Конкурсы для педагогов и детей

Конспект логопедического занятия. Автоматизация звука "р"

Автор: Михайлова Наталья Александровна, МБОУДОД ДООспЦ г.Владимира учитель-логопед
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р.
ЦЕЛЬ: закрепить звук Р в речи ребенка, посредством систематического произнесения речевого материала, содержащего данный звук. Развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти; развитие способности описывать предмет, связной речи, фонематического восприятия и аналитико-синтетических процессов.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, игра «Мемори», большая схема слова, нарисованная рыбка.

1. Артикуляционная гимнастика.
Для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звука Р необходимо провести зарядку:
упражнения «Лошадки», «Маляры».
(Ребенок вспоминает и самостоятельно выполняет данные упражнения под счёт логопеда.)

2. Произнесение звука Р.
- Вспомни, как правильно произносится звук Р, расскажи , что делает твой язычок.
(Ребенок рассказывает о правильной артикуляции звука Р:
язык широкий, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят. Выдыхаю сильную струю воздуха на кончик языка, чтобы он завибрировал.)

3. Повторение слоговых рядов.
Закрепим данный звук в слогах, я произношу цепочки слогов – повторяй за мной:
РА-РО-РУ-РЫ АР-ОР-УР-ЫР
РО-РУ-РА-РЫ ОР-УР-АР-ЫР
РУ-РЫ-РО-РА УР-ЫР-ОР-АР
РЫ-РА-РУ-РО ЫР-АР-УР-ОР

4. Игра «Мемори».
Давай поиграем в знакомую тебе игру «Мемори» : парные картинки раскладываем изнанкой вверх и вскрываем попарно, если изображение совпало, то возможен дополнительный ход. Выигрывает тот, кто откроет больше парных картинок. Делая каждый ход, ты будешь называть громко и чётко то, что изображено на картинке.
(Ребенок и логопед играют, пока не откроют все изображения.)

5. Игра «Чего не стало?»
Чтобы начать новую игру, убери все парные изображения и назови их.
(Ребенок собирает карточки, произнося слова со звуком Р.)
Посмотри и запомни расположение оставшихся картинок.
(Ребенок внимательно изучает, закрывает глаза.)
Я уберу одно изображение, скажи, чего не стало?
(Ребенок и логопед играют в игру. Если возникают затруднения, логопед описывает предмет на карточке.)
(Обратное упражнение: ребёнок описывает, что изображено на картинке, не называя сам предмет, а логопед отгадывает картинку.)

6. Упражнение на общую моторику. Игра «Займи место».
Молодец, хорошо справился с заданием, но давай немного разомнемся. Ты будешь звуком Р. Я называю слово, ты занимаешь свое место - в начале, середине или в конце.
(Ребенок стоит, перед ним на полу большая схема, обозначающая начало середину и конец слова.)
РАКЕТА УДАР
РУКА КОРОВА
ПАРТА СОРОКА
ПАРАХОД РЫБА
КОМАР РЫНОК

7. Упражнение на общую моторику. Упражнение «Парад».
Будем маршировать, как на параде и проговаривать заученные скороговорки.
РА-РА-РА – НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.
РА-РА-РА – МЫ ПОЙМАЛИ КОМАРА.
РО-РО-РО – У РОМЫ НОВОЕ ВЕДРО.
РО-РО-РО – РОМА УРОНИЛ ВЕДРО.
РУ-РУ-РУ - НОТУ ВЕРХНЮЮ БЕРУ.
РУ-РУ-РУ - Я ПОЮ, А НЕ ОРУ.
РЫ-РЫ-РЫ – БЕГУТ БАРАНЫ С ГОРЫ.
РЫ-РЫ-РЫ – ЭТО КУРЫ НЕ МОИ.
- Молодец, очень хорошо у тебя получилось, можешь сесть и отдохнуть.

8. Материал для домашнего закрепления. Заучивание новой скороговорки.
Эти скороговорки тебе уже знакомы, поэтому сложности не вызывают, а попробуй произнести вот эту:

ВЕЧЕРО НАД ОЗЕРОМ ХОДИТ БЕЛЫЙ ПАР-
ЭТО РЫБЫ В ОЗЕРЕ СТАВЯТ САМОВАР.

(Ребенок повторяет за логопедом.)

9. Оценивание, подведение итогов занятия, рефлексия:
- Молодец, ты сегодня хорошо занимался, справился со всеми заданиями, и поэтому я дарю тебе нарисованную рыбку. Напомни, пожалуйста, чем мы занимались сегодня, и расскажи, что тебе понравилось больше всего.
- Дома выучишь скороговорку и разукрасишь мой подарок.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Развитие речи ребенка 5-6 лет
Опубликовано: 898 дней назад (19 июня 2014)
Просмотров: 2032
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Ирина Вячеславовна Некрасова # 20 июня 2014 в 14:34 +2
Замечательное занятие! С ним ребенку легче будет запомнить звук и букву "р", особенно мне понравилась игра "Займи место", ведь чаше используют это задание сидя за столами, и перед детьми полоса в клетку. А тут ребенок не только слушает и анализирует, но все происходит в движении, дети со сменой вида деятельности не устают, и легче запоминают материал. Спасибо огромное за конспект. Возьму его себе в закладочки. Мой голос +1
Татьяна Николаевна Хусаинова # 20 июня 2014 в 15:33 +2
Наталья Александровна Ваше конспект на автоматизацию звука Р соответствует структуре проведения занятия. Вами была проведена артикуляционная гимнастика способствующая укреплению необходимых артикуляционных органов для правильного произнесению данного звука, вспомнили уклад произносимого звука, также вы автоматизировали звук в слогах, словах, предложениях, развивали внимание, память, использовали интересный прием проведения звукового анализа, для меньшей утомляемости ребенка провели физкультминутку во время которой Вы развивали общую моторику и чувство ритма, заучили новую скороговорку, в заключение подвели итог и поощрили и похвалили ребенка. Это для него самое главное и стимул на посещение следующих занятий. Голосую +1
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 20 июня 2014 в 15:51 +2
Наталья Александровна, в своё время я с сыном тоже обращалась за помощью педагога-логопеда, у нас были проблемы со звуком Р, мне запомнилось упражнение "Лошадки", очень эффективно. Предложенный вами материал с очень интересными упражнениями, раскрывает каким образом качественно и эффективно можно закрепить звук Р в речи ребенка. В своей методике преподавания вы применяете познавательные методы стимулирования мотивации, молодцы. Очень достойно представлена вами работа, СПАСИБО! Голос.
Наталья Александровна Михайлова # 21 июня 2014 в 13:21 +1
Спасибо!