Конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка урока чтения в 6 классе. Чаплина "Лесная кормушка"

Автор: Старкова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГКОУ КК "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением"
Описание материала: предлагаю вам методическую разработку урока чтения в 6 классе по теме "В Чаплина "Лесная кормушка". Разработка будет интересна учителям специальных (коррекционных) школ VIII вида. В ходе урока учащиеся знакомятся с содержанием рассказа, воспитывается любовь к природе, заботливое отношение к ней, укрепляются дружеские взаимоотношения между учащимися.
Методическая разработка урока чтения в 6 классе "В. Чаплина "Лесная кормушка"
Цель: знакомство с содержанием рассказа
Задачи:
образовательные: совершенствовать навыки чтения, учить ориентироваться в тексте произведения;
развивающие: развивать устную речь учащихся, наблюдательность, совершенствовать культуру речи;
воспитательные: воспитывать любовь к природе, положительную мотивацию к учению.
Оборудование: книги В.Бианки и В. Чаплиной, портрет В. Чаплиной, картинки по теме "Зима в лесу", "Лесная кормушка", плакат "Птицы"
Методические приемы: беседа - диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, выборочное чтение.
Ход урока
I Организационный момент
Настрой учащихся на работу
II Опрос
-Ребята, что было задано на дом? (Рассказ В. Бианки "Январь")
-Январь по счету какой месяц? (Январь - второй месяц зимы и первый месяц года)
-Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)
-Прочитайте наизусть, как В. Бианки говорит об январе. (Январь, говорит народ, к весне поворот; году начало, зиме середка; солнце на лето, зима на мороз.На Новый год день прибавляется на заячий скок.)
-Что происходит в природе в январе? (Земля, вода и лес - все покрыто снегом)
-Почему кажется, что природа спит? (Замерли травы, кусты, деревья. Животные с холодной кровью тоже застыли.)
Учащиеся находят ответы на вопросы в тексте и зачитывают их.
-Что означают выражения: солнце на лето, зима на мороз; день прибавился на заячий скок.
-Ребята, какие народные приметы употребил В. Бианки? Как вы понимаете народные приметы?
Декабрю и январю-батюшке - морозы, февралю - метели.
Снег глубок - год хорош.

- Как ведут себя зимой животные? (Животные с холодной кровью застыли.Мотыльки попрятались в убежище. Крошечные мыши бегают всю зиму. А в берлоге медведица приводит медвежат.)
-Перескажите содержание рассказа В. Бианки "Январь". (Учащиеся пересказывают по цепочке)
-Понравился вам рассказ? А у В. Бианки много рассказов о природе.
Организуется выставка книг В. Бианки
III Сообщение темы урока и закрепление
На доску проецируется портрет В. Чаплиной. Учитель сообщает тему урока и записывает ее на доске.
Чтение учителем 1 части рассказа В. Чаплиной "Лесная кормушка" (Страница 114 -115)
Проводится словарная работа:
заиндевевшие ветки
замысловатые узоры
маршрут

Учащиеся самостоятельно читают текст 1 части рассказа В. Чаплиной "Лесная кормушка"
-Ребята, почему Славе нравилось гулять в лесу? (Мальчику нравилось рассматривать узоры на снегу, любоваться красотой зимнего леса)
-За кем любил наблюдать мальчик?
-Каких друзей приобрел мальчик в лесу? Назовите их.
Учащиеся называют синицу, поползня, снегиря, свиристеля, сороку, дятла. Показывают всех этих птиц на плакате "Птицы"

-Почему птицы стали друзьями мальчика?
-Расскажите, чем мальчик угощал птиц. (Поползень очень любил семечки, для синиц мальчик приносил сало, а свиристелей и снегирей угощал ягодами рябины)
-Ребята, а какие птицы зимуют в наших краях? (Воробьи, галки, синицы, снегири, сороки)
-Как вы заботитесь о птицах зимой? (Развешиваем кормушки, подкармливаем птиц)

-Кто еще из лесных жителей любил Славину кормушку? (К кормушке приходила лиса)
-Что привело ее к кормушке? (Лиса почувствовала запах сала)
-Удалось ли плутовке полакомиться? (Нет, ни с чем ушла)

-О каких свойствах характера Славы вы узнали из 1 части рассказа? (Слава был очень добрым, заботливым, наблюдательным)
-Какие поступки мальчика помогли вам сделать такой вывод?
Далее учащиеся придумывают заголовок к 1 части рассказа. (Столовая для птиц)
-Чему учит нас этот рассказ? (Этот рассказ учит заботиться о птицах, любить природу и все живое)
IV Итоги
-С каким рассказом мы познакомились на уроке?
-Какие чувства вызвало у вас это произведение?
Выставление оценок за урок
V Домашнее задание
Страница 114 - 115, читать, отвечать на вопросы к тексту

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Литературная викторина для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида по итогам 3 четверти. «Узнай произвед Итоговый тест по сказке Г. Скребицкого «Весенняя песня» для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида Календарно-тематическое планирование «Чтение» в 6 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Опубликовано: 660 дней назад (15 февраля 2015)
Просмотров: 1866
+16
Голосов: 16
Макарова Наталья Владимировна # 15 февраля 2015 в 20:43 +1
Наталья Алексеевна, ознакомилась с Вашей методической разработкой урока. Мне, как учителю биологии, очень понравились межпредметные связи с моим предметом. Дети называют птиц, узнают их на плакате, запоминают, чем любит угоститься каждая из них. Мне почему-то кажется, что после этого урока многие ребята в своем саду повесят кормушки и будут заботиться о пернатых друзьях.
Таслия Хамитовна Шарафутдинова # 15 февраля 2015 в 21:50 +2
Добрый вечер, Наталья Алексеевна!Познакомилась с вашим конспектом,понравился. Во время такого занятия, учащиеся несомненно, усвоят народные приметы, незнакомые слова и выражения, встречающиеся в тексте, другими глазами посмотрят на окружающий мир. Спасибо.
Екатерина Сергеевна Горелова # 15 февраля 2015 в 22:17 +4
Наталья Алексеевна! Ваша работа мне очень понравилась. Урок развивает любознательность, наблюдательность, и материал красочный. Думаю, ребята заинтересуются рассказами о природе после такого урока. Все лаконично и в то же время содержательно. Спасибо.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 15 февраля 2015 в 22:34 +6
Добрый вечер Наталья Алексеевна! Спасибо за приглашение на замечательный урок В. Чаплина "Лесная кормушка". К данному уроку подобраны красочные иллюстрации, что придает материалу выгодной наглядности. Ребят привлекают яркие краски и можно удерживать их внимание. Сам материал подобранный интересный на протяжении всего урока прослеживается беседа - диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним. Во время урока Вы развиваете устную речь учащихся, наблюдательность, а также воспитываете любовь к природе. Мне понравилось примите мой голос. Желаю вам дальнейших творческих успехов.
Елена Анатольевна Панкова # 15 февраля 2015 в 22:39 +6
Очень интересный урок!Собрано так много познавательного материала!Дети несомненно получат хорошие знания,которые обязательно применят в повседневной жизни,заботясь о птицах живущих рядом с ними.Материал хорош во всех отношениях!ГОЛОС!
Сидорова Зоя Григорьевна # 15 февраля 2015 в 23:02 +6
Наталья Алексеевна1 Замечательную методическую разработку Вы представили в этой публикации. Вся организация урока сводилась к выполнению поставленных задач. В интересной форме организованы разные виды деятельности на уроке: совершенствование навыков чтения, умение ориентироваться в тексте произведения. Используя работу с текстом убыла возможность развивать устную речь учащихся, наблюдательность, совершенствовать культуру речи, воспитывать любовь к природе, положительную мотивацию к учению. Спасибо, думаю, что это публикация будет полезна многим педагогам, я тоже скинула в закладки и буду использовать в работе. Голос!
Зоя.
Ирина Юрьевна Ручина # 16 февраля 2015 в 20:39 +6
Наталья Алексеевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Методическая разработка урока получилась очень интересная, мне понравилась. Такие уроки совершенствуют навыки чтения, учат ориентироваться в тексте произведения. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Наталья Борисовна Щипцова # 17 февраля 2015 в 16:32 +6
Добрый день, Наталья Алексеевна. Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с уроком В. Чаплина "Лесная кормушка". На протяжении всего урока видна коррекционная работа, идет смена видов деятельности, подобраны яркие иллюстрации. Наверняка детям было интересно, межпредметная связь, воспитания любви к природе. Мне понравилось. Поставленные задачи выполнены.
Хочу заметить в Вашем конспекте не хватает физкультурной минутки, а по оформлению материала, если бы отделить слова учителя и детей он легче читался.
Желаю успехов, примите мой голос.
С уважением Н.Б.
Светлана Анатольевна Скачедуб # 17 февраля 2015 в 19:38 +5
Добрый вечер, Наталья Алексеевна! Благодарю за приглашение. Познакомилась с конспектом урока чтения в 6 классе "В. Чаплина "Лесная кормушка"На протяжении всего урока вы активизировали речь детей, задавали наводящие вопросы, дети активно отвечали,пополнили словарь детей новыми словами- выполнили все поставленные задачи. Голосую.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 18 февраля 2015 в 21:43 +5
Наталья Алексеевна, познакомилась с Вашей методической разработкой урока чтения в 6 классе рассказа В. Чаплиной «Лесная кормушка». Цель и задачи урока грамотно сформулированы и реализуются по ходу урока. Ребята знакомятся с жизнью птиц зимой, в форме беседы закрепляют полученные знания. Публикация хорошо оформлена. Спасибо за приглашение, +1.
Татьяна Петровна Цуканова # 21 февраля 2015 в 01:10 +2
Наталья Алексеевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с конспектом урока чтения в 6 классе "В. Чаплина "Лесная кормушка". На протяжении всего урока вы активизировали речь детей, задавали наводящие вопросы, дети активно отвечали, пополнили словарь детей новыми словами - выполнили все поставленные задачи. Мой голос. С уважением Т.П.