Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическая игра для дошкольников 4-6 лет. Конструктор эмоций

Дидактическая игра для дошкольников 4-6 лет «Конструктор эмоций»
Автор: Козлова Наталья Андреевна педагог-психолог и воспитатель МБДОУ д/с № 7 «Колосок» города Петровска Саратовской области.
Описание работы: Дидактическая игра познакомит дошкольников с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Игра поможет ребёнку создать свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.
Данное пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие может использоваться для индивидуальной и коллективной деятельности детей, а также как диагностический материал.
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи: Закреплять знания об основных эмоциях: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд; учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация); обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки; способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; развивать монологическую и диалогическую речь детей; способствовать развитию конструктивных умений; развивать коммуникативные способности ребенка; отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.),препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.


Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:
- 2 овала лица (можно использовать больше);
- 6 пар нарисованных глаз;
- набор схематично изображенных губ;
- 6 пар бровей;
- прически (мальчик, девочка, мама, папа, дедушка и бабушка)
- Папка – раскладушка на 3 части с 2 зеркальцами;
- сюжетные карточки для ситуаций;
- 2 стороны с зеркалами (зеркальная пленка-самоклейка);
- набор сюжетных карточек на различные эмоции.
Варианты игр:
1 вариант. Игра «Собери портрет»
Задание. Играть в эту игру можно по-разному. Самый простой вариант - предложить ребенку собрать ту или иную эмоцию. Можно усложнить задачу и предложить ребенку собрать эмоцию, потом показать ее самому, а после этого рассказать о том, что он чувствовал, было ли приятно изображать эту эмоцию или нет.

2 вариант. Игра « Побеседуем»
Игра проводится в паре. Взрослый предлагает начало ситуации, а дети совместно придумывают продолжение истории, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.
Этот вариант может послужить и как диагностический материал.

3 вариант. Игра «Повтори эмоцию»
Когда эмоции хорошо изучены, детям можно предложить мимикой и жестами изобразить ту эмоцию, которая изображена на карточке или проговаривается в стихотворении. Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Затем поговорить о тех чувствах, которые испытывали герои, и после этого попытаться отобразить отмеченные эмоции с помощью "эмоционального конструктора". Прослушав, дети с взрослым обсуждают прочитанное и, наблюдая за своей мимикой в зеркальце, изображают нужную эмоцию.

Например: отрывок и из стихотворения ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ (Д. Хармс)
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: «Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть».
Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою … булку.

***Э. Мошковская
Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
И щеночка и кота…
Я в обиде съел пирог,
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось.

ТИГРЕНОК (С. Б. Зайцева)
Однажды тигренок по джунглям гулял,
Хорошего друга он себе искал.
Да только зверята боялись его,
Хоть он не обидел пока никого!
Тигренок хотел поиграть с олененком,
Но тот поскорей убежал от тигренка.
Сказала сыночку олениха- мать,
Что с тиграми в игры опасно играть!
Тигренок пошел искупаться в реке.
Увидел питончикаон в тростнике.
Хотел поиграть он с питончикомв прятки.
Но тот от тигренка уполз без оглядки!
И долго тигренок по джунглям бродил,
Друзей не нашел и совсем приуныл.
Тигренок под пальмой прилег на полянке.
И сверху услышал он крик обезьянки:
- Никто из зверей в твою дружбу не верит!
Все знают, что тигру – опасные звери!
И дальше побрел наш тигренок снова,
И вдруг он увидел тигренка другого.
Так весело стали играть они в прятки,
Что к ним прибежали другие зверятки
С тех пор у тигренка есть много друзей,
А вместе с друзьями играть веселей!

НЕ БУДУ БОЯТЬСЯ! (Э. Мошковская)
Страшно в лесу.
А если в грозу?
А в темные ночи?
Страшно очень.
И там медведь,
И медведица есть,
И волки даже!
А заяц – как же?
А заяц живет, и – ничего!
И ежик живет, и детки его,
И бегают детки, резвятся!
И я не буду бояться!

ХРАБРЕЦЫ (С. Маршак)
Однажды двадцать пять портных
Вступили в бой с улиткой.
В руках у каждого из них
Была иголка с ниткой!
Но еле ноги унесли,
Спасаясь от врага.
Когда завидели вдали
Улиткины рога.

ОБИДА (Э. Мошковская)
Я маму мою обидел.
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем.
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу.
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
И хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу
В страшный – страшныймороз!
И через бурную реку
Буду я строить мост!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду я такой печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет…
И в день моего рождения
Тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит.

О БАБЕ ЯГЕ (Н. Григорьева)
Все считают, что ЯГА
Хитрая и злая,
А мне кажется,
Она вовсе не такая.
Если ей прическу сделать,
Макияж ей нанести,
Зубы вставить побелее,
Да цветы преподнести,
И еще сказать: Бабуля
Любим мы тебя, как мать!»
Так изменится Ягуся,
Будет бабу не узнать.
Станет доброй и красивой
Вас не будет обижать.
Хочет быть Яга любимой,
Это надо понимать!

ГРУСТНЫЙ КОНДИТЕР (И. Хагеруп)
Живет кондитер грустный
На крохотном островке.
Он торт большой и вкусный
Весь день жует в тоске
И просто с отвращеньем
Глядит на крем с вареньем.
Он ест их в одиночестве на крохотном островке.
Когда он видит мачты
Далеких кораблей
Он горько-горько плачет
В кондитерской своей.
Его одно печалит:
Никто здесь не причалит
И не с кем поделиться
На крохотном островке.
И торт большой и вкусный
Всегда жевал в тоске.
Но вот вчера он умер
На сахарном песке,
И стало пусто-пусто
На крохотном островке.

КТО? (С. Черный)
На-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?
Так и знал – в ответ
Все хором на распев – «Лев!»
Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, ни лев, ни слон…
Храбрее всех малыш –
Мышь!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша, поел все крошки.

ВСЕ СДЕЛАЛОСЬ ГРУСТНЫМ (Л. Николаенко)
Яблоко стало невкусным.
Веселое стало грустным.
Сахар – не сладкий.
Соль – не соленая.
Дождик – не мокрый.
Трава – не зеленая.
Гром на кого-то с неба ворчит.
Мама не хочет со мной разговаривать.
Мама молчит…

ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ (К. Чуковский)
У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».

ВОЛЧЬЯ ТОСКА (М. Л. Моравская)
Лишь затихнет сад звериный
Ночью зимней, ночью длинной,
Долго, жалобно и тихо
Воет старая волчиха:
«на родной сторонке,
На лесной сторонке,
Нет зимою логова,
Отняли волчонка –
Сероголового…»
Долго, жалобно и тихо
Воет старая волчиха,
И, заслышав волчий плач,
Гулко ухает пугач.

ЛЕБЕДИНОЕ ГОРЕ (А. Барто)
В холодном парке, среди льдин,
Зимует лебедь. Он один.
Не повредил ли он крыло?
Сломал, быть может?
Бедняга! Вот не повезло –
Летать не может.
Я возле лебедя стою.
Я знаю всю его семью.
С большим семейством лебедят
Он плыл куда-то,
И вдруг над парком
Как взлетят все лебедята!
В холодном парке среди льдин,
Остался лебедь. Он один.
А я все думаю о нем,
Бегу к нему на водоем.
Решил я притвориться:
Я тоже лебедь-птица.
Я тоже белый весь в снегу.
Я выгнул нею, как могу.
Заносит снегом водоем,
А я кричу: «Послушай,
Мы будем плыть с тобой вдвоем,
Но только я – на суше!»
Я поднял руку, как крыло,
Но ничего не помогло.
В холодном парке, среди льдин,
Скучает лебедь. Он один.

ВОРОБЕЙ (С. Б. Зайцева)
Жил на свете
воробьишка,
Весельчак и шалунишка.
Хоть и был он очень мал,
Больше всех озорничал.
Подлетит шалун к лисице –
Прямо на нос ей садиться.
Пропоет свое «Чирик!»
И взлетает в тот же миг.
Любит он в пыли возиться,
Любит в лужице помыться.
Отовсюду озорник
Весело кричит «Чирик!»
Как-то раз он заболел,
Тихо в гнездышке сидел.
Тут сорока всполошилась:
Что-то с воробьем случилось!
Не летает, ни шалит
И зверей не веселит.
Поспешили к воробьишки
Птички, белки и зайчишки.
Кто с малиной, кто с клубникой,
Кто с зерном, кто с ежевикой.
Воробьишка все склевал
И опять здоровый стал.
Снова весел озорник
И поет – чирик-чирик!

ТРУС (Е. Чарушин, Е. Шумская)
Зайку спрашивает еж:
- Что ты, заинька, ревешь?
- Очень я перепугался,
С диким зверем повстречался.
Он 0еленый, пучеглазый,
Не видал таких ни разу.

РАДОСТЬ (М. Карем)
Радость пробежала по дорожке.
Радость распахнула все окошки.
Радуется клен, что он силен, -
Радугу на ветке держит он.
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуется елка.
Разбудите, дети, всех людей!
Радость запрягает лошадей.
Надевайте лучшие одежки!
Радость распахнула все окошки!

*** Э. Мошковская
Я был на счастливом острове,
Там я катался на ослике!
И там грузовик мой валялся,
Который давно потерялся!
Была там чашечка белая,
Снова была она целая!
И лампа там неразбитая,
И мама там несердитая!

«Не хочу быть трусом» Т. Шорыгиной:
Я боюсь признаться маме,
Что разбил кувшин с цветами.
Весь от страха я трясусь,
Я, наверно, просто трус!

Страшная птица (страх)
На окошко села птаха,
Брат закрыл глаза от страха:
Это что за птица?
Он ее боится!
Клюв у этой птицы острый,
Встрепанные перья.
Где же мама? Где же сестры?
- Ну, пропал теперь я!
- Кто тебя, сынок обидел? –
Засмеялась мама. –
Ты воробышка увидел
За оконной рамой.
(А. Барто)

Совесть (вина)
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее вторую ночь
Все повторяется точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову.
(А. Барто)

О чем грустят корабли (грусть, печаль)
О чем грустят корабли от суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики о мели на реке,
Где можно на минуточку присесть и отдохнуть
И где совсем ничуточки не страшно утонуть.
(В. Лунин)

Радость
Радость – если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песни ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
(В. Лунин)

Сережа и гвозди (гнев, злость)
Сотрясается весь дом:
Бьет Сережа молотком,
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Сережею они
Просто издеваются –
В стену не вбиваются.
Хорошо, что руки целы.
Нет, совсем другое дело –
Гвозди в землю забивать.
Тук! – и шляпки не видать.
Не гнутся, не ломаются,
Обратно вынимаются!
(В. Берестов)

Бабочка (удивление)
Увидав на клумбе прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелек,
И сразу цветок … улетел
(В. Лунин)

Доброта
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шарф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали
(Р. Сеф)

Рекомендуемые стихи и сказки, с помощью которых Вы сможете обсудить с ребенком различные эмоции и поиграть в вышеперечисленные игры:
"Гуси-лебеди", "Петушок и бобовое зернышко", "Краденое солнце" К.Чуковский - эмоция грусти и печали.
"Сказка о царе Салтане" А.Пушкин, "Живая шляпа" Н.Носов, "Под грибком" В.Сутеев - эмоция удивления.
"Что в углу?" А. Кушнир, "Счастливая ошибка" Г.Семенов - эмоция страха.
"Вот какая мама!" Е.Благинина, "Четыре желания" К.Ушинский - эмоция радости.

4 вариант. Игра « Покажи на себе»
Для игры следуют составить из « конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее c детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей детей 5-6 лет Конспект НОД в старшей группе. Волшебная страна Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы Дидактическое пособие для проведения психотренинга с детьми 5-8 лет своими руками. Плащ эмоций

Похожие статьи:

Дидактическое пособие для проведения психотренинга с дошкольниками

Игры на развитие координации движений для детей 5-7 лет

Дидактические игры с природным материалом для детей старшей группы в детском саду

Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду

Дидактические игры по ознакомлению с флорой и фауной для детей старшей – подготовительной группы

Конспект игрового тренинга с детьми старшей группы
Опубликовано: 3292 дня назад (15 апреля 2015)
Просмотров: 8672
+4
Голосов: 4
Мария Евгеньевна Вашурина # 18 апреля 2015 в 12:16 +1
В своей работе тоже использую подобный конструктор. Детям очень нравится - это факт! Голосую!
Вера Николаевна Наполова # 11 мая 2015 в 18:19 +1
Добрый вечер, Наталья Андреевна. Развитие эмоциональной сферы у детей - один из разделов работы пелагога. Я тоже использую в своей работе, только моя игра называется "Настроение Антошки" Дети с удовольствием играют. Голосую за Ваш вариант.
Марина Васильевна Молчанова # 17 мая 2015 в 16:58 +1
Здравствуйте Наталья Андреевна. Дидактическая игра мне понравилась, я ее использую в своей практике. Голосую за вас.
Юлия Викторовна Югова # 9 ноября 2015 в 16:14 +1
Здравствуйте! Мне кажется, что у вас представлен прекрасный практический материал по теме "Развитие языка эмоций". При работе логопеда с детьми с псевдобульбарной дизартрией развитие просодической стороны речи занимает важное место. И мне, как практикующему логопеду, этот материал будет полезен. Спасибо!
Татьяна Ивановна Болотова # 22 марта 2016 в 11:10 +1
Здравствуйте! Чудесный материал. Все четко и доступно написано. Данная дидактическая игра будет полезна не только начинающим специалистам, но и практикующим. Ведь развитие и коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на данный момент очень актуальны.
Жанна Александровна Тищенко # 1 мая 2016 в 23:53 +1
Здравствуйте! Интересный материал для освоения эмоций. Работая с детьми с нарушением эмоциональной сферы, данный материал будет очень полезен и интересен. Спасибо!