Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в старшей группе по музейной программе. Матрёшки, погремушки

Конспект занятия в старшей группе по музейной программе: Мы входим в мир прекрасного
Тема: «Пёстрые игрушки: матрёшки, погремушки».
Цель: Обогащать представление детей о народных промыслах: истории возникновения, особенностях.
Задачи:
1. Развивать умения различать стилистические особенности разных промыслов.
2. Развить художественно эстетического восприятие, умение эмоционально откликаться на образы народного искусства, эстетически их оценивать.
3. Познакомить с творчеством богородских мастеров и полхово-мойдановскими матрёшками.
4. Обогащать сенсорный опыт, активизировать разнообразное обследование различных свойств и качеств предметов, развивать познавательные процессы.
5. Активизировать использование слов и словосочетаний: народные промыслы, ремесла; народные умельцы, народные традиции, народная игрушка, узор, орнамент, элементы узора.
6. Формировать уважительное отношение к национальным традициям.

Материал: дымковские игрушки, филимоновская игрушка; гжель, матрёшки, богородская игрушка; тряпичные куклы. Шаблоны игрушек, краски, кисточки.
Ход занятия.
В горнице сидит хозяйка и поёт песню. Дети с воспитателем стучат и входят в горницу.

Педагог. Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей.

Хозяюшка. Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится- вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Хозяюшка. Ребята, поможете мне в работе?

Давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час.

Хозяюшка. У меня для ярмарки были приготовлены работы. Они стояли на столе. Мимо проходил кот, задел своим хвостом и все мои работы разбились. Необходимо их собрать.

Для того, чтобы собрать части необходимо встать вкруг и рассчитаться от 1до 4. Мастера под номером 1 встают в свою команду….

Хозяйка кладёт на ковёр разрезные картинки. Дети cобирают картинки.

Хозяюшка. Молодцы. Теперь посмотрите на свои картинки посовещайтесь между собой и ответьте что на них изображено. Каждая команда мастеров очень внимательно слушает ответы другой команды и если согласны поднимают руки.

(картинки дымковская, филимоновская, гжельская, хохломска роспись)

Хозяюшка. Каждая команда посоветуется и решит, из какого материала сделаны эти игрушки.
-Какие краски использовали мастера для росписи этих игрушек.
-Какие элементы росписи используют мастера в своих работах.
-Для чего нужны эти игрушки?
-У меня перепутались все элементы росписей. Сейчас каждая команда найдёт элементы своей росписи.
- Молодцы. Вы хорошо знаете росписи, а теперь посмотрим любите ли вы заниматься зарядкой. Сейчас мы с вами поиграем в игру. «Заводные человечки».

Хозяюшка. Да наш народ не только умеет работать он горазд и веселиться, а что за веселье без игрушек. А ещё русский народ богат любовью к родной земле, к своим детям. Вот для них и делает игрушки из разных материалов: из глины, из дерева и из ткани женщины мастерили для своих дочек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать игрушки животных и птиц.

Фигурки коней и птиц имеют особое значение. Они оберегают человека и побеждают зло.

Я хочу вас познакомить с игрушками из села Богородского
-Посмотрите на эти фотографии и решите, из какого материала сделаны эти игрушки?
-Как вы думаете каким инструментом пользовались мастера, когда работали над этими игрушками?

Эти игрушки сделаны из липы. Берёт мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, а затем острым ножом вырезают круглые уши, короткий нос, лохматый живот, толстые лапы и вот уже готов Михайло Потапович.
- Посмотрит на фотографии, какую игрушку чаще всего делали мастера.
Медведей очень любят делать богородские мастера. Каких только медведей у них нет – вот мишка лакомится мёдом, а вот дрова рубит. А здесь посмотрите мужик с медведем делят вершки и корешки. Ещё богородские мастера придумали хитрость. Их игрушки двигаться умеют: потянешь за палочку, и медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро –быстро зерно клюют. Много радости приносят людям эти игрушки, большое спасибо им за это.

А вот здесь под платком ещё кто-то спрятался, чтобы узнать надо отгадать загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок-глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (матрёшка) .

Правильно, это матрёшка, самая любимая игрушка нашего народа.

