Конкурсы для педагогов и детей

Логопедическая работа по развитию памяти, речи и воображения у детей

Логопедическая работа по развитию памяти, речи и воображения у детей дошкольного возраста
Автор: Швецова Наталья Александровна, дефектолог МАОУ "СОШ № 30" г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Описание: учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремлюсь к тому, чтобы занятия по развитию памяти носили учебно-игровой характер. Данный практический материал будет полезен логопедам, воспитателям, учителям, родителям.
Цель: демонстрация опыта учителя-логопеда,дефектолога по развитию памяти, речи и творческих способностей у дошкольников.
Задачи: вовлекать воспитанников в творческую деятельность, развивать память, речь, восприятие, воображение; формировать у детей интерес к разучиваниям стихотворений с помощью знакового письма.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Конечно,можно и в моей работе рассматривается метод, который способствует развитию памяти.
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Вообще развитие памяти детей необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно. Это необходимо делать как родителям, так и учителям. Обычно лишь подросток может использовать мыслительные действия для запоминания чего либо (например, поставить крестик на руке, чтобы не забыть о встрече). Однако доказано, что уже дошкольники могут эффективно использовать некоторые из этих мыслительных действий для запоминания. Развитие речи дошкольника во многом завит от развития его памяти.
Существует огромное количество игр, игровых упражнений для развития памяти, мною предлагается метод развития памяти, соответственно развитие речи- метод знаковое письмо.
Каждое слово – это какой то знак. Знак, который мы придумываем сами. И после того, как мы записали стихотворение знаками, у детей очень быстро запоминается материал.
Несколько вариантов работы со знаковым письмом:
1. Можно вместе с ребёнком записать знаками стихотворение, которое ему очень трудно выучить. И тогда показывая на каждый знак, ребенок будет вспоминать и называть, то, что он нарисовал под этим знаком. И после нескольких повторов, ребенок уже самостоятельно (возможно наизусть) расскажет заучиваемый стих.
2. Можно ребенку предоставить уже готовый материал, то есть стихотворение, которое уже записано знаковым письмом.
Например, стихотворения:
Л. Климанов «Щегол»
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится кошки.

А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.


А. Барто «У Танюши дел не мало»
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел.
Утром брату помогала -
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила.
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу.
Я вам завтра помогу.


Рекомендуем посмотреть:

Как запомнить материал Дидактическая игра по развитию речи для детей 5-6 лет Материал для родителей по закреплению знаний детей по лексической теме «Овощи Логопедическое лото

Похожие статьи:

Развитие памяти у детей 6 лет

Способы совершенствования памяти у старших дошкольников

Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках" | Мисс класса в начальной школе. Сценарий к 8 марта
Опубликовано: 685 дней назад (21 января 2015)
Просмотров: 997
+4
Голосов: 6
Светлана Александровна Колесникова # 21 января 2015 в 18:49 0
Наталья Александровна ловите первый голос! Очень интересный и познавательный материал. Думаю будет полезен воспитателям и учителям начальных классов. А детям нравится играть в разведчиков и шпионов, вот и пусть учатся зашифровывать послания.Спасибо за идею!
Людмила Леонидовна Васькина # 21 января 2015 в 18:51 0
Наталья Александровна, спасибо за приглашение! Материал действительно интересный, полезный. спасибо за идею, примите мой голос
Нина Леонидовна Захарина # 21 января 2015 в 22:36 0
Наталья Александровна! Часто в классах встречаются дети с неразвитой речью.Это вызывает определённые трудности в учёбе.Ваш материал поможет и родителям , и воспитателям, и учителям в какой то мере решить эту проблему.Вам-мой голос.
Любовь Борисовна Соломатина # 22 января 2015 в 01:22 0
Наталья Александровна, спасибо за приглашение! Ваша работа очень актуальна. Давно работая в школе, заметила, что количество неподготовленных к школе детей, с неразвитой памятью растет. Мне, как матери школьника, тоже эта тема небезразлична. Опробую на своем сыне. Спасибо за Вашу работу. С уважением Л.Б.
Наталья Александровна Швецова # 22 января 2015 в 06:22 0
Спасибо огромное за положительные отзывы. Обещаю порадовать моих читателей ещё более интересным материалом данного направления.
Елена Николаевна Пышнограева # 16 февраля 2015 в 23:52 0
Наталья Александровна, спасибо за интересный материал, способствующий развитию психических процессов. Дошкольники любят ребусы. Да и наглядное моделирование занимает важное место в работе с детьми с ОНР. Примите мой голос.