Конкурсы для педагогов и детей

Учебно-методическое обеспечение занятий кружка в начальных классах

Статья на тему: учебно-методическое обеспечение занятий объединения «Умелые руки» в начальных классах.
Автор: Акимова Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования
Цель работы - разработать учебно-методическое обеспечение занятий объединения «Умелые руки» в начальных классах, соответствующее современным требованиям, выявить их эффективность.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы учителями начальных классов для методического обеспечения занятий объединения декоративно-прикладного творчества.
В настоящее время в системе начального образования используются различные инновационные педагогические технологии. В образовательной практике наблюдается процесс активного распространения разнообразных технологий с привлечением средств искусства к решению задач развития, воспитания, обучения и поддержки растущего человека. При этом в рамках системы школьного воспитания, ручной труд является средством развития творческих сил и разума, сферы чувств, эстетического вкуса - общего развития ребенка. Для развития творческих способностей школьников большой потенциал имеют кружковые занятия.
Дополнительное образование создано и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Наиболее интенсивное развитие творческой и социально полноценной личности происходит не на уроке, а в сфере свободного выбора общения, труда, игр, увлекательной деятельности.
Одним из востребованных направлений деятельности является декоративно-прикладное творчество, которое расширяет уроки технологии в начальной школе, приобщает обучающихся к социальным, культурным, историческим ценностям, традициям, реализации творческого потенциала личности, способствует развитию самостоятельности, умственных способностей.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности и отличаться комплексностью.
Практика показала, что обучение младших школьников по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы. А главное - создает основу профессиональной подготовки по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.
Содержание учебно-методического обеспечения занятий в объединении «Умелые руки» должно ориентироваться на реализацию деятельностного подхода, сочетать в себе обучение традиционной школы и достоинства системы развивающего обучения.
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Для изучения эффективности условий учебно-методического обеспечения занятий объединения «Умелые руки» в начальных классах.
мы провели исследование, которое проходило в Центре развития творчества детей и юношества Острогожского района.
На кружковых занятиях использовалось учебно-методическое обеспечение занятий объединения «Умелые руки» в начальных классах, соответствующее современным требованиям. Ученикам приходилось решать задачи, которые способствуют стимулированию творческой работы учащихся: осуществляли работу по накоплению информации об окружающем мире, создании условий для овладения способами и приёмами для создания конкретного образа, обеспечивали формирование самостоятельности, инициативы.
Деятельность младших школьников на внеурочных занятиях «Умелые руки» приняла наиболее заинтересованное направление. Учащиеся целенаправленно, с увлечением и азартом создавали, проектировали изделия, используя новые знания и умения. Возросла степень самостоятельности, в классе царила атмосфера сотрудничества.
И так, мы приступили к реализации разработанной программы «Умелые руки», в которой предусмотрены работы с бумагой, нетрадиционная аппликация-мозаика, работа с пластилином, конструирование из бумаги, торцевание, квиллинг, оригами и т.д.
Занятия часто проводились в нетрадиционной форме. На кружковых занятиях использовались различные викторины, дидактические игры, интересные задания. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоведение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Обучающиеся проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Задачи, которые решались в процессе работы с нетрадиционными материалами:
Расширяли знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивали специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами.
Развивали умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе).
Учили пользоваться речью — доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, его значимости, ценности.
Планировали работу, последовательно рассказывали об основных этапах воплощения замысла, умели договариваться о распределении обязанностей.
Развивали комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.
Методическое обеспечение помогает организовать более осознанное и прочное овладение знаниями и умениями, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у учащихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Таким образом, можно говорить о том, что использование разработанных условий на кружковых занятиях объединения «Умелые руки» является эффективным средством развития творческих способностей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия кружка "Развитие речи", 1 класс Методическая разработка кружка в начальной школе «Хомус» Вводное занятие кружка в начальной школе с презентацией по теме: Оригами Развитие способностей дошкольников через художественное конструирование
23 февраля. Сценарий праздника для младших школьников
Опубликовано: 456 дней назад (11 сентября 2015)
Просмотров: 879
Рубрика: Статья
+2
Голосов: 2
Людмила Федоровна Эргарт # 12 сентября 2015 в 11:57 0
голос!