Фигурки матрёшек вырезаны из деревянного бруска. Она открывается и в ней находится другая матрёшка и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая матрёшка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются. Самые известные это семёновские и полхово - майдановские матрёшки.
- Сейчас я каждой команде раздам матрёшек. Посовещайтесь и расскажите, как украшены ваши матрёшки.
- Все они отличаются элементами росписи, но у всех есть сарафан и красивый платок.
- Сейчас мы с вами поиграем. Когда вы услышите весёлую музыку превратитесь в матрёшек, а когда услышите другую музыку превратитесь в медведей. (дети играют) .

Хозяюшка. А сейчас нам пора на ярмарку.

Звучит русская народная мелодия «Хоровод». Дети проходят в ворота на ярмарку.

(переходят к столикам, на которых выложены картинки, и работы мастеров) .

Филимоновские мастера вставайте к своим столикам, дымковские мастера к своим, гжельские мастера к своим, хохломские к своим. Будем продавать. Для того, чтобы товар покупали нам надо про него рассказать.

О чём вы будете рассказывать?
(что это за изделие; из чего оно сделано; какими красками пользовался мастер, когда расписывал работу; какими элементы росписи украшал; для чего можно использовать это изделие; почему оно тебе нравится)

Хозяюшка. Гости! Лавки открывайте.

Покупайте, продавайте.
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары.
Собирайся народ, мастер торговать идёт.

Гости дорогие, подходите к мастерам они расскажут вам про свой товар. Товар покупайте, денежку платите.
- Филимоновские мастера расскажут про свой товар.
- Дымковские мастера расскажут про свой товар.
- Гжельские мастера расскажут про свой товар.
- Хохломские мастера расскажут про свой товар.

Хозяюшка. Мастера потрудились на славу, продали свой товар. Предлагаю на вырученные деньги купить сладкое угощение.

Солнце закатилось

Наша ярмарка закрылась.

-Куда мы с вами ходили? Что делали на ярмарке? Вам понравилось на ярмарке?
Давайте вы сейчас нарисуете рисунки о том, что вам понравилось.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч Занятие по самопознанию в старшей группе Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу» Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Конспект занятия по хореографии в старшей группе

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе

Сценарий музыкального тематического занятия с дошкольниками 5-6 лет

Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень
Опубликовано: 484 дня назад (10 августа 2015)
Просмотров: 770
+17
Голосов: 17
Надежда Васильевна Быкова # 10 августа 2015 в 09:51 +1
Доброе утро, Наталья Аркадьевна! С удовольствием познакомилась с Вашим занятием. Занятие получилось содержательное, интересное, познавательное. Цель, поставленная Вами выполнена. Дети много нового узнали о народных промыслах, о истории их возникновения и особенностях. Дети на занятии не просто слушатели, а активные участники. Они думают, рассуждают и играют. Примите голос
Наталья Аркадьевна Захарова # 10 августа 2015 в 19:49 +1
Спасибо.
Татьяна Александровна Толстикова # 10 августа 2015 в 10:15 +3
Наталья Аркадьевна, здравствуйте! Поздравляю Вас с первой публикацией! С интересом познакомилась с Вашим занятием. Понравилось, как Вы начали его с помощью собирания картинок. Ребята на занятии не просто получали новые знания, но и сами участвовали в процессе познания, наблюдая и отвечая на наводящие вопросы педагога. Единственное пожелание - хотелось бы увидеть 2-3 иллюстрации по теме публикации. Примите мой голос. Успехов Вам!
Наталья Аркадьевна Захарова # 10 августа 2015 в 19:50 +1
Спасибо за совет.
Наталья Викторовна Мишина # 10 августа 2015 в 15:43 +1
Здравствуйте Наталья Аркадьевна. Спасибо за приглашение. Понравилось Ваше занятие, начало очень интересное. Дети должны знать о народных промыслах, а лучше всего их к этому приобщать через русские народные игрушки. Желаю Вам творческих успехов. Глосую.
Наталья Аркадьевна Захарова # 10 августа 2015 в 19:50 0
Спасибо.
Тамара Васильевна Енина # 10 августа 2015 в 16:40 0
Здравствуйте,Наталья Аркадьевна,прекрасная задумка мероприятия для малышей, дети должны знать во что они играют.Народные промыслы на Руси не будут забыты благодаря стараниям неравнодушных воспитателей, как Вы.Удачи Вам в дальнейшей работе. Голос.
Наталья Аркадьевна Захарова # 10 августа 2015 в 19:51 0
Спасибо.
Ольга Константиновна Макарова # 10 августа 2015 в 17:25 0
Интересное занятие! Много познавательной информации о народных игрушках получили дети в ходе занятия! Голос № 7! Удачи Вам!
Наталья Аркадьевна Захарова # 10 августа 2015 в 19:51 0
Спасибо.
Наталья Александровна Ермакова # 10 августа 2015 в 18:09 +1
Здравствуйте,Наталья Аркадьевна! Поздравляю с дебютом, очень интересная разработка, конечно голос! Присоединюсь к мнению коллег по поводу иллюстраций, Вы забыли указать автора, ну мы все через это прошли, желаю творческого вдохновения и хорошего настроения!
Наталья Аркадьевна Захарова # 10 августа 2015 в 19:51 0
Спасибо.
Наталья Константиновна Клочкова # 10 августа 2015 в 21:50 0
Наталья Аркадьевна, интересное мероприятие. Дети много узнали о русских игрушках, о работе русских умельцев. Голосую
Светлана Александровна Турышева # 11 августа 2015 в 00:36 0
Здравствуйте! Очень интересный конспект занятия. Наши дети должны знать о народном искусстве!Голос.
Кельдибекова Эльвира Халитовна # 11 августа 2015 в 04:52 0
Наталья Аркадьевна, вы молодец!Народные промыслы -это такой кладезь для творчества. Замечательно, что вы приобщаете к этому детей.Голос.
Любовь Сергеевна Новоселова # 11 августа 2015 в 06:10 +1
Доброе утро, Наталья Аркадьевна. Спасибо за приглашение на занятие по декоративно-прикладному творчеству. Интересно, я бы добавила иллюстраций. Мой голос №11, успехов.
Елена Геннадьевна Серёгина # 11 августа 2015 в 19:12 0
Здравствуйте Наталья Аркадьевна. Понравилось Ваше занятие. Интересно какие рисунки нарисовали ваши ребята. Желаю Вам творческих успехов. Голосую!
Елена Горбунова # 11 августа 2015 в 21:13 0
Добрый вечер, Наталья Аркадьевна! Спасибо за приглашение! Интересное, насыщенное занятие-ярмарка, где дети обогатили свои знания о народных промыслах, весело играли. В начале занятия интересно поставлена проблема, с которой дети успешно справились, у Вас дети много и активно говорят, рассказывают о разных народных промыслах. Молодец!
У меня небольшой вопрос: в конце у Вас рисунки детей о том, что вам понравилось - это рефлексия или переход к продуктивной деятельности на другое занятие? Удачи и успехов! Голос!
Наталья Аркадьевна Захарова # 11 августа 2015 в 22:17 0
Елена,здравствуйте.Спасибо за ваши коментарии.В конце была рефлексия,чтобы дети отдохнули и поделились своими впечатлениями с помощью рисунка.
Светлана Васильевна Новоселова # 13 августа 2015 в 05:19 +1
Доброе утро, Наталья Аркадьевна. Спасибо за приглашение на занятие по народным промыслам. Хорошо подобран литературный материал. Дети активны, значит Ваша работа обязательно найдёт отклик в их сердцах. Мой голос №15. Успехов, жду в гости!
Сидорова Зоя Григорьевна # 20 августа 2015 в 22:59 0
Наталья Аркадьевна! Материал занятия «Пёстрые игрушки: матрёшки, погремушки».
обогащает представление детей о народных промыслах, историей их возникновения. такой материал позволяет развивать умение различать стилистические особенности разных промыслов, художественно эстетическое восприятие, умение эмоционально откликаться на образы народного искусства, эстетически их оценивать, формировать уважительное отношение к национальным традициям. материал востребованный, интересный, доступный детям. Голос!
Зоя.
Елена Дмитриевна Шадрина # 23 августа 2015 в 13:03 0
Добрый день, Наталья Аркадьевна! Прочитала Ваш конспект занятия в старшей группе по музейной программе "Мы входим в мир прекрасного". Написан грамотно. Цель и задачи были достигнуты. Занятие, а сейчас это НОД - получилось познавательное. Ребята познакомились с историей возникновения народных промыслов.
Желаю Вам успехов!
Примите голос.
Олеся Викторовна Андреева # 23 августа 2015 в 13:29 0
Наталья Аркадьевна, здравствуйте! Разрешите поздравить Вас с первой публикацией! Занятие составлено методически верно, четко прописаны задачи.Очень хорошо, что уже в таком возрасте используется групповая работа. Знакомство с народными промыслами будет полезно ребятам в дальнейшем. Желаю Вам успехов. Спасибо!