Конкурсы для педагогов и детей

Как нарисовать осенний пейзаж гуашью для детей 5-7 лет пошагово с фото

Рисование осеннего пейзажа в технике "гуашь" для детей 5-7 лет. Мастер- класс с пошаговым фото
Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет "Осенний пейзаж"
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей 5-7 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: создание осеннего пейзажа "Розовое утро" в технике гуашь.
Задачи:
- познакомить детей главными праздниками славянского календаря, народными названиями месяцев;
- научить детей рисовать осенний пейзаж используя в работе нетрадиционную технику рисования мятой бумагой, без предварительного наброска простым карандашом;
- совершенствовать навыки работы с цветом, гуашью, кистью-всем ворсом и её кончиком;
- развивать у детей пространственное мышление, умение правильно строить композицию, а также умение дополнять рисунок собственным содержанием, выбором своей цветовой палитры опираясь на общую поставленную задачу;
- воспитывать интерес к праздникам народного календаря и славянской культуре.

Зовём мы зимнею порой
Декабрь, январь, февраль,
Когда снежинок белый рой
Летит куда-то вдаль.
За февралём приходит март,
За ним апрель и май.
В лесу и в поле слышен гвалт
Весенних птичьих стай.
За маем лето на порог
Июнь к нам приведёт.
Июль подарит ягод сок,
А месяц август-мёд.
За летом осени ансамбль
Исполнит танец свой,
Сентябрь, октябрь, потом ноябрь
Засыпят сад листвой.
Снежок роняя на ходу,
Зима придёт опять.
Двенадцать месяцев в году,
И всех их надо знать.
(Владимир Степанов)

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости!
Наши предки-славяне всегда поклонялись святому духу природы, частью которой является сам человек. Всегда для русского человека была важна семья, сохранение родовой памяти о своих предках, соблюдение традиций и обычаев связанных с календарными праздниками.
Славянство, по словам Государственного Гимна России-предками данная мудрость народная-достоинство славянских народов и великое наследие Руси. Именно традиции воспитывают в нас, тот самый загадочный русский дух: "Там русский дух, там Русью пахнет.." (А.С Пушкин). И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали бы мы в потемках чужих традиций, русские люди всегда возвращаются к родным корням и обычаям.

Был у наших предков и свой календарь, который помогал им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Но календарь был важен не только делами и работой по хозяйству, но ещё и весёлыми праздниками связанными с природой и Землёй-Кормилицей. Были у месяцев и свои красивые названия, которые отражали жизнь природы с её изменениями в зависимости от времени года. И в каждое время года были свои главные праздники, их называли солнечными: два солнцестояния и два равноденствия.
Праздник зимняя Коляда-праздновался в декабре. Декабрь был самым холодным месяцем в году, студёным, и называли его "студень". За ним шел "просинец" (январь), названный так из за первых после хмурого неба декабря "проталинок"-островков синего неба. Февраль из за крепких и лютых своих морозов назывался "лютень".

Весенний солнечный праздник-Масленица, праздновался он в марте. Март называли "березень" , потому что в марте начинают наливаться соком берёзы, в марте же они выпускают свои первые почки. За ним щёл месяц в котором просыпалась Земля-Матушка, расцветали первые деревья и первые весенние цветы, за то апрель называли "цветень". А вот когда просыпались все буйные травы, тянулись к Солнышку-Батюшке, всё вокруг зеленело, наступал май, и говорили о нём ласково "травень".

Летний праздник Купала-яркие ночные костры, хороводы и волшебный цветок папортника-празднуют его в июне. Июнь месяц когда красным соком наливаются ягоды и плоды, в былые времена красный цвет называли-червлёный, отсюда и название месяца "червень". Потом приходило время цветения лекарственных трав и липы, июль называли "липень". Ну а время жатвы и сбора хлеба называли "серпень", в августе снимали хлеб с полей при помощи серпа.

Осенью встречали великий праздник-Радогощь, который означал окончание сельскохозяйственных работ и зимние свадьбы. Праздновался он в сентябре, небо всё чаще начинало хмурится, шли первые дожди, вот и назвали его "хмурень". Октябрь радовал всех ярким одеянием, деревья сбрасывали свои листья, о нём говорили "листопад". В ноябре осень встречалась с зимой, месяц этот назвали "грудень". Название это произошло от груд замёрзшей со снегом земли. Груды, грудный путь-это зимняя, замёрзшая дорога.

Ещё листву не сбросили деревья,
Горят на клумбах хризантемы, сквозь снега.
Но к вечеру, уже похолодало,
Да так, что разыгралась вдруг пурга.
Позёмкой полетела над дорогой,
И под заборы снега намела.
Юлой кружилась впереди прохожих
Пока домой их всех не загнала.
А утром ярко солнце засияло,
И побежали улицей ручьи.
И снова осень золотом блистала,
На клумбах астры яркие цвели.
(Валентина Сывак)
Чудесная и волшебная пора, когда Осень властвует на земле, но Зима уже набирает свою силушку. Был на Руси и такой праздник, который означал встречу Осени и Зимы, называли его "Покрова". В этот день Зима вступает в свои права, идет первый снег и быт людей начинает заметно меняться. Другое название праздника "Засидки". Связано это с началом вечерних девичьих посиделок. Осенняя пора с работами в поле и огороде подошли к концу и теперь девушки собираются по вечерам, чтобы заниматься шитьём, прядением, заготовкой продуктов, домашним рукоделием и другими делами.
В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё-перебираться в новые дома справлять новоселье. Ещё одной традицией праздника были обряды "пострига", посвящения в воинство юношей и крестьянство детей, достигших возраста 3-4 лет. И всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами. В этот день девушки просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу).

В этот день начинали конопатить избы (утеплять, затыкать щели между брёвнами в доме). Старухи сжигали изношенные лапти, чтобы "прибавить себе ходу на зиму", а ребятишек обливали водой из решета на пороге дома, чтобы зимой дети не подхватили простуду.
"Засидки" означали начало работ в доме при огне, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали новый с особыми приговорами, с этого дня начинали попить печь. Зима наступает не только для людей, но и для всей живности, домашних и лесных духов.
Бытовало поверье, что на Покров уходят на ночёвку многие звери и змеи. Люди верили, что змеи во главе с главным ужом влезают на лещину, чтобы в последний раз взглянуть на небо, после чего отправляются на зимовку.
У Славян было поверье, что в день Покрова Домовой ложился спать и в доме проводили ритуал "Запекания углов". Для обряда выпекали блины маленького размера, и первый делили на четыре части и разносили по углам дома. Это было подношение для Домового, который считался духом дома и должен быть сыт и спокоен, таким образом, его как-бы просили сохранить тепло дома на протяжении всей зимы.
Также существовало поверье, что на Покров уходят на зимовку Лешие. Перед спячкой лесные духи особенно свирепые и злые, они бродят по лесам, ломают деревья, разгоняют зверьё и представляют большую опасность, так что в канун Покрова и на сам Покров люди старались в лесу не появляться.

Для художника-это волшебная пора, пора для творчества и созидания красоты Матери-Природы, пора живописных пейзажей. Добро пожаловать на мастер-класс по созданию осеннего пейзажа!
Материалы и инструменты:
- лист бумаги формата А3
- гуашь
- кисти
- банка для воды
- тряпочка для рук и кистей
- смятые бумажки
Ход мастер-класса:
Начинаем работу над пейзажем с рисования утреннего неба. Примерно половину листа бумаги в его верхней части покрываем слоем белой гуаши, большими горизонтальными и плавными мазками, используя большую кисть. Затем на кисть набираем бордовый или красный цвет (используем те цвета, которые есть в наличии), и по мокрому слою белого цвета наносим лёгкие мазки. Смешиваем цвета, у нас получаются розовые оттенки, создаём уже чистой кистью плавные переходы от белого к розовому.

Примерно по середине листа у нас будет проходить линия горизонта, её также прорисовываем белым и бордовым цветом, создавая розовые переливы цветов. Самый низ работы (первый план) окрашиваем в цвет охра. Плавно соединяем его с розовым цветом.

Теперь нам понадобится кисть потоньше (№3, 4 или 5-это зависит от фирмы производителя). Бордовым цветом рисуем чёткую линию горизонта. И небольшими мазками (примакивание кисти к листу) рисуем силуэт леса.

Теперь ствол дерева. Начинаем его рисовать чёрным цветом, с верху в низ.

Затем набираем на кисть коричневый и дорисовываем ствол дерева с большими ветвями.

У корней дерева наносим горизонтальные коричневые мазки-тень.

Моем кисть и "растягиваем" цвет, создавая плавный переход от коричневого к охре.

Набираем на кисть белый цвет, затем сразу коричневый и рисуем деревце в дали, и его тень.Этой же кистью наносим мазки на ствол главного дерева-прорисовываем кору, затем немного чёрных мазков.

Листья деревьев будем рисовать мятой бумагой. Обмакиваем её в краску (или наносим краску кистью на бумагу) и делаем отпечатки в области кроны. Первый цвет охра.

Затем коричневый.

Бордовый цвет.

На маленькое деревце добавим немного белой гуаши-иней.

Последняя деталь нашего пейзажа, в нижней части работы, с помощью бумаги рисуем опавшую листву и травы.


Для детей постарше работу можно выполнить немного иначе. Начинаем пейзаж так же с нанесения белого цвета, затем вводим красный, бордовый, рубиновый, на ваше усмотрение.

Я использую краплак красный, им же рисую границу горизонта, и плавно перевожу его в цвет охра.

Теперь тонкая кисть-коричневым рисуем ствол дерева на переднем плане, и белым деревья второго плана. Мазками чёрного цвета рисуем кору на главном дереве, рисуем тени у корней, и прорисовываем стволы берёзок.

У корней берёз делаем мазки чёрного цвета.

Чистой кистью с водой размываем эти мазки.

Теперь осенний лес в дали. Прикладываем кисть с разными цветами к линии горизонта, в разном порядке, создавая мазки разного размера и величины.

Далее работа с мятой бумагой, рисуем травы и листья.


Работаем по следующему принципу-набрали зелёный цвет, значит рисуем им сразу все элементы,и крону на дереве и листья на земле.

На переднем плане рисуем травушку-муравушку.

Коричневым усиливаем контур ствола центрального дерева, им же рисуем ещё несколько травинок.

Ну очень захотелось нарисовать грибочки. Это просто-рисуем в три приёма-первый мазок (прикладываем кисть к рисунку) белый цвет-ножка гриба, второй цвет-охра-шляпка, и мазочек коричневого цвета.

Наш пейзаж завершён.


Работы моих деток.







Благодарю за внимание! Хорошего Вам настроения и творческого вдохновения!

Рекомендуем посмотреть:

Рисование с помощью картофельного штампа на тему Осень для детей 4-6 лет Рисование на тему Осень в детском саду для детей 4-6 лет Рисование в детском саду. Старшая группа. Георгины Как нарисовать осенний лист пошагово для детей 5-7 лет
Участник №13 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Роспись стен своими руками "Птица Гамаюн". Мастер-класс с пошаговыми фото | Как нарисовать виноградную лозу на стене дома своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 48 дней назад (22 октября 2016)
Просмотров: 698
+16
Голосов: 16
Мария Александровна Антонова # 23 октября 2016 в 00:40 +3
Здравствуйте, Наталья Александровна! Ознакомилась с Вашим материалом! Я в восторге, что получается в итоге работы. Потрясающие, яркие картины в возрастной категории 5+. По выполнению работы все понятно, хорошо описано, фотон качественные, при желании, все возможно повторить. Вы предоставляете фотоотчет работ, которые выполняли детки, по ним можно увидеть вариативность рисования осеннего леса. Оч понравился МК. Голосую с удовольствием!
Татьяна Анатольевна Аграфонова # 23 октября 2016 в 06:38 +1
Здравствуйте. Спасибо вам большое за ваш мастер-класс! Такое доступное объяснение обязательно пригодится при работе в ДОУ. Если вы не против, с удовольствием посмотрю другие ваши работы. Мой голос!
Лариса Викторовна Штоколова # 23 октября 2016 в 09:15 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! МК замечательный! Я посматривала ваши предыдущие публикации, восхищалась мастерством и необыкновенной фантазией.Голос, с огромным удовольствием!
Софья Владимировна Юхнина # 23 октября 2016 в 09:57 +1
Наталья Александровна здравствуйте! С восторгом и восхищением посетила Ваш очередной мастер-класс по рисованию в технике "гуашь" "Осенний пейзаж". Вы знакомите детей с главными праздниками славянского календаря, учите рисовать осенний пейзаж, используя в работе нетрадиционную технику рисования мятой бумагой.
Увидев результат, я сомневалась, что дошкольники смогут повторить "Розовое утро". Но следуя Вашим чётким, подробным инструкциям, под руководством педагога, думаю справятся. И это будет шедевр! v
БРАВО, Наталья Александровна, ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ ВАМ!!!
Анастасия Васильевна Шарова # 23 октября 2016 в 13:15 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна!Спасибо Вам за ваш мастер-класс с пошаговыми иллюстрациями. Очень познавательно , интересно и по осеннему волшебно. Творческих успехов и продолжайте и дальше нас радовать вашими работами и идеями!
Инна Владимировна Старчикова # 23 октября 2016 в 16:00 +1
Здравствуйте Наталья Александровна. Мне очень понравился Ваш мастер-класс. Спасибо за Ваш труд. Успехов Вам в вашей работе.
Татьяна Вячеславна Ясинская # 23 октября 2016 в 18:51 +1
Очень интересный мастер-класс! Попробую второй вариант пейзажа со своими первоклассниками. Спасибо!
Оксана Михайловна Жидикина # 23 октября 2016 в 19:15 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна.
С большим удовольствием ознакомилась с материалом и спешу отдать свой скромный голос №6. Мастер - класс яркий, грамотно оформлен. Очень понравился информационный блок. Чувствуется мастерство и профессионализм. Браво! Спасибо за труд и опыт. +1
Алла Ивановна Ефимова # 23 октября 2016 в 21:56 +1
Наталья Александровна, добрый вечер!!!
Познакомилась с вашим МК - Рисование осеннего пейзажа.
У Вас в гостях получаешь эстетическое удовольствие!!!
Как у вас все красиво и просто! Быстро, поэтапно!!!
А дети, настоящие маленькие художники!!!
Вам мой голос +1!!! И мой №7.
Мира Симеунович # 23 октября 2016 в 23:34 +2
Наталья Александровна, добрый вечер! Тепло на душе как-то от Вашего рассказа! Спасибо за познавательную информацию о поверьях древних русских и о названиях месяцев. Очень интересно услышать о ритуалах славян, о «засидках» и Домовом. Прекрасное путешествие в прошлое, которое всегда воодушевляет детей. Что касается мастер-класса, Вы замечательно представили процесс рисования «Осеннего пейзажа» мятой бумагой. Я уверена, что дети с увлечением пробовали свои силы, «играли» красками и бумагой. В результате получились их чудесные работы! Детская фантазия на высоком уровне, они креативно комбинируют цвета и строят композицию. С удовольствием и уважением голосую!Успехов!
Тамара Васильевна Енина # 24 октября 2016 в 15:08 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна, рада вновь встрече с Вашими обстоятельными, познавательными мастер-классами. Все, как обычно, ярко, образно, а сколько позитивной информации о наших предках. У Вас не только рисовать научишься, но еще и историю полюбишь.Спасибо за труд, за удовольствие наблюдать рождение красивого пейзажа.Голос.
Наталия Александровна Юркина # 25 октября 2016 в 11:44 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна. Я в восторге от Вашей проделанной работы. Разнообразный наглядный материал. Замечательно, что Вы воспитываете интерес к праздникам народного календаря и славянской культуре.
Вера Валерьевна Ляпина # 27 октября 2016 в 20:57 +2
Очаровали своими картинами, Наталья Александровна! Спасибо за интересное решение в выполнении рисунков. голос
Ольга Сергеевна Дьякова # 4 ноября 2016 в 13:55 +1
Наталья Александровна,замечательный мастер-класс! Работы получились просто чудесные - яркие,осенние, сочная и очень характерные! Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Валентина Владимировна Уржумцева # 5 ноября 2016 в 20:33 +1
Наталья Александровна, у вас естественно есть художественные данные. Вы смогли продемонстрировать нам такие простые и, в то же самое время, необычные композиционные решения. Порой мы учим детей изображать пейзаж, используя стереотипы - только на полосе, или небольшую перспективу, но опять же на прямом ландшафте. У вас показаны несколько разных вариантов композиций. Спасибо.
Ольга Васильевна Яковлева # 7 ноября 2016 в 19:22 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна. Замечательные осенние пейзажи получились у Вас и детей! Великолепные картины! Все этапы рисования описаны подробно, доступно. Мне нравится использование нетрадиционных техник рисования. Спасибо за идею! С Вашего позволения возьму в закладки. На следующий год попробую со своими детьми создать такую КРАСОТУ! Дальнейших творческих успехов! голос
Елена Александровна Готчиева # 10 ноября 2016 в 19:34 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна!Картины прекрасные!Мастер-класс подробный, много хороших фото.Буду сама пробовать и учить детей!Спасибо!
Валентина Николаевна Мельникова # 29 ноября 2016 в 23:38 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна!
Как всегда, шедевр! Необыкновенна познавательная информация
о поверьях и названиях месяцев!
МК понятен, выполнен пошагово, при желании можно повторить!
Вам мой голос!