Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей детского сада. О роли сказок для детей

Консультация для родителей "Сказки нужны детям"
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
В. Берестов


Сказки… они сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому русскому человеку, дороги так, как могут быть дороги родина и мать, народ и его история.
«… Какая бы тень ни набежала на нашу жизнь, - посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли вам «мысли чёрные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу… Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не слушай». Она – «… как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл её – как тонкий и благоуханный мёд: попробуешь и слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы – запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее… ».
Так начинает повествование о сказке замечательный русский философ И.А. Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую «взращивала её, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла»… Так уж издавна повелось, что во все времена и у всех народов долгими зимними вечерами, когда за окошком завывала вьюга, а луна тоскливо смотрела из-за туч, люди слушали сказки. Слушали их в деревнях и на хуторах, уютно устроившись у тёплых очагов, слушали в городах у камельков и каминов. И вставал перед слушателями волшебный мир, порождённый народной фантазией: его населяли колдуны и лешие, эльфы и русалки, гномы и мальчик-спальчик, тролли и великаны, Баба Яга и Кощей Бессмертный, царевна и серый волк, невиданные звери…
И тогда сказка начинала переливаться всеми цветами, наполнялась блеском светлого неба, сиянием звёзд и светил.
Мир волшебной сказки становился сродни миру народной игрушки – миру раскрашенных коней и баранчиков, краснощёких красавиц-модниц, диковинных птиц с распущенными хвостами: тут и золото, и серебро, и травяная зелень, и снежная белизна мела, и васильковая синева. По-особому, притягательно и волнующе, звучал зачин сказки: «Жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» или особая сказочная формула, вроде такой: «Скоро сказка говорится, не скоро дело делается».
И вот одно чудо сменяет другое чудо.
И слушатель уже знает, что сейчас появятся три брата, что старший и средний – корыстны и коварны, а младший – простодушен и добр.
И обязательно тот, кто гоним, обижен, победит и восторжествует справедливость.
«… собирайте русские сказки и передавайте их нам такими, какими вы послушали их из уст народа… » - писал критик В.Г. Белинский, обращаясь к собирателям фольклора.
Меняются времена, меняется и отношение к сказке. Нет, она не ушла из нашей жизни. Сказка продолжает жить и пленять читателей. И от того, что сейчас сказки, в основном, читают, а не слушают, они не становятся менее интересными. И от того, что сказки сейчас экранизированы, они остаются привлекательными для малышей, заставляют после просмотра кинофильма обратиться к первоисточнику – книге.
«Ведь в сказке содержатся, как в молоке, все витамины, полезные для здоровья: фантазия, выдумка, ненавязчивая мораль, которая одновременно учит и забавляет, веселье, шутка, конечно же, чувство родной речи».
Но что же изменилось сейчас в нашем отношении к сказке?
Стал другим век. Мы называем его модным словом «прагматический». Сегодня многие родители предпочитают колыбельной и сказке компьютер, компьютерные игры, примитивные зарубежные фильмы. Сложнее и сложнее учителю начальной, учителю-словеснику вернуть важную для детства веру в чудесное, в торжество справедливости и добра, вести детей в светлый мир народной сказки, которая выводит своих детей на распутье, учит выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно. Сказка учит сострадать, любить всё живое, быть правдивым, трудолюбивым, готовым помочь оказавшемуся в беде.
Пусть сказка, поможет нашим детям постичь Добро, Красоту и Истину.

Рекомендуем посмотреть:

Место сказок в системе воспитания детей Воспитание сказкой Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Сказка в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
Уголок здоровья в старшей группе детского сада | Конспект образовательной деятельности по образовательным областям «Познание», «Физическая культура» для средней группы
Опубликовано: 598 дней назад (14 апреля 2015)
Просмотров: 3009
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Татьяна Алексеевна Набилкова # 14 апреля 2015 в 15:45 0
Наталья Анатольевна, здравствуйте. Ваше эссе продумано, легко читается, убеждает. Голосую.
Было бы хорошо дать заголовок и определить целевую аудиторию.
Наумова Наталья Викторовна # 14 апреля 2015 в 16:57 0
Здравствуйте, Наталья Анатольевна!Сказки зачастую отражают фольклор, быт, традиции и нравы разных народов. Поэтому, читая сказки детям,мы не только воспитывает отзывчивость, справедливость, смелость, но и передаём всю красоту языка.
Марина Николаевна Бронзова # 16 апреля 2015 в 22:34 +1
Здравствуйте,Наталья Анатольевна! Спасибо за пропаганду сказки! Сказка нужна детям в любом возрасте, особенно дошколятам.Ведь сказка - это волшебство, это чудо, а дети в этом возрасте верят в чудеса.