Конкурсы для педагогов и детей

Рисование пейзажа поэтапно для детей 5-6 лет

Мастер-класс по рисованию пейзажа для детей 5-6 лет "Горы".
Мастер-класс по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников " Горный пейзаж"

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области

Описание: работу можно выполнить с детьми 5-6 лет. Материал может быть полезен родителям, воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.

Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.

Цель: знакомство детей с разновидностью пейзажного жанра "Горный пейзаж".

Задачи:
-учить детей рисовать пейзаж горных массивов используя разные изобразительные техники: работа в технике гуашь, монотипия, пальчиковая палитра;
-совершенствовать навыки построения композиции, умение планировать этапы работы;
-расширять кругозор детей посредством знакомства с богатством и разнообразием природы родной страны.

В переводе с французского слово "пейзаж" (paysage) означает "природа". Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.
Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. "Героем" такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.

Горный пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения - виды гор, горные вершины, горные склоны. Картины с горным пейзажем пожалуй самые романтичные в этом жанре пейзажа. Горная романтика привлекает многих людей. Некоторые из них заболевают горами на всю жизнь.

В России более 2000 горных вершин, 54 вершины имеют высоту более 4000 м. Самая высокая точка России — гора Эльбрус в составе Кавказа (5642 м).

Все знают, есть на свете семь чудес,
А я узнал восьмое чудо света.
Есть на Кавказе пуп земли - Эльбрус,
А Приэльбрусье рай земной, поверьте.
Здесь солнце светит ровно триста дней,
Сосновый бор для Вас благоухает,
Источников нарзана бьют ключи -
Ну, разве не восьмое чудо света.
Эльбрус двугорбый сединой покрыт,
Душа в нем спит уже тысячелетье,
А ведь когда-то извергал, горел,
Да видно успокоился навеки.

Много стихотворений и песен посвящено горам. Они влекут к себе не только литераторов, но и художников - никто не чужд романтики.

Эльбрус — самая высокая гора России. Самая высокая горная вершина России и самая высокая точка Европы, расположенная на границе Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии севернее Большого Кавказского хребта. Ее высота составляет 5621 метр. Название вершины переводится по-разному: с иранского – как «высокая гора», с грузинского – как «лед», с карачаево-черкесского – как «вечная гора», а с кабардинского – как «гора счастья». Впрочем, любое из названий свидетельствует о величии и красоте Эльбруса. Интересно, что во время Великой Отечественной войны Эльбрус был захвачен фашистами, которые установили на нем нацистские знамена. План фашистской Германии переименовать Эльбрус в «пик Гитлера» был сорван советскими бойцами-альпинистами, которые к зиме 1943 года выбили со склонов Эльбруса немецкие войска. Сегодня покорять Эльбрус стало модно. По склонам проходит не один альпинистский маршрут. Открыт здесь и горнолыжный курорт.

Вторую по величине горную вершину-Дыхтау, в России впервые покорили в 1888 году. Высота Дыхтау составляет 5205 метров, а расположена она в Северном хребте. Восхождение к вершине Дыхтау считается достаточно сложным с технической точки зрения, неслучайно свои силы на ней пробуют только те, кто имеет альпинистский опыт передвижения как по скалам, так и по ледово-снежной поверхности гор.

Гора Коштантау – третья в пятерке самых высоких гор России. Коштантау - одна из наиболее труднодоступных и красивейших вершин Кавказа, она имеет высоту 5152 метра. Ее северные склоны украшены мраморными ледниками.

Пик Пушкина также входит в число пятитысячников, ведь по высоте он равен 5033 метрам. Свое название он получил в честь столетия великого поэта в 1938 году. Эта живописная горная вершина располагается между Восточной Дыхтау и Пиком Боровикова. Альпинисты часто в шутку называют пик Пушкина самым высоким жандармом на гребне: красивая вершина доминирует над всеми остальными возвышенностями хребта.

И замыкает пятерку лидеров Джангитау – Новая гора высотой 5085 метров. Эта вершина имеет множество интересных ущелий и пещер, а ледники образуют горные речки, которые стекают в долину.Джангитау. Она входит в уникальный горный массив Безенгийской стены, протяженность которого составляет 12 километров. Является популярнейшей вершиной у альпинистов. Джангитау включена в десятку вершин, за покорение которых вручается почетный знак «Снежный барс России». Кстати, первым, кто выполнил данный норматив, стал сочинский альпинист Алексей Букинич.

Для работы понадобятся материалы:
-лист бумаги А3
-гуашь
-кисти
-тряпочка
-пластиковые карточки (старые пластиковые (мягкие) доски для лепки пластилином, их нарезаем на небольшие карточки, которые послужат инструментом для рисования)

Ход мастер-класса:
Главным инструментом для рисования сегодня послужат пластиковые карты. Наносить краску на них будем с помощью кисти, небольшую полосу краски. Краска должна быть густой, если гуашь засохла, то просто залейте её ненадолго тёплой водой (можно холодной). Есть несколько способов рисования картами, попробуйте сначала на отдельном листе, поупражняйтесь. Первый способ-это прихлопывание карточкой по листу, создаём отпечатки. Второй-это растирание краски с помощью карточки по листу бумаги. Третий-когда сделаны отпечатки можно с помощью чистой карты(без краски) смоченной в чистой воде размыть цвет, сделать плавный переход от тёмного к светлому.

Начинаем рисовать пейзаж гор с неба, с самого верхнего края листа. Сначала проходим по верхней кромки-делаем отпечатки.

Затем как бы растягиваем краску по поверхности неба, работаем сухой карточкой. Затем можно чистой картой смоченной в воде слегка растянуть краску к середине листа.

Теперь будем рисовать горные пики, на карту наносим полосу чёрного цвета и создаём очертание горных вершин ( только их контуры-горные вершины покрыты снегом).

Чуть ниже работаем картой в любой последовательности, создаём горный рельеф. При необходимости наносим новые полоски цвета на карточку, если карта запачкалась очень сильно, то просто вытрите её о тряпочку.

Самый низ горного хребта сделаем почти прозрачным, работаем чистой картой с водой.

Дальше подножие горы, используем коричневую гуашь

Мы нарисуем весну в горах, добавляем в пейзаж зелёный цвет.


Дальше работаем кистью (вода должна быть чистой), белой гуашью подрисовываем облака, снег на горных вершинах, работаем кончиком кисти. А, внизу у подножия прорисовываем травинки.

Цветы рисуем пальчиками, делаем отпечатки.

Второй более простой вариант работы. Делаем карандашный набросок горных вершин
и приступаем к работе с картами, начинаем с неба.

Затем берём чёрную краску, наносим на карту и заполняем чёрным цветом горный массив. При растирании картой краски получаются различные, неравномерные оттенки серого и чёрного цвета, рельеф гор.

Верхушки гор рисуем кистью(её кончиком), а затем слегка разотрём цвет картой.

У подножия горы кистью нарисуем хаотичные полосы чёрного цвета, и ребром карты создаём иллюзию травы.

Горные сосны отличаются строением стволов от обычных, в горах мало света и дерево во время роста постоянно меняется, изгибается ловя солнечные лучи.


Теперь работаем белой гуашью, водичка должна быть чистой. Добовляем снег на горный хребет, и на ветви сосны.

Затем кистью с чёрным цветом рисуем полоски на ветвях (хвоя сосны).

На карту наносим зелёный цвет и дорисовываем хвою (прихлопываем картой по чёрному цвету), добавляем зелёной травы. При желании с помощью зубной щётки можно сделать набрызгать белого цвета (ветер тронул горные вершины и полетели белоснежные снежинки).


В работе с детьми я всегда предоставляю право выбора, основываясь на общей задаче создать свою собственную композицию, своё собственное виденье мира. Вот, что у нас получилось.

Уральские горы, которые разделяют Россию на Европейскую и Азиатскую части – самые древние горы в мире. Расположенная в Кусинском районе у деревни Александровка гора Карандаш возникла 4, 2 миллиарда лет назад. Исторические названия Уральских гор – Большой Камень, Сибирский Камень, Земной Пояс, Поясной Камень. Когда-то Уральские горы были очень высокими, но теперь от прежних гор остались только основания.

Хибинские горы – самые высокие горы, расположенные за полярным кругом России.

Одной из самых странных гор в мире является российская гора Магнитная, расположенная под городом Магнитогорском, которая практически целиком состоит из железа.




Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы.
Над их вершинами крутыми,
На скате каменных стремнин,
Питаюсь чувствами немыми
И чудной прелестью картин
Природы дикой и угрюмой;
(А.С.Пушкин Руслан и Людмила.Эпилог.Отрывок)

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс Рисование летнего пейзажа поэтапно Морской пейзаж гуашью поэтапно Как нарисовать пейзаж гуашью поэтапно для начинающих

Похожие статьи:

Рисование осенних листьев, 1-2 класс

Мастер-класс. Пейзажная монотипия

Участник №37 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 февраля по 25 апреля 2015 года
Рисование пейзажа поэтапно для детей дошкольников 5-6 лет | Весенний плакат к 8 марта своими руками с фото
Опубликовано: 621 день назад (22 марта 2015)
Просмотров: 6707
+20
Голосов: 20
Татьяна Вячеславовна Пестреева # 22 марта 2015 в 16:01 +2
Здравствуйте Наталья Александровна нетрадиционные методы рисования это моя любимая тема.я со своими детьми постоянно использую это в своей работе В своей работе вы очень интересно и обширно освещаете рисование пейзажа по этапам. Работы получились с творческой изюминкой интересные поздравляю
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 22 марта 2015 в 18:40 +4
Здравствуйте Наталья Александровна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим мастер классом " Горный пейзаж". Работы красивые необычные. Хорошее вступительное слово. Описание понятное и доступное. Замечательные работы ваших воспитанников. У каждого из них получился свой пейзаж и свое видение на данную картину. За таким занятием у детей развивается художественный и эстетический вкус, память, воображение, речь, мелкая моторика ручек. Мои вам пожелания на будущие публикации надо правильно прописывать цель жалко, что время на редактирования уже закончилось. Цель отвечает на вопрос Что? В вашем случаи - это Знакомство детей с разновидностью пейзажного жанра "Горный пейзаж". Но работа мне понравилась и примите мой голос.
Татьяна Александровна Ковальских # 22 марта 2015 в 22:33 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! С удовольствием познакомилась с вашим мастер-классом по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников " Горный пейзаж". Удивительно красивые работы! Мне самой захотелось попробовать выполнить работу, следуя вашему описанию, все очень понятно, доступно объясняется. Особенно приятно, что Вы предлагаете разные варианты выполнения работы, что дает возможность творить и пробовать! Голосую +1.
Мила Кузьмина # 22 марта 2015 в 22:54 +1
Уважаемая Наталья Александровна, спасибо за удивительное знакомство с созданием "Горного пейзажа". Рисуя горный массив, вы учите использовать разные изобразительные техники. Понятно! Доступно! Увлекательно! Хочется отметить умелое построение композиции. Голосую за мастерство! Удачи вам!
Светлана Анатольевна Ковтунова # 22 марта 2015 в 23:05 +1
Очередная работа и опять успех!А результат Вашего творчества это- детские работы,и каждая индивидуальна по-своему.Вы так подробно описываете каждый шаг,что хочется взять кисточку в руки и приступить к рисованию.Примите и мой голос!
Ирина Ивановна Жабина # 23 марта 2015 в 01:17 +2
Спасибо, Наталья Александровна, за Ваш прекрасный мастер-класс! Такую технику рисования встречаю впервые, необычная. Детские работы очень гармоничные, трудно выбрать лучшую. Голосую.
Наталья Михайловна Мазунина # 23 марта 2015 в 07:26 +1
Здорово, интересно, необычно! Достаточно подробно прописан каждый шаг. Уверенна, что дети рисовали с удовольствием. Примите голос. Дальнейших творческих успехов!
Ирина Анатольевна Князева # 23 марта 2015 в 18:49 +3
Наталья Александровна! Спасибо за прекрасный мастер-класс! Интересно, легко для восприятия. Фотографии хорошего качества, четкие, яркие, лишнего ничего нет. Такой мастер класс, безусловно приведёт к прекрасному результату! Примите и мой ГОЛОС!
Наталья Викторовна Борисова # 23 марта 2015 в 18:54 +1
Разработка талантливого педагога приносит удовольствие! Как интересно Вы подобрали материал о горах. По Вашим фото последовательности рисования научится каждый желающий. Удачи Вам!
Ирина Каширина # 24 марта 2015 в 18:15 +1
Удивительно красиво! С большим интересом познакомилась с вашей работой, где всё грамотно преподнесено для пользователей. Спасибо!
Вера Валерьевна Ляпина # 27 марта 2015 в 06:19 +1
Завораживающая красота! Как всегда ваши работы, Наталья Александровна, производят огромнейшее впечатление! БЛАГОДАРЮ! ПРИМИТЕ ГОЛОС!
Любовь Андреевна Киндирова # 27 марта 2015 в 16:28 +1
Обожаю нетрадиционные техники рисования. Красиво, доступно для людей с разными художественными способностями.Никогда не рисовала карточками, очень заинтересовалась. Нарисую обязательно подобными способами. Спасибо за идею!
Светлана Владимировна Рязанова # 29 марта 2015 в 13:23 +1
Здравствуйте Наталья Александровна!С огромным удовольствием прошла по страницам вашего мастер класса по использованию нетрадиционных техник в ИЗО деятельности дошкольников "Горный пейзаж". Работы просто замечательные! При просмотре я взяла лист бумаги и попробовала сделать наброски сама. Надо сказать, что получилось неплохо. Особенно очень понравилось, что вы предлагаете разные варианты выполнения работ, что дает возможность поэтапно творить. Спасибо! Мой голос вам!
Татьяна Александровна Морозова # 16 апреля 2015 в 15:24 +1
Наталья Александровна! Я всегда с большим интересом знакомлюсь с Вашими работами. И эта работа - не исключение.
Работа поможет научить детей детей рисовать пейзаж горных массивов используя разные изобразительные техники: работа в технике гуашь, монотипия, пальчиковая палитра.
При этом совершенствуются навыки построения композиции, умение планировать этапы работы.
И кругозор ребёнка значительно расширяется, так как он знакомится с богатством и разнообразием природы родной страны.
Может быть только Ваша сегодняшняя работа несколько сложновата для детей 5-6 лет?
Наталья Александровна Ермакова # 16 апреля 2015 в 20:35 0
Здравствуйте,Татьяна Александровна! Спасибо за тёплые слова и прекрасный комментарий! Да, работа немного сложновата, но дети справились, они применяли ранее полученные умения и осваивали новые с большой радостью и интересом. Когда перед нами встают новые задачи наш мозг ищит пути их решение, а значит стремится к овладению новыми знаниями и умениями,к развитию и самосовершенствованию, тем самым приобретая новый уровень развития,новый опыт, ну я во всяком случае так думаю. Спасибо! Некоторым авторам представленных детских работ по 4 года, я очень довольна результатом занятия.
Светлана Анатольевна Яковлева # 1 мая 2015 в 23:40 +1
ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ! ВЫ МОЛОДЦЫ! ТАК КРАСИВО ПОЛУЧИЛОСЬ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОПРОБУЮ В СВОЕЙ РАБОТЕ! СПАСИБО ЗА ПОДРОБНЫЙ МАСТЕР КЛАСС! ОБЯЗАТЕЛЬНО ОСТАВЛЯЮ СВОЙ ГОЛОС ВАШЕМУ ТВОРЧЕСТВУ!
Нина Сергеевна Ситникова # 6 мая 2015 в 09:34 +1
Очень интересный мастер класс!!!Познавательно, развивает фантазию и закрепляет практические умения ребенка. Что мне понравилось больше всего, помимо использования разных техник в рисовке, так это - свобода выбора для ребенка. На мой взгляд, это одна из главных составляющих успеха в творчестве. Благодаря этому интерес к рисованию только усиливается. Творческих успехов, Вам! +1!
Елена Васильевна Рязанцева # 26 июля 2015 в 12:29 +1
Да, Наталья Александровна!! Похоже, я стала Вашей поклонницей. В Вашем блоге столько интересного, а , главное, готового к применению материала. Мне очень импонирует не только детальное объяснение, как нарисовать. но и дополнительная информация. Очень понравилось ваше отношение к проблеме "сложности" (ответ Татьяне Александровне). Приблизительно так я мотивирую детей на разных уроках. Обязательно голосую.
Надежда Владимировна Шпица # 16 января 2016 в 22:54 +1
В своей работе с детьми часто использую технику ТРИЗ, но про рисованием карточками впервые узнала из вашего мастер-класса. Очень интересная и необычная техника. Думаю деткам будет очень интересно с ней познакомиться.