Конкурсы для педагогов и детей

Игровая деятельность дошкольников

Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста
Игровая деятельность имеет особое значение для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется в игре. Игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, интересы, ценности и преставления.
Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения к другому – от старших к младшим. В настоящее время взрослым некогда играть… В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство. Это негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка, тормозится развитие мышления, эмоций, а также общение, воображение и сознание. В игре ребенок добровольно и с удовольствием подчиняется определенным правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать импульсивные желания.
Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает, и учится действовать правильно.
К сожалению, современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить её смыслом. Часто игра сводится к возне, дракам, толкотне. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить.
Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более взрослом возрасте.
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на коммуникативности ребенка. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.
Родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка они считают степень его готовности к школе, т.е. умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребёнок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два-три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учит ни чтению, ни счёту. Но как только на уроках следует проявить самостоятельность, способность решать задачу, подумать, такой ребёнок пасует, ждёт указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?..
Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это, как мы сказали выше, период наиболее, интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Надо понимать и помнить: заставляя ребёнка учиться, мы отнимаем у него игру, а значит, крадём мир детских переживаний, стремлений, отношений.

Рекомендуем посмотреть:

Первые музыкальные игры с малышом Весёлые старты в начальной школе. Сценарий Игры и развлечения для детей в летнем лагере Увлекательные игры для детей

Похожие статьи:

Игры для детей. Игры в комнате

Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Зимние игры для детей. Подвижные и развивающие игры для детей

Роль игр в воспитании детей. Воспитание детей в игре

Ролевые игры для детей

Детские игры для праздника, посвященного 23 февраля

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы психолога | Как правильно читать сказки детям
Опубликовано: 941 день назад (12 мая 2014)
Просмотров: 3554
+4
Голосов: 4
Нелли Юрьевна Андреева # 12 мая 2014 в 18:47 +5
Важный и серьезный вопрос затрагиваете в своей статье, Наталья Алексеевна! Игровая деятельность - это ведущая деятельность у младших школьников и, к сожалению, как часто мы об этом забываем.Прочитав Вашу статью, буду еще внимательнее подходить к проектированию урока, обращая внимание на место игры в уроке и внеурочной деятельности.
Наталья Алексеевна Петрова # 12 мая 2014 в 18:57 +3
Спасибо за комментарий. Игровая деятельность очень полезна они проходят сложные ситуации через игру.
Ираида Юрьевна Ляпунова # 12 мая 2014 в 20:04 +5
Наталья Алексеевна, Ваша статья наводит на размышление о сути игровой деятельности в дошкольный период. Согласна с Вами, только играя ребенок сможет реализовать свои переживания в игровых действиях, приобретёт навыки коммуникативного общения со сверстниками. Это важно для будущего первоклассника.
Наталья Алексеевна Петрова # 12 мая 2014 в 20:40 +2
Спасибо за комментарий. Игра как вид выражения своих эмоций.
Ольга Николаевна Таганова # 12 мая 2014 в 21:15 +5
Вопрос игровой деятельности сейчас очень актуален.В детских играх доминирует жестокость.Но игра была , есть и будет основным видом деятельности дошкольника, и от нас педагогов, во многом зависит как играют наши дети.
Ольга Ивановна Марченко # 13 мая 2014 в 06:42 +4
Интересный и полезный материал как для педагогов, так и для родителей. Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Недаром в связи с ведением ФГОС игровую деятельность ставят на первое место. Игра, является такой деятельностью ребенка-дошкольника, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка . Примите мой голос!
Наталья Алексеевна Петрова # 13 мая 2014 в 16:42 +2
Спасибо всем за комментарий. Через игру мы проходим всю свою жизнь.
Анжелика Александровна Гинтер # 14 мая 2014 в 21:04 +2
Спасибо за интересную консультацию. Через игру мы обучаем, развиваем и воспитываем детей. Дети любят играть, а мы в процессе игры можем направить их в правильное русло. +1
Жанна Генриховна Ищенко # 15 мая 2014 в 00:22 +2
Мы всю жизнь играем, в любом возрасте. Научить ребёнка играть - значит научить его занимать себя, умению общаться с окружающими и окружающим миром.
Наталья Алексеевна Петрова # 15 мая 2014 в 06:54 +1
Спасибо за комментарий. Через игру ребенок может выразить свои мысли, желания, мечты. Игра также позволяет социально подготовиться к определенным ситуациям.
Екатерина Андреевна Струнина # 15 мая 2014 в 13:56 +2
Очень актуальная информация, т.к. игра-ведущий вид деятельности ребёнка. ГОЛОСУЮ!!!
Наталья Алексеевна Петрова # 16 мая 2014 в 13:19 0
Спасибо за комментарий. Игра очень значима для детей и взрослый должен помочь ребенку научиться играть и проигрывать ситуации
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 14 июня 2014 в 14:55 +3
Наталья Алексеевна! Важный и серьезный вопрос затрагиваете в своей статье. Согласна с Вами, только играя ребенок сможет реализовать свои переживания в игровых действиях, приобретёт навыки коммуникативного общения со сверстниками. Спасибо за интересную консультацию.
Наталья Алексеевна Петрова # 18 декабря 2014 в 07:44 0
Спасибо за комментарий.