Самый длинный клюв?
1) аист;
2) сорока;
3) дятел.
Ответ: 3, 2, 1.
За каждый правильный ответ паре присуждается 1 балл. Сумма возможных баллов за 1 тур – 6.

2 тур «Фотоохота»
Найти в таблице и записать как можно больше названий животных. Ходы можно делать сверху вниз и наоборот, слева направо и наоборот. По диагонали ходы запрещены.

Ответ: крот, волк, бобр, лиса, зубр, лось, заяц, барсук, белка, рысь, медведь.
Сумма возможных баллов за 2 тур – 11.

В то время, как дети и родители записывают ответы, со зрителями проводится игра «И в шутку, и всерьез».
- Какую траву и слепой знает? (Крапива)
- В каком лесу нет листьев? (В хвойном)
- За чем охотник носит ружье? (За спиной)
- По чему человек ходит, а черепаха ползает? (По земле)
- Что, чем больше ешь, тем больше остается? (Семечки)
- Какое насекомое быстрее всех машет крыльями? (Муха)
- Самое толстокожее животное? (Носорог)
- Животное «строитель мостов и плотин»? (Бобр)
- Птица «ночной охотник»? (Сова)
- Самая быстролетная птица? (Стриж)

3 тур «Ты мне, я тебе»
Предлагаются жизненные ситуации. Дети выбирают ответ на вопрос и записывают его на листе бумаги цифрой. Родители отвечают устно. Паре засчитывается балл при условии, если ответ ребенка и представителя семьи совпадает.
Вопросы для родителей:
- Увидев гадюку на дороге, ваш ребенок:
1) смело начнет махать палкой и постарается пройти;
2) развернется и убежит.
- В лесу первым делом ваш ребенок:
1) поможет натянуть палатку;
2) побежит знакомиться с местностью.
- Увидев незнакомые ягоды, ваш ребенок:
1) попробует их на вкус;
2) прежде, чем попробовать, поинтересуется у родителей.

Теперь родители выбирают ответ на вопрос и записывают его на листе бумаги цифрой. Дети отвечают устно. Паре засчитывается балл при условии, если ответ ребенка и представителя семьи совпадает.
Вопросы для детей:
- Отправляясь на пикник, ваши родители посчитают нужным взять с собой:
1) своих детей;
2) своих друзей.
- Заблудившись в лесу, ваши родители:
1) испугавшись, будут сидеть и ждать помощи;
2) воспользуются знаниями о сторонах горизонта и попытаются найти дорогу.
- Для того, чтобы разжечь костер, ваши родители:
1) нарубят молодых деревьев;
2) насобирают сухих веток.
Сумма возможных баллов за 3 тур – 6.

4 тур «Конверт сюрпризов»
Семейная пара по жеребьевке вытягивает конверт, прочитав задание, обсуждает, как понтамимой показать следующее действие:
- ловим удочкой рыбу;
- собираем грибы;
- ловим сачком бабочек;
- разжигаем костер;
- варим уху;
- заблудились в лесу.
Сумма возможных баллов за 4 тур – 3.
Критерии оценивания: оригинальность, точность, театральное мастерство.

Во время взаимообсуждения участников мероприятия, со зрителями проводится игра «Договори пословицу».
Сколько волка не корми, ... (он все равно в лес смотрит.)
На чужой сторонушке ... (рад своей воронушке.)
Волка ... (ноги кормят.)
Ранняя пташка клювик очищает, ... (а поздняя глазки протирает.)
Свинью одень в сережки, ... (а она в грязь.)
Одна пчела ... (много меду не натаскает.)
Слово не воробей, ... ( вылетит — не поймаешь.)
Рыба ищет, где глубже, ... ( а человек - где лучше.)
И мышка в свою норку ... ( тащит корку.)

5 тур «Музыкальный»
По заданному началу, участникам игры необходимо продолжить исполнение одного куплета песни и припева.
- В небе тучка хмурится, хмурится, хмурится... (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского);
- Дождик босиком по земле прошел ... ( сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева);
- Выглянуло солнышко, блещет на лугу ... (сл. К. Ибряев, муз. Ю. Чичкова);
- Мимо белого яблока луны, мимо красного яблока заката ... (сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского);
- Солнечный круг, небо вокруг ... (сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского);
- Изменения в природе происходят год от года ... (сл. Н. Олева, муз. М. Дунаевского).
Сумма возможных баллов за 5 тур – 3.
Критерии оценивания: знание слов песни, передача интонации музыки, характера исполнения.

Подведение итогов игровой программы. Игра «Свободный микрофон»
Зрителям и участникам мероприятия дается возможность ответить на следующие вопросы:
- Понравилось ли вам мероприятие?
- Что особенно было интересным?
- Чьи ответы вам запомнились?
- Как часто вы бы хотели видеть или принимать участие в мероприятиях такого рода?
- Что вы можете предложить, посоветовать для таких мероприятий?

Объявляется семейная пара – победитель игры. Всем участникам вручаются призы и медали «Знатоку природы».
Каждый участник мероприятия «Мир, в котором я живу» из «волшебного мешочка» вытягивает шуточное предсказание леса (картинка, на обратной стороне которой записано предсказание).

Шуточные предсказания
Цветок – вы станете милее и красивее;
карта – этим летом вы непременно отправитесь в увлекательное путешествие;
елка – большую часть времени вы будете проводить в лесу;
лист – вам следует летом побольше навязать веников, они очень пригодятся вам зимой;
ягода – предвидится сладкая-пресладкая жизнь;
гнездо – ждите гостей;
муравьи – приобретете много новых знакомых и друзей;
боровик – даже летом вы будете в центре внимания;
пчела – придется хорошо потрудиться;
бабочка – ждут яркие и незабываемые события;
река – много времени будете проводить на пляже;
солнце – принимая солнечные ванны, вы укрепите свое здоровье.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуально-познавательная игра в начальной школе. Конституция РФ Канцелярские потешки. Сценарий игровой программы для младших школьников Конкурсно–игровая программа для младших школьников «12 месяцев» Сценарий конкурсно-игровой программы для начальной школы

Похожие статьи:

Игровая программа по сказам братьев Гримм, 1-2 класс

Сценарий игровой программы для группы продлённого дня

Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»

Сценарий игровой программы для младших школьников «Тридевятое царство»

Сценарий конкурсной программы для детей 6-7-8 лет

Участник №37 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Игровая программа ко Дню Валентина - 14 февраля в начальной школе | Конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса по теме "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
Опубликовано: 471 день назад (24 августа 2015)
Просмотров: 1831
+2
Голосов: 2
Светлана Владиславовна Хабарова # 24 августа 2015 в 19:24 0
Здравствуйте,Наталья Тимофеевна!!!Интересная и познавательная игровая программа!!!Очень хорошо что привлекаются родители, для детей это очень важно!!!И для зрителей тоже нашлось занятие!!!Работу беру себе.Голос!!!
Мария Аркадьевна Шишатова # 27 августа 2015 в 21:39 0
Наталья Тимофеевна, сценарий просто шикарный!Он действительно сплотит взрослых и детей, даст заряд позитива и хорошего настроения.Несомненно появиться интерес к изучению окружающего мира.Сценарий разнообразен заданиями, игровыми моментами, а рефлексия и шуточные предсказания в конце дают возможность высказаться всем, увидеть и услышать реакцию, получить новые предложения.Беру в заметки и конечно, примите голос!
Диана Андреевна Трифонова # 29 августа 2015 в 11:17 0
Вокруг нас мир удивителен (если уметь к нему правильно присмотреться и увидеть, то что многие считают обычным явлением)! Например я не могу перестать удивлять Божьему творению! И это здорово когда мы можем так же рассказать и показать нашим детям, сколько вокруг всего много прекрасного и чудесного! Спасибо вам, что вы приоткрываете всего этого не многую часть и делитесь с нами, вашими коллегами!!! dance zst
Светлана Николаевна Батыршина # 22 сентября 2015 в 18:58 +2
Наталья Тимофеевна, сценарий очень понравился! Согласна с мнением коллег что именно вот такое мероприятие соединит и взрослых и детей.Очень интересны задания, которые вы прописываете, а также игровые моменты. Именно после таких мероприятий у детей появляется интерес к окружающему миру, стремление узнавать все больше и больше. Голос!
Светлана Александровна Болдарева # 24 сентября 2015 в 11:03 0
Интересная игра. Выбранная вами форма работы сплачивает семью, учит работать вместе, прислушиваться к друг другу, дает возможность к самореализации. Примите мой голос
Елена Владимировна Коршунова # 25 октября 2015 в 20:39 0
Игровая программа "Мир, в котором я живу" порадовала меня разнообразием форм игровой деятельности. Для себя я отметила работу с карточками в первом туре. Правильно говорят, всё гениальное - просто! Голос